Волшебный мир аленького цветочка
игра-путешествие
225 лет со дня рождения, русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова
Цель: формирование умения видеть вокруг себя прекрасное посредством сказки, доказывать, что чудеса может совершать каждый – необходимо только быть честным, справедливым, помогать нуждающимся, как этому учат добрые герои сказок.
Задачи:
1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся об авторской сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».
2.Совершенствовать умение детей правильно отвечать на вопросы, строить связную речь.
3.Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
4. Воспитать любовь к сказкам, устному народному творчеству, потребность в чтении книг, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Ребята, наша сегодняшняя с вами встреча посвящена русскому писателю Сергею Тимофеевичу Аксакову и одной из незабываемых его сказок – «Аленький цветочек». Это чистая, красивая, добрая сказка со счастливым концом, которая до сих пор пользуется большой популярностью у детей и взрослых.
Сергей Аксаков родился 1 октября 1791 года в родовитой, но обедневшей дворянской семье в городе Уфе. В городе и в имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской области прошли его детские годы. Жизнь мальчика началась тяжёлой болезнью. Может быть, именно это сделало так, что первым и самым сильным чувством, зародившимся в Серёжиной душе, была жалость ко всем страдающим и слабым.
Мать не покорялась злой воле природы. Просыпаясь среди ночи или приходя в сознание после обморока, Сергей видел тревожные и нежные глаза своей мамы. Мама выходила Серёжу, после болезни и уже с детства он понимал, что всё живое в нём даровано и сохранено материнской самоотверженностью.
Городской дом Аксаковых окружал небольшой сад. Как-то, сидя на окошке, Сергей услышал жалобный визг и стал просить мать, чтобы послали посмотреть, кто это плачет. Дворовая девушка вернулась, неся в пригоршнях крошечного, ещё слепого щенка. В мире мальчика появилась неказистая дворняжка Сурка. Сурку Сергей учил, кормил, оберегал.
Когда Серёжа капризничал, его выносили из дому и сажали в распряжённую карету. Он сразу успокаивался; ему казалось, что он едет, мчится в неведомые края. Из Уфы они часто семьёй ездили в имение деда. Всё его детство пронизано дорогой: поездками в дальние сёла к родным. Переправами через реки Белую и Волгу. Через болота и лес. Сергей был обезумлен природой. Он наблюдал за птицами, слышал их пение.
Зимой в Уфе к Серёже Аксакову стал ходить Матвей Васильевич, преподаватель народного училища, и учить его чистописанию. Чтобы Серёже было не так скучно, ему подыскали товарища, мальчика Андрюшу из соседской бедной семьи. И вот Серёжа заметил, что, даже если бы они с Андрюшей писали одинаково неудачно, отметки ставились разные: ему – «не худо», а Андрюше – «посредственно». И так повторялось всякий раз.
Однажды Матвей Васильевич повёл Серёжу в народное училище. Тут учитель, прежде казавшийся добряком, странно изменился. – Не знаешь? На колени! – крикнул он, когда Серёжа, вызванный к доске, не смог ответить урока.
По окончанию занятий трое сторожей, вооружённых пучками прутьев, принялись сечь мальчиков, стоявших на коленях за доской. «Слишком рано получил я это раздирающее впечатление и этот страшный урок! Он возмутил ясную тишину моей души», - писал впоследствии Аксаков.
Серёжа увидел, что люди вокруг делятся на свободных и крепостных. У мальчика рано проснулся светлый и печальный интерес к народной жизни. Он понял, что нельзя закрывать глаза на неправду и жить нужно по совести.
В жизнь Сергея Аксакова рано входят книги. Он жадно читает всё, что попадётся. Чтение пробудило тягу к сочинительству. О том, что он услышал или прочитал, по-своему пересочиняя, мальчик рассказывал сестрёнке.
Он сочинял и рассказывал сестре, что в саду дедушкиного дома – пещера, там обитает Змей Горыныч о семи головах; но он отрубит у змея все головы. Сестричка пугалась: худо спала, плакала. Он жалел её, но втайне гордился тем, что выдуманные им истории так волнуют сестру. Сергей Аксаков начинал предчувствовать «силу слов» - своих, рождённых собственным жизненным опытом, собственным воображением. Уже всё главное для писателя поселилось в его душе.
Долгие годы Сергей Тимофеевич Аксаков был известен как хлебосольный московский барин, радостно встречающий гостей; страстный театрал; охотник, исходивший подмосковные леса и болота; неутомимый рыболов. Он был отзывчивым человеком, заботливым мужем и отцом.
Но однажды, когда Сергею Аксакову было пятьдесят лет, произошла встреча с русским писателем Николаем Гоголем. Сергей Тимофеевич перечитал многие произведения Гоголя. Он был потрясён его произведениями, обезумлен Гоголем. Строки Гоголя были как капли дождя; влага поднялась испарениями со всей земли и грозой провалилась на страну. Сочинения Николая Гоголя многое пробудили в Аксакове. После пятидесяти лет у Сергея Тимофеевича наступает пора свершений.
В пятьдесят четыре года Сергей Тимофеевич Аксаков начинает писать. Седая борода обрамляет осунувшееся лицо, левый глаз почти ослеп, да и правый видит так плохо, что Сергей Аксаков не может сам писать – приходится диктовать. Вышли книги Аксакова «Записки об ужении рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», очерк «Собирание бабочек». Одно за другим появляются самые главные произведения Сергея Тимофеевича Аксакова «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», где он пишет о своём детстве и его знаменитая сказка «Аленький цветочек», которую ему рассказала ключница Пелагея.
Сегодня мы с вами будем говорить о сказке «Аленький цветочек».
Давайте же пройдемся по страницам этой замечательной сказки, представим себя ее героями, как положительными, так и отрицательными, попробуем "сорвать заветный аленький цветочек", приносящий счастье.
Итак, викторина – презентация «Волшебный мир аленького цветочка».
( презентация)
В этой сказке, как и в любой другой, происходит победа добра над злом. Прекрасный язык сказки сделал ее шедевром и определил ее место в классике детской литературы. Столько лет читают эту сказку, и не стареет она.
В этом году мы отмечаем 225-летний юбилей писателя С.Т.Аксакова.
Ребята, вы наверное обратили внимание на то, что в сказке много непонятных слов для вас встречается.
Сейчас я предлагаю вам игру. На разноцветных листиках-закладках написаны старинные слова из сказки «Аленький цветочек». Вам нужно будет взять цветной листик-закладку со старинным словом, прочитать его и объяснить, что обозначает это слово.
Если не знаете значение слова, то можно использовать подсказку: откройте книгу С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» с закладкой того же цвета и прочитайте вслух, что обозначает это слово.
( По 5 слов на команду.)
Вот и закончилась наша игра-путешествие. Главное в сказке «Аленький цветочек» – доброта и любовь. Аленький цветочек – символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается – становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание – самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг нас сделать лучше, чище, красивее.
Спасибо вам. Удачи. Терпимости. До свидания.