Статья
«Воображение и его развитие в дошкольном возрасте».
Составитель: студентка НТПК №1
Скобелева Е.М
303 группа
Воображение и его развитие в дошкольном возрасте.
Ключевые слова: воображение, активное воображение, пассивное воображение, продуктивное воображение, репродуктивное воображение, прагматическая функция, познавательная функция, психотерапевтическая функция, психодиагностическая функция, агглютинация, акцентуирование, схематизация, типизацию.
Аннотация: В статье раскрывается понятие " воображение". Раскрыты виды и функции воображения. Описана роль художественного воспитания детей в развитии воображения.
Вопрос формирования воображения ребенка дошкольного возраста притягивает к себе изучающий интерес психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности. Актуальность и выбор темы педагогического проекта определяются следующими факторами: во первых, в период дошкольного возраста перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, которой должен придерживаться каждый педагог; во-вторых, педагогу дошкольного учреждения необходимо знать, как правильно развивать воображение у детей.
Прежде чем перейти к рассмотрению понятия "воображение", обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) и отметим, что во главе 4 статья 4.6 говорится о том, что «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре».
Под воображением, Выготский Л.С, понимает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением». А «Философский словарь» определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений». Таким образом, исходя из определений, можно сделать вывод о том, что существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы.
Благодаря воображению, в человеческом сознании возникают образы объектов, которые в данный момент не существуют, но впоследствии могут быть воплощены в конкретные объекты. Способность отражать будущее и действовать согласно ожидаемой, т.е. воображаемой, ситуации характерна только для человека.
Выделяют 4 вида воображения:
активное - пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы;
пассивное - образы такого воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека;
продуктивное - действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается;
репродуктивное - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть.
Воображение проникает в жизнь и творчество человека через ряд функций:
1)прагматическая;
2) познавательная;
3)психотерапевтическая;
4)психодиагностическая.
Прагматическая функция воображения проявляется в использовании формируемых в процесс воображения образов реального мира в решении практических проблем, возникающих в различных сферах деятельности людей.
Психотерапевтическая функция воображения состоит в регуляции психических процессов, состояний, эмоций и физиологических процессов через психологические технологии различного типа.
Психодиагностическая функция воображения использует образы воображения в качестве сигналов, отражающих свойства личности человека и его текущие психические состояния. При этом широкое применение находят тесты проективного типа. Так, рассматривая одну и ту же картинку, один человек видит в ней мрачные мотивы а другой обнаруживает в ней что-то перспективное. Вполне вероятно, что первый обладает пессимистической чертой характера, а другой - оптимистической.
Познавательные функции воображения обеспечивает управление процессами мышления, внимания, памяти и речи - путем ассоциативной увязки их с формируемыми в воображении образами.
Преобразование действительности при помощи воображения происходит не произвольно, оно имеет свои закономерные пути, которые выражаются в различных способах или приемах преобразования, которые используются человеком неосознанно. Психология выделяет несколько таких приемов.
Агглютинация-первый такой способ, т.е. комбинирование или сочетание различных, несоединимых в повседневной жизни частей в новых необычных комбинациях. Он широко применяется в искусстве, науке, техническом изобретательстве, а особенно в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве американских индейцев. Примером может служить классические персонажи сказок человек-зверь или человек-птица;
Акцентуирование (подчеркивание черт) - оно часто достигается при помощи изменения пропорций в различные стороны. Таким приемом пользуется карикатура. Примером могут служить сказочные персонажи: небывало сильный Святогор, крошечный Мальчик-с-пальчик;
Схематизация – когда отдельные представления сливаются, а различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства;
Типизацию, т.е. специфическое обобщение. Для данного приема характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. В этом приеме одни черты вовсе опускаются, другие же упрощаются, освобождаются от деталей и усложнений. В результате весь образ преобразуется. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, художника и так далее.
Таким образом, в воображении, заключена тенденция к иносказанию, аллегории, использованию образов в переносном значении. Все средства литературного творчества (метафора, гипербола, эпитет, тропы и фигуры) показывают проявление преобразующей силы воображения. А все основные формы творческого преобразования мира, которыми пользуется искусство, в конечном счете, отражают те преобразования, которыми пользуется воображение.
Для развития воображения мною был составлен комплекс упражнений на основе программы Лыковой «Цветные ладошки». Данный комплекс составлен на основе программы Лыковой «Цветные ладошки». Комплекс игр предполагается реализовывать в подгруппах, во второй половине дня (после сончаса), 2 раза в неделю.
Таким образом, воображение - это способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё - от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий - первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.
Наиболее интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте. Если воображение преддошкольника вначале ещё очень ограничено и отличается пассивным воссоздающим и непроизвольным характером, то в дошкольном возрасте под влиянием воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте черты.
Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения. Важную роль в развитии воображения имеет художественное воспитание детей.
Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.
И, наконец, хорошо развитое воображение дошкольника станет залогом успешной учебы в школе.
Библиографический список:
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Мин-вом Образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013.
Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская.-Москва: Знание, 1981.-96с.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя. - 3-е изд. - Москва: Просвещение, 1991. - 94 с.
Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопросы психологии. - 1980. - №2. - С. 107-114.
Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника / О. М. Дьяченко. -Москва: Знание, 1986.-184с.
Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 12.- С. 12-15.
Лыкова, И. А. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности «Цветные ладошки». Москва: Карапуз-дидактика, 2006, -257 с.
Полуянов Ю. А. Воображение и способности /Ю. А. Полуянов. - Москва: Знание, 1982. - 96 с.
Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей /Л. Ю. Субботин. -/ Ярославль: Академия развития, 1996. - 142с.
Фарман И. П. Воображение в структуре познания /И. П. Фарман. - Москва: Изд-во РАН, 1994. - 215 с.