ФИО: Донцова Елена Васильевна, педагог-психолог;
Дильжанова Зульхия Абельхановна, заместитель директора по воспитательной работе
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Адамовская средняя общеобразовательная школа №1 им. М.И.Шеменева» п.Адамовка, Адамовского района, Оренбургской области.
Электронная почта:[email protected]
Направление сборника: «Дети с ОВЗ: существующие подходы и новые решения к их сопровождению».
Волшебный мир сенсорной комнаты
Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Дэвид Бланкет
В России по отношению к детям-инвалидам наблюдается переход от концепции «культуры полезности» к концепции «культуры достоинства». Это значительный показатель зрелости общества и уровня его морально-нравственных принципов. С учетом роста популяции детей-инвалидов особую актуальность приобретает задача их интеграции в социум, и образовательные учреждения начинают решать проблемы.
В настоящее время в нашей школе реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Данная программа предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров - дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей.
На первом этаже школы оборудована сенсорная комната, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы. Это - профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников и выпускников. Она создаёт ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей, в которой ребенок не только расслабится, но и получит новые представления о мире, новые ощущения, сможет зарядиться энергией для активной деятельности.
Для занятий в сенсорной комнате разработана программа коррекционно-развивающих занятий «Волшебный мир сенсорной комнаты». Данная программа дает возможность ребенку адаптироваться к новым условиям жизни, создает у него чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, игровой деятельностью, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать. Кроме того, детей с ограниченными возможностями чрезвычайно важно обучить приемам саморасслабления и снятия психомышечного напряжения.
Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:
вводная (ритуал приветствия, разминка);
основная (релаксация, игра);
завершающая (подведение итогов, ритуал прощания).
Приведем пример одного из таких занятий.
Коррекционно-развивающее занятие
Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
• профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
• создание положительного эмоционального состояния;
• формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
• облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
• формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;
• развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом (у детей);
• развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления (у детей).
Метод работы: релаксация.
Методики работы:
• цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);
• звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);
• ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека).
Примеры используемого оборудования:
1. Воздушно - пузырьковая трубка
2. Комплект зеркальных панелей к трубке
3. Стол для рисования песком
4. Пучок фибероптических волокон с боковым свечением
5. Источник света
6. Модуль «Молния»
7. Настенное интерактивное панно «Бесконечность»
8. Звездное небо
9. Зеркальный шар с мотором
10. Сухой бассейн
11. Мат.
I.Ритуал приветствия
Игра « Волшебный клубок»
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Ведущий передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до ведущего.
II. Основная часть
1. Подготовка к эффективному восприятию.
Педагог. Дети, посмотрите в окно. Какая сегодня погода? Варианты ответов детей: теплая, жаркая, как летом,солнечная и т. д.
Педагог. Как вы думаете, а внутри человека может быть погода? Варианты ответов детей: «У меня внутри радостно,как будто солнышко светит, потому что на физкультуре заняли первое место»; Мне грустно, словно дождик льет, потому что моя кошка заболела, и я переживаю» и т. д.
Педагог. Погода внутри вас — это и есть ваше настроение. Ваше настроение можно определить цветовой гаммой. Перед вами волшебная колонна. Вней плавают разноцветные рыбки, вода «кипит» пузырьками, а цвет воды все время меняется.
Дыхательное упражнение. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.
И. п. — сидя в кресле. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
Глазодвигательное упражнение. И. п. — сидя в кресле. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положениях. Причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать пузырьковую колонну. В начале освоения этих упражнений ребенок следит за рыбками, затем за предметом, перемещаемым взрослым, потом учится передвигать его самостоятельно, удерживая сначала в правой, потом в левой руке, а затем в обеих руках вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
2. Занятия в сухом бассейне
Данные упражнения направлены на развитие двигательных способностей ребенка, а также на укрепление здоровья в целом.
Воронки — упражнение для развития координации и массажа верхних конечностей. Дети стоят снаружи бассейна. Сначала опускают поочередно в бассейн левую и правую руку и делают круговые движения. Затем опускают обе руки и теперь делают одновременно вращательные движения.
Ныряем — упражнение выполняется с целью массажа шейных мышц. Исходное положение — стоя в наклоне у бассейна, при этом руки опущены в бассейн. Выполняется наклон в бассейн вниз с одновременными поворотами головы вправо-влево. Ребенок должен стараться зарыться головой в шарики и достать дна.
Перекаты - упражнение для массажа мышц туловища. Ребенок лежит у бортика в бассейне на спине, при этом руки подняты вверх. Необходимо перекатываясь добраться до противоположного бортика.
Не замочи рук — целью данного упражнения является развитие динамической и статической координации. Исходное положение - стойка в бассейне ноги врозь. Сначала необходимо выполнить стойку с различным положением рук, стараясь сохранить равновесие. Затем постараться пройти по периметру бассейна без опоры руками, при этом сохраняя равновесие.
Велосипед — осуществляется массаж подошв стоп, а также икроножных мышц. Сидя, спиной к бортику бассейна, прямые руки в стороны на бортике, ноги вместе вытянуты вперед. Необходимо выполнять движения ногами, как на велосипеде, при этом стараясь разогнать, как можно больше шариков в стороны.
3.Игра светозвуковым модулем «Молния». На звук грома дети громко выдыхают «Ха!»
4. Игра «Дотронься до…»
Педагог: Посмотрите, как много цветов на тактильной доске. По моей команде необходимо дотронуться до определенного цвета, который я назову.
III. Ритуал прощания
Игра «Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.
Подведение итогов занятий в сенсорной комнате: обсуждение самочувствия, эмоционального состояния, умение и применения способности к релаксации.
Занятие в сенсорной комнате помогают детям с ограниченными возможностями здоровья понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобрести навыки произвольной саморегуляции, снимают эмоциональное напряжение, улучшают внимание, воображение, сенсомоторные навыки, познавательные и эмоционально-волевые сферы.
Литература:
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь, 2007
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.:Речь, 2008
Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната
ФопельК.Как научить детей сотрудничать? Ч.1-3.М., 1998