СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«волшебные краски»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Данная программа, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Моя задача — разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Данная программа рассчитана для  детей среднего школьного возраста (от 8 до 9 лет), рассчитана на 265 часов, ориентирована на то, чтобы дать им систематизированное образование по изо, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, прикладная композиция, композиция, беседы по искусству.

Тем самым программа не только дает основательную базу по изо, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создает для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития.

Цель и задачи программы

Цель программы — обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

Задачи программы

Обучающие знакомство с жанрами изобразительного искусства;

  • знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
  • приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Развивающие

  • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
  • развитие колористического видения;
  • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;
  • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
  • формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
  • развитие    коммуникативных    умений    и    навыков,    обеспечивающих    совместную деятельность  в  группе,  сотрудничество,  общение  (адекватно  оценивать  свои  достижения  и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные:

•  формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

  • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
  • воспитание аккуратности

В результате реализации программы предполагается достижения определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

 

К концу учебного года дети будут знать:

  • основные и дополнительные цвета;
  • цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);
  • понятие симметрии;
  • свойства красок и графических материалов;
  • основные законы композиции;
  • различные виды графики;
  • свойства различных художественных материалов;
  • основные жанры изобразительного искусства;

                                                   уметь:

  • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
  • правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
  • грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;
  • работать самостоятельно в коллективе;
  • работать в различных жанрах;
  • выделять главное в композиции;
  • сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
  • строить орнаменты в различных геометрических фигурах;
  • критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей.

 

 

Просмотр содержимого документа
««волшебные краски»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЧЕРНЯХОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ИМЕНИ МАРИИ ТЕНИШЕВОЙ»
















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩАРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»



Для учащихся 8-9 лет

Срок реализации 1 год

Кол-во часов: 265




Составитель: Баркалова Екатерина Андреевна

Преподаватель высшей категории










Черняховск 2016



Содержание

  1. Пояснительная записка


  1. Учебно-тематический план

  1. Содержание предмета


  1. Список литературы и средств обучения






























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Данная программа, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Моя задача — разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Данная программа рассчитана для детей среднего школьного возраста (от 8 до 9 лет), рассчитана на 265 часов, ориентирована на то, чтобы дать им систематизированное образование по изо, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, прикладная композиция, композиция, беседы по искусству.

Тем самым программа не только дает основательную базу по изо, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создает для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития.



Цель и задачи программы

Цель программы — обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.



Задачи программы

Обучающие знакомство с жанрами изобразительного искусства;

  • знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

  • приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

Развивающие

  • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

  • развитие колористического видения;

  • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

  • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

  • формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

  • развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

Воспитательные:

формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

  • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

  • воспитание аккуратности



В результате реализации программы предполагается достижения определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.



К концу учебного года дети будут знать:

  • основные и дополнительные цвета;

  • цветовую гамму красок (теплые, холодные цвета);

  • понятие симметрии;

  • свойства красок и графических материалов;

  • основные законы композиции;

  • различные виды графики;

  • свойства различных художественных материалов;

  • основные жанры изобразительного искусства;

уметь:

  • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

  • правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

  • грамотно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;

  • работать самостоятельно в коллективе;

  • работать в различных жанрах;

  • выделять главное в композиции;

  • сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;

  • строить орнаменты в различных геометрических фигурах;

  • критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Цели и задачи дополнительной образовательной программы, реализуемой в изостудии «Акварелька»

Цели программы:

  • обучение детей основам изобразительной грамоты;

  • активное творческое развитие их с учетом индивидуальности каждого обучающегося в изостудии;

Задачи:

обучающие:

  • ознакомить с жанрами изобразительного искусства;

  • ознакомить с различными материалами и техниками изобразительного искусства;

  • обучить основам живописи

развивающие:

  • развить творческие способности и навыки обучающихся в изостудии

  • способствовать развитию у обучающихся памяти, внимания, фантазии, воображения и чувственно-эмоциональных проявлений в творческой сфере;

  • развить самостоятельность в творческой работе;

  • развить стремление учащихся к творческим победам;

воспитательные:

  • формировать у обучающихся устойчивый интерес к занятиям художественным творчеством;

  • воспитывать волю, трудолюбие и аккуратность.













Ожидаемые результаты:

По истечении учебного года дети будут владеть следующими знаниями и умениями:

  • знать понятие живопись;

  • освоят работу с акварельными и гуашевыми красками;

  • освоят правила смешения цветов, расположение цветов в определённой последовательности;

  • будут уметь лепить цветом формы, овладеют техническими приёмами акварельной живописи и основами цветоведения;

  • будут знать основные пропорции фигуры и головы человека;

Для подведения итогов работы используются на выставках рисунков в различных конкурсах.


Учебно-тематический план

I-е полугодие (128 часов)



Название темы

Количество часов

теория

практика

общее

1

Введение в программу. Знакомство с программой, цели и задачи программы.




2

Живопись. Свойства красок.




3

«Волшебница кисточка» и волшебные превращения красок




4

«Теплые и холодные цвета»




5

«Серо-черная поэзия»




6

«Красочное настроение»




7

«Основы цветоведения» Гармония цвета




8

Нарисуем блюдо




9

Декоративная работа «платок для мамы»




10

В мире волшебных сказок




11

Иллюстрирование сказки А.С. Пушкина




12

Волшебный узор




13

Композиция по наблюдению




14

Передача сюжетно-смысловых связей в композиции




15

Композиция по представлению




16

Композиция по памяти и представлению




17

Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»





Всего:













Учебно-тематический план

2-е полугодие (137 часов)



Название темы

Количество часов

теория

практика

общее

1

Волшебная линия




2

Точка – подружка линии




3

Выразительность пятна




4

Осенние листья




5

Изобразительные возможности линии




6

Выразительность графического узора




7

Оконный переплёт, ограда




8

Изображение растительного микромира (травы, цветы, сухие растения)




9

Изображение своего любимого животного




10

Техника «Декупаж»




11

Аппликация «Петушок»




12

«Скорлупки»




13

«Нарисуем поднос»




14

«Акриловый контур, акриловые краски». Приёмы работы




15

Декоративная композиция «Витраж»




16

«Декоративный горшочек»




17

«Декоративная птица»




18

«Декоративная тарелочка в технике «пойнт-ту-пойнт»





Всего:







Содержание темы


I-е полугодие



Тема 1. Введение в программу. Знакомство с программой, цели и задачи программы.


Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом. Соблюдение техники безопасности в группе, организация рабочего места, знакомство с художественными материалами и оборудованием.


Тема 2. Живопись. Свойства красок.


Живопись как язык цвета. Цветное изображение окружающего мира.

Свойства красок.

Особенности гуаши: плотная, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя другим, легко смешивается, возможно получать разнообразные спецэффекты.

Особенности акварели: прозрачность, нежность. Знакомство с различными приёмами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливание цвета в цвет). Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Практическая работа: работа с красками. Выполнение задания «Вальс красок», «Витражные окошки».

Материалы для работы: акварель, гуашь, кисти, вода, бумага А 4.


Тема 3. «Волшебница кисточка» и волшебные превращения красок


Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жесткие, мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за ними. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: штрих, дождик, волна, зигзаг, пятно, точка и т.д. Основные краски у «волшебницы кисточки» (красная, синяя, желтая). Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.

Практическая работа: выполнение задания «Радуга-дуга», «Салют», «Цветик-семицветик».

Материалы для работы: акварель, кисти, вода, бумага А 4.

Зрительный ряд: работы учащихся, таблицы смешения цветов.


Тема 4. «Теплые и холодные цвета»


Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная вьюга, огонь). Деление цветов (цвет солнца, ощущение тепла). Особенности холодных цветов (чувство холода, цвет зимы). Взаимоотношения теплых и холодных цветов.

Практическая работа: выполнение заданий. Упражнение на зрительную и ассоциативную память. «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес»,

Материалы для работы: акварель, кисти, вода, бумага А 4.



Тема 5. «Серо-черная поэзия»


Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлости). Богатство оттенков серого цвета. Возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до черного. Понятие возможностей перспективы при использовании ахроматических цветов. (дальше-светлее, ближе - темнее).

Практическая работа: выполнение заданий: «Горы», «Туман».

Материалы для работы: цвета: черный, белый; кисть, вода, бумага А 4


Тема 6. «Красочное настроение»


Деление цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность, как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или черной краски. Блёклые красочные сочетания. Изменение «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении черной краски цвета (тревожность, уныние, тяжесть).

Практическая работа: выполнение заданий «Воздушный замок», «Шары в небе», «Темный лес», «Ураган».

Материалы для работы: акварельные краски, белая гуашь, кисти, вода, бумага А - 4.


Тема 7. «Основы цветоведения». Гармония цвета.


Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоничным сочетанием цвета и «красочным винегретом».

Практическая работа: выполнение заданий «Дары осени», «Зимняя сказка», «Осенний букет».

Материалы для работы: акварель, гуашь, кисти, вода, бумага А -3.

Зрительный ряд: репродукции: Сарьяна, Рериха, В. Ван-Гога, работы учащихся из методического фонда.


Тема 8. Нарисуем блюдо.

Выполнение эскиза узора в круге (декоративное оформление тарелки, блюда). Научить детей способам кистевой росписи, направленной на выработку умения свободно владеть кистью (используя различные её положения для получения широких и узких полос, волнистых и дугообразных мазков, точек и завитков, меняя их расположение). Поддерживать интерес каждого ребенка к творческому воображению народных образов в разной технике. Расширить знания и представления детей о народных промыслах, воспитать любовь и уважение к народным традициям в искусстве.

Практическая работа: самостоятельно составить схематичный предварительный эскиз. Далее начать работу над линейным построением рисунка узора в круге. Проводится круг (почти в размер всего листа бумаги), тонкими линиями намечается узор. Выполнить работу гуашевыми красками, используя различные колористические гаммы.)

Материалы: циркуль, бумага, гуашь, кисти, вода, карандаш.

Зрительный ряд: изделия декоративно-прикладного творчества народных промыслов (Гжель, Жостово, Хохлома).


Тема 9. Декоративная работа «Платок для мамы».

Украшение платка из растительных узоров по предварительному эскизу. Задача: требование цветовой гармонии, выразительности цветового решения с использованием различных колористических гамм. Ограниченная палитра сближенных цветов. Закрепление умения создавать узор в квадрате, располагать элементы в середине и по углам квадрата в различном сочетании цветов.

Практическая работа: выполнение декоративной работы начинаем с эскиза в квадрате. Нарисовать орнамент на квадратной форме, используя разнообразные композиционные размещения орнамента, также орнамент можно расположить свободно. Выполнить в цвете в любой колористической гамме.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, вода, карандаш.

Зрительный ряд: таблицы с изображением платков из Павлово-Посада, работы учащихся.


Тема 10. В мире волшебных сказок.

Сочинить иллюстрацию к сказке. Развить творческое воображение у детей, способность фантазировать и изображать творчески художественные образы полюбившихся сказочных героев. Развить композиционные способности, выделять главное и характерное.

Практическая работа: поэтапное выполнение композиции:

1. Создание эскиза.

2. Выполнение линейного рисунка в карандаше.

3. Первоначальное покрытие основных цветовых пятен персонажей и фона. 4. Продолжить работу, уточняя тональные и цветовые отношения.

5. Выделить сюжетно-композиционный центр. 6. Проработать детали, обобщить и завершить композицию

Материалы: бумага А-3, акварель, гуашь, кисти, вода.

Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам, репродукции картин В.М. Васнецова, И.Я. Билибина, М.А. Врубеля а также прочитывание сказок и обсуждение вместе с детьми.


Тема 11. Иллюстрирование сказки А.С. Пушкина.

Познакомить детей с творчеством великого русского писателя А.С. Пушкина. Вспомнить замечательные произведения, зачитать наиболее яркие эпизоды из сказок: «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане», «О попе и работнике его Балде» и др. Развивать композиционные способности у детей, фантазию и творческое воображение, умение выделять главное, существенное.

Практическая работа: выбрать для композиции сюжет из полюбившейся сказки А.С. Пушкина. Поэтапно выполнить композицию:

1. Нарисовать рабочий эскиз.

2. Выполнить рисунок композиции в карандаше.

3. Прокрыть основные цветовые пятна персонажей.

4. Уточнить тональные и цветовые отношения, выделить сюжетно-композиционный центр.

5. Проработать детали.

6. Обобщить и завершить работу.

Материалы: бумага А-3, гуашь, акварель, кисти, вода, карандаш.

Зрительный ряд: рисунки детей из методического фонда, произведения А.С. Пушкина.


Тема 12. Волшебный узор .

Самостоятельное составление узора из стилизованных листьев и ягод. Ознакомление детей с росписью мастеров Хохломы. Задача: развивать у учащихся творческое воображение, научить выделять элементы хохломской росписи (листок, ягодка, травка) и видеть их красоту. Закреплять умение украшать полоску бумаги, используя линии, мазки, точки. Развивать навыки в кистевой росписи на примерах типовых элементов хохломской росписи. Научить правильно держать кисть в руке.

Практическая работа: в полосе выполнить хохломскую травку:

1. Провести основную ведущую линию (которая задает движение всем элементам, составляющим орнамент).

2. Далее выполняется травка, которая подчиняется движению основной линии, травка по своему очертанию напоминает кустик, состоящий из мелких и крупных штрихов кистью. Уместно на этом занятии напомнить о ритме в композиции.

Материалы: полоса бумаги, гуашь, кисти, вода, карандаш.

Зрительный ряд: таблицы с видами хохломской росписи, рисунки детей из методического фонда.

Тема 13. Композиция по наблюдению.

«Деревья зимой», «Ветка за моим окном», «Ветвистое дерево». Сочетание силуэтного пятна и линии, преодоление штампа при изображении предметов: развитие способности наблюдать и рассматривать предметы, передавать характерные черты строения, общую форму, особенности предметов близких по форме, красоту изгибов и узора ветвей, постепенное сужение ствола и веток.

Практическая работа: протонировать бумагу голубым или серо-голубым цветом. После высыхания лёгкими карандашными линиями изобразить любую композицию из заданных тем, стараться передать особенно характерные строения веток, деревьев (ломкие, изогнутые, плавные), свободно владеть кистью. Работу вести в спокойной колористической гамме.

Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти, вода, карандаш.

Зрительный ряд: рисунки детей из методического фонда.


Тема 14. Передача сюжетно-смысловых связей в композиции.

Выполнение композиции на заданную тему с двумя-тремя персонажами, объединенными одним действием: «Игра в шахматы», «Разговор», «Готовим обед» и т.д. Определение в композиции листа обстоятельства действия и взаимодействия персонажей, выявление жестами и позами роль каждого из них. Выполнение данного задания закрепляет у школьников умение компоновать группу людей, объединённых одним сюжетом, умение с помощью цвета выражать свое отношение к изображаемому.

Практическая работа:

1. Работа начинается с компоновки сюжета темы в рабочем эскизе.

2. Выполнить линейный рисунок в листе, следить за тем, чтобы части композиции были уравновешены.

3. Покрыть основные цветовые пятна фигур и фон.

4. Продолжить работу, уточняя тоновые и цветовые отношения.

5. Проработать детали.

6. Обобщить и завершить работу.

Материалы: бумага А-3, акварель, кисти, вода, карандаш.

Зрительный ряд: рисунки детей из методического фонда.


Тема 15. Композиция по представлению.

Ритмическая организация изображения способом повторения и группировки предметов, использование чередования элементов близких по форме, цвету, величине.

Практическая работа: размещение композиции на листе, соблюдая простейшие смысловые связи между ними, передача настроения сюжета цветом. Цветом выделить плановость композиции, правильно сгруппировать и разместить предметы.

Материалы: бумага А-3, гуашь, кисти, вода, карандаш.

Зрительный ряд: рисунки детей из методического фонда, методические пособия и иллюстрации.

Тема 16. Композиция по памяти и представлению

Научить детей выражать главную мысль в рисунке, выделять главного героя или элемента изображения средствами композиции (крупный план, размещение в центре, внимание к деталям и подробностям). Темы для работы: «Башни Кремля», «Клоуны в цирке», «Моя учительница».

Практическая работа:

1.Работа начинается с выбора темы и разработки рабочего эскиза.

2. Выполнить линейный рисунок на листе.

3. Прокрыть основные цветовые пятна фигур и фон.

4. Продолжить работу, уточняя цветовые и тоновые отношения.

5. Проработать детали, выделяя главное и основное в композиции.

6. Обобщить и завершить работу

Материалы: бумага А-3, гуашь, кисти, вода, карандаш.

Зрительный ряд: работы учащихся, методические пособия.


Тема 17. Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок».

Познакомить детей с русской народной сказкой «Колобок». Научить равновесию, взаимосвязи сказочных героев, соподчинению элементов в композиции. Уметь передать связи предметов в сюжетном рисунке, выражение сюжета через характер, позы, движения.

Практическая работа:

1. Начать композицию с рабочего эскиза.

2. Линейно построить рисунок, следя за тем, чтобы части композиции были уравновешены.

3. Кистью покрываем основные цветовые пятна фигур.

4. Продолжаем работу. Уточняя тоновые и цветовые отношения.

5. Прорабатываем детали, уточняем и завершаем работу.

Материалы: бумага А-3, гуашь, кисти, вода, карандаш.

Зрительный ряд: рисунки детей из методического фонда.




Содержание темы


II-е полугодие




Тема 1. Выразительность пятна.

Линия – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, выселый, спокойный, хитрый, зубастый, прыгучий).

Практическая работа: выполнение задания на тему: «Линейная фантазия», «Морозный узор», «Лабиринты».

Материалы: карандаш, фломастер, гелиевые ручки, бумага А-3, ластик.

Зрительный ряд: работы учащихся.


Тема 2. Точка – подружка линии

Способы получения точки на бумаге: легкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы, техника пуантилизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантилизма с использованием разнообразных рисовальных материалов (маркеры, пастель, фломастеры, карандаши).

Практическая работа: выполнить задания в технике пуантилизма: «Жучки и паучки», «Разноцветные полянки», «Черепашки».

Материалы: фломастеры, гелиевые ручки, бумага А-4, карандаш.

Зрительный ряд: работы учащихся.


Тема 3. Выразительность пятна.

Пятно как украшение рисунка. Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Изображение пятна различными способами: нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов.

Практическая работа: изображение по представлению всевозможных животных и птиц путем дорисовывания кляксы, силуэта.

Материалы: тушь, чернила, перо, бумага А-4.

Зрительный ряд: работы учащихся.


Тема 4. Осенние листья

Рисование с натуры предметов условно плоской формы (осенние листья).

Практическая работа: зарисовка осенних листьев различных пород деревьев, характерные особенности листьев (овальные, круглые, треугольные…)

Материалы: фломастеры, гелиевые ручки, бумага А-4, карандаш.

Зрительный ряд: гербарий листьев, работы учащихся.


Тема 5. Изобразительные возможности линии.

Рисование с натуры ветки дерева без листьев, воспроизведение рисунка изгибов и изломов ветки дерева.

Практическая работа: зарисовать ветку дерева без листьев, наблюдая изящные изломы и изгибы ветки.

Материалы: уголь, пастель, бумага А-3, карандаш.

Зрительный ряд: работы учащихся.


Тема 6. Выразительность графического узора

Сочинение композиции на тему «Деревья». Показать выразительность графического узора с изобразительным смыслом из линий различной толщины и разного характера (мягких, плавных, жёстких, ломаных, упругих).

Практическая работа: по воображению или по памяти сочинить композицию «Деревья». Зарисовать несколько пород деревьев с характерными для него ветвями (береза, ель, дуб, клен).

Материалы: бумага А-3, уголь, пастель, карандаш.

Зрительный ряд: таблицы с изображением различным видом деревьев, работы учащихся.


Тема 7. «Оконный переплёт», «Ограда».

Выразительные возможности чередования графических и линейных элементов, ритм графических элементов.

Практическая работа: сочинить композицию на тему: «Оконный переплёт», «Ограда». Показать чередование графических и линейных элементов.

Материалы: тушь, перо, гелиевая ручка, бумага А-4, карандаш.

Зрительный ряд: наглядные пособия, фотографии мастеров «Каслинское литьё».


Тема 8. Изображение растительного микромира (травы, цветы, сухие

растения).

Рассматривание произведений графики с изображением растений. На бумаге вытянутого формата (по вертикале) выполнить графическую декоративную заставку .

Практическая работа: выполнение работы в технике «граттажа» (покрытие бумаги слоем прозрачной краски, грунтовка воском, покрытие листа черной краской. Процарапывание листа заостренной палочкой).

Материалы: бумага А-4, восковая свеча, палочка, кисть.

Зрительный ряд: веточки растений, цветов, книги и репродукции с изображением растений.


Тема 9. Изображение своего любимого животного

Рассматривание произведений художников-анималистов. Особенности изображения животного, выразительные возможности смешанной техники.

Практическая работа: выполнение в смешанной технике рисунка своего любимого домашнего животного.

Материалы: на выбор - восковые мелки, пастель, тушь, палочка, перо.

Зрительный ряд: альбомы с фотографиями животных, рисунки художников-анималистов: Е. Чарушина, В. Ватагина.



Тема 10. Техника «Декупаж»


Знакомство с техникой «декупаж». Выполнение работы в технике «декупаж».

Практическая работа: очистить поверхность декорируемого предмета от грязи (тарелочки помыть). Отделяем от салфетки верхний красочный слой. Отрываем фрагменты от салфетки, смазываем каждый кусочек клеем и прикладываем к предмету. Заполняем всю поверхность. Даём высохнуть. Далее покрываем работу бесцветным или глянцевым акриловым лаком.

Материалы: тарелка, клей ПВА, вода, кисть, двух или трёхслойные красочные салфетки, лак.

Зрительный ряд: работы учащихся.


Тема 11. Аппликация «Петушок».

Аппликация – один из видов прикладного искусства. Способ создания орнаментов или художественных изображений путём наклеивания различных кусочков бумаги.

Практическая работа: на листе картона нарисовать силуэт петушка. Умело подобрать цветовые сочетания для композиции, вырывать фрагменты из бумаги и приклеивать их на работу.

Материалы: картон, цветная бумага, клей ПВА, ножницы.

Зрительный ряд: таблицы с изображением петушков, детские работы из методического фонда.


Тема 12. «Скорлупки».


Работа с яичной скорлупой. Декоративная композиция «Волшебный цветок».

Практическая работа: на листе картона изобразить цветок. Подготовленную ранее скорлупу (вымытую, очищенную от плёнок, высушенную) разломать на мелкие кусочки. Каждый кусочек с помощью клея ПВА приклеить к рисунку. После высыхания раскрасить гуашью, покрыть лаком. Уметь аккуратно вести работу, развивать творческие способности, увлекать нестандартными методами обучения.

Материалы: картон, яичная скорлупа, клей ПВА, гуашь, бесцветный лак.

Зрительный ряд: таблицы с изображением цветов, работы учащихся.


Тема 13. «Нарисуем поднос»


Роспись по народным мотивам на предметах быта (подносы разной формы). Познакомить с особенностями жостовской росписи. Разнообразие растительных мотивов на жостовских подносах. Декоративные цветы, их характеристика и особенности.

Практическая работа: готовые бумажные тарелки разных форм затонировать черной гуашью. Создать композицию на основе жостовских, мотивов.

Материалы: бумажные тарелки, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: таблицы с изображением жостовской росписи, книги. Работы учащихся.


Тема 14. «Акриловый контур, акриловые краски, приёмы работы»


Знакомство с акриловыми красками и акриловыми контурами. Выполнение различных элементов росписи с использованием акриловых контуров и красок. Правила работы с ними.

Практическая работа: выполнение различных элементов акриловыми контурами: точечка, зигзаг, кружочек, лучик и т.д.

Материалы: керамическая плитка, акриловые контуры (бронза, медь, серебро, золото), ватные палочки, спиртосодержащая жидкость.

Зрительный ряд: таблицы с выполнением этапов работы, образцы.


Тема 15. Декоративная композиция «Витраж».


Знакомство с техникой «витраж» и её основными правилами (стилизация изображения, условный цвет, выразительные линии контура).

Практическая работа: подготовленную для работы поверхность декорируем по воображению (декоративные листья, цветы, птицы, рыбы )

Материалы: любой предмет (тарелочка, бутылочка, стакан) акриловые краски, кисть, акриловый глянцевый лак.

Зрительный ряд: работы учащихся из методического фонда.


Тема 16. «Декоративный горшочек».


Используя геометрические или растительные мотивы по воображению разрисовать глиняный горшочек акриловыми красками.

Практическая работа: очистить от пыли и грязи с помощью ватного диска, смоченного в растворители, поверхность предмета. Разрисовать горшочек растительным или геометрическим орнаментом. При выполнении задания добиться гармоничного сочетания цветов, используя возможности симметричной и асимметричной композиции. После высыхания покрыть лаком.

Материалы: горшочек для цветов, акриловые краски, кисти, ватные диски, растворитель.

Зрительный ряд: таблицы с геометрическим узорами и растительными элементами, работы учащихся.


Тема 17. «Декоративная птица»


Выполнение росписи «декоративная птица» акриловыми красками на керамической плитке.

Практическая работа: подготовить эскиз по размеру плитки. Очистить плитку. Перенести рисунок на рабочую поверхность. Обвести контуром рисунок и приступить к работе акриловыми красками. После высыхания покрыть работу глянцевым акриловым лаком.

Материалы: керамическая плитка, акриловый контур, краски, кисти, ватные диски, ватные палочки, спиртосодержащая жидкость, глянцевый акриловый лак.

Зрительный ряд: таблицы с изображением птиц, методическая разработка. Работы учащихся.


Тема 18. «Декоративная тарелочка в технике «пойнт-ту-пойнт».


Выполнение росписи декоративной тарелочки в технике «пойнт-ту-пойнт»

Практическая работа: поверхность тарелочки очистить при помощи ватного диска и спиртосодержащей жидкости. Контурами разрисовать тарелочку, соблюдать аккуратность, чтобы не смазать точки. Варианты рисунков любые: геометрические узоры, растительные мотивы, морские и т.д. После высыхания (4 часа) покрыть акриловым глянцевым лаком.

Материалы: тарелочка, акриловые контуры (бронза, медь, серебро, золото, серый, желтый, розовый ), ватные диски, ватные палочки, спиртосодержащая жидкость, глянцевый акриловый лак.

Зрительный ряд: фотографии с изображением предметов, выполненных в технике «пойнт-ту-пойнт», методическая разработка.






Литература для педагога



1. Базанова М. Д. Пленэр. - М.: Изобразительное искусство, 1994.

2. Гусакова М. А. Аппликация.-М.: Просвещение, 1987.

3. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. - СПб.: Детство-Пресс, 2004

4. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

5. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.:Просвещение, 1985.

6. Корнева Г. Бумага. - СПб.: Кристалл, 2001.

7. Луковенко Б. А. Рисунок пером. -М.: Изобразительное искусство, 0.

8. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. - М., Эксмо-Пресс, 2002

9. Михайлов А.М. Искусство акварели. – М: Изобразителььное искусство 1995.

10. Неменский Б. М Изобразительное искусство и художественный труд.- М.:

МИПКРО, 2003.

11. Полунина В.Н. Солнечный круг. У Лукоморья.-М.: Искусствои образование,

2001.

12. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе - М., 1970 г.


13. Барадулина В.А., основы художественного ремесла.- М., 1970 г.


14. Полевой В.М. Популярная художественная энциклопедия – М., 1986 г.


15. Претте М.К. Творчество и выражение. – М., 1981-1985 г,


16. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе – М., 1980 г.