СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воплощение идеи вечной жизни в культуре Древнего Египта (презентация к уроку по МХК в 10 классе)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержит разнообразный теоретический, культурологический материал по истории культуры ДревнегоЕгипта. Ориентирована на учащихся 10 класса. Фрагменты могут быть использованы на уроках по Истории Религии и Истории Древнего мира

Просмотр содержимого документа
«Воплощение идеи вечной жизни в культуре Древнего Египта (презентация к уроку по МХК в 10 классе)»

Воплощение идеи вечной жизни Особенности культуры Древнего Египта

Воплощение идеи вечной жизни

Особенности культуры Древнего Египта

Какие вертикальные модели мироздания вы знаете?

Какие вертикальные модели мироздания вы знаете?

Какие горизонтальные модели мироздания вы знаете? В восточной культуре наблюдается несколько иное соответствие – огонь, вода, воздух, металл, дерево и пятая координата. Это пятичленная модель мира (четыре стороны света + середина, центр) образует крест (идея центра и основных направлений, устремление к вечности, солярный знак)

Какие горизонтальные модели мироздания вы знаете?

В восточной культуре наблюдается несколько иное соответствие – огонь, вода, воздух, металл, дерево и пятая координата. Это пятичленная модель мира (четыре стороны света + середина, центр) образует крест (идея центра и основных направлений, устремление к вечности, солярный знак)

 Горизонтальная модель мира Следовательно, число 4 расценивается как символ статической целостности и лежит в основе таких культовых сооружений, как зиккурат, пирамида, ступа, пагода, церковь.

Горизонтальная модель мира

Следовательно, число 4 расценивается как символ статической целостности и лежит в основе таких культовых сооружений, как зиккурат, пирамида, ступа, пагода, церковь.

Пирамида – модель мироздания МИРОВАЯ ГОРА РА МИРОВОЕ ДЕРЕВО ОСИРИС МИРОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Пирамида – модель мироздания

МИРОВАЯ ГОРА

РА

МИРОВОЕ ДЕРЕВО

ОСИРИС

МИРОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Мировая дорога В египетских и месопотамских мифах космос мыслился вдоль большой реки, идентичной образу дороги. В Дpeвнем Египте именно вдоль Нила, между орошаемыми землями и мертвыми Ливийской и Аравийской пустынями, проходила граница, которая, как считали египтяне, разделяла космос и хаос, жизнь и смерть.

Мировая дорога

В египетских и месопотамских мифах космос мыслился вдоль большой реки, идентичной образу дороги.

В Дpeвнем Египте именно вдоль Нила, между орошаемыми землями и мертвыми Ливийской и Аравийской пустынями, проходила граница, которая, как считали египтяне, разделяла космос и хаос, жизнь и смерть.

Пирамида – модель мироздания МИРОВАЯ ГОРА РА МИРОВОЕ ДЕРЕВО ОСИРИС МИРОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ МИРОВАЯ ДОРОГА

Пирамида – модель мироздания

МИРОВАЯ ГОРА

РА

МИРОВОЕ ДЕРЕВО

ОСИРИС

МИРОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

МИРОВАЯ ДОРОГА

Пирамида – идеальный образ Устойчивости Долговечности Абсолютного покоя

Пирамида – идеальный образ

  • Устойчивости
  • Долговечности
  • Абсолютного покоя
Пирамида – модель мироздания ОСИРИС (перевоплощение мёртвого фараона в Осириса → трансформация мёртвого Осириса в солнечного жизнь несущего Ра и в нового фараона на Земле) РА ФАРАОН ОСИРИС Мир мёртвых Слеза Исиды, оплакивающей Осириса Разливы Нила

Пирамида – модель мироздания

ОСИРИС (перевоплощение мёртвого фараона в Осириса → трансформация мёртвого Осириса в солнечного жизнь несущего Ра и в нового фараона на Земле)

РА

ФАРАОН

ОСИРИС

Мир мёртвых

Слеза Исиды, оплакивающей Осириса

Разливы Нила

Особенности климата Забота о посевах как забота об усопших Фараон – воплощение образа смертного царя и бессмертного бога Гора Идея вечной жизни Традиция сохранения тела Мумификация Вертикальная и горизонтальная модель мира Пирамида – символ вечности Воплощение в камне легенды о смерти и возрождении РА Заупокойные храмы

Особенности климата

Забота о посевах как забота об усопших

Фараон – воплощение образа смертного царя и бессмертного бога Гора

Идея вечной жизни

Традиция сохранения тела

Мумификация

Вертикальная и горизонтальная модель мира

Пирамида – символ вечности

Воплощение в камне легенды о смерти и возрождении РА

Заупокойные храмы

Некрополи. Каноны. Магические обряды Жизнь после жизни

Некрополи. Каноны. Магические обряды

Жизнь после жизни

Город мёртвых в Саккаре

Город мёртвых в Саккаре

Эволюция некрополей в Египте Мастаба Ступенчатая пирамида Пирамиды правильной формы Раннее Царство Древнее Царство

Эволюция некрополей в Египте

Мастаба

Ступенчатая пирамида

Пирамиды правильной формы

Раннее Царство

Древнее Царство

Эволюция некрополей в Египте Схематический разрез пирамид: а) Саккара, б) Дашур,  в) пирамида Снофру в Дашуре, д) пирамида Хеопса в Гизе

Эволюция некрополей в Египте

Схематический разрез пирамид: а) Саккара, б) Дашур, в) пирамида Снофру в Дашуре, д) пирамида Хеопса в Гизе

Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало неукоснительно соблюдать ряд условий. Древние египтяне верили, что душа человека (ка) после смерти продолжает жить только в том случае, если тело (ба) останется в сохранности. Поэтому так важно было обязательно сохранить мумию. Для простых людей строят простые гробницы, для знати —  мастабы , а для фараонов даже еще при их жизни — огромные  пирамиды с маленькими труднодоступными камерами, куда помещался саркофаг с мумией и все, что нужно для «вечной» жизни. Иногда сооружались вырубленные в скале гробницы с фасадом в виде рельефа на поверхности скалы, напоминающие своим внутренним убранством жилые помещения, в других случаях — мастабы и пирамиды, которые возводились в виде каменной гробницы над подземными глубиной до 30 м погребальными помещениями.

Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало неукоснительно соблюдать ряд условий. Древние египтяне верили, что душа человека (ка) после смерти продолжает жить только в том случае, если тело (ба) останется в сохранности. Поэтому так важно было обязательно сохранить мумию.

Для простых людей строят простые гробницы, для знати —  мастабы , а для фараонов даже еще при их жизни — огромные  пирамиды с маленькими труднодоступными камерами, куда помещался саркофаг с мумией и все, что нужно для «вечной» жизни.

Иногда сооружались вырубленные в скале гробницы с фасадом в виде рельефа на поверхности скалы, напоминающие своим внутренним убранством жилые помещения, в других случаях — мастабы и пирамиды, которые возводились в виде каменной гробницы над подземными глубиной до 30 м погребальными помещениями.

МАСТАБА надстройка над могилой из сырцового кирпича в Египте

МАСТАБА

надстройка над могилой из сырцового кирпича в Египте

Мастаба от арабского скамья — тип гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями.

Мастаба от арабского скамья — тип гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями.

Мастаба Ти Одна из самых интересных гробниц Древнего царства была открыта Мариеттом в 1865 году.  Мастаба Ти стала богатейшим источником информации о жизни во времена V династии. Ти был царским парикмахером – и это была очень почетная должность, ведь он прикасался к самому царю. Ти удачно женился, стал хранителем нескольких погребальных храмов и пирамид, и даже его дети носили титул «потомок царского рода».

Мастаба Ти

Одна из самых интересных гробниц Древнего царства была открыта Мариеттом в 1865 году. Мастаба Ти стала богатейшим источником информации о жизни во времена V династии.

Ти был царским парикмахером – и это была очень почетная должность, ведь он прикасался к самому царю. Ти удачно женился, стал хранителем нескольких погребальных храмов и пирамид, и даже его дети носили титул «потомок царского рода».

Мастаба Ти Одна из самых интересных гробниц Древнего царства была открыта Мариеттом в 1865 году.  Мастаба Ти стала богатейшим источником информации о жизни во времена V династии. Ти был царским парикмахером – и это была очень почетная должность, ведь он прикасался к самому царю. Ти удачно женился, стал хранителем нескольких погребальных храмов и пирамид, и даже его дети носили титул «потомок царского рода».

Мастаба Ти

Одна из самых интересных гробниц Древнего царства была открыта Мариеттом в 1865 году. Мастаба Ти стала богатейшим источником информации о жизни во времена V династии.

Ти был царским парикмахером – и это была очень почетная должность, ведь он прикасался к самому царю. Ти удачно женился, стал хранителем нескольких погребальных храмов и пирамид, и даже его дети носили титул «потомок царского рода».

ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ НИЛ Отчаянно мычащего теленка тянут на веревке за лодкой и вслед за ним устремляются сначала коровы, а затем и быки. В позах людей на лодке недвусмысленно читается напряжение и страх перед хорошо известной им опасностью. Руководящий работник, стоящий слева на берегу с посохом, настоятельно рекомендует: «уменьшите ваши голоса», а глава группы сопровождения, следующей во второй лодке, предупреждает: «пастух, остерегайся существа, живущего в воде, которое приходит внезапно».

ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ НИЛ

Отчаянно мычащего теленка тянут на веревке за лодкой и вслед за ним устремляются сначала коровы, а затем и быки. В позах людей на лодке недвусмысленно читается напряжение и страх перед хорошо известной им опасностью. Руководящий работник, стоящий слева на берегу с посохом, настоятельно рекомендует: «уменьшите ваши голоса», а глава группы сопровождения, следующей во второй лодке, предупреждает: «пастух, остерегайся существа, живущего в воде, которое приходит внезапно».

Сцена на болоте (северная стена над проходом в коридор).  Ти стоит на папирусной лодке, держа в руках цветки папируса. Жена Неферхетепес, примостившаяся у его ног, вдыхает аромат лотоса, а стоящий на носу ладьи сын захватывает рукой стебель папируса. Для продвижения лодки по болотистому мелководью один из слуг отталкивается шестом от дна, а второй подруливает веслом.

Сцена на болоте (северная стена над проходом в коридор).

Ти стоит на папирусной лодке, держа в руках цветки папируса. Жена Неферхетепес, примостившаяся у его ног, вдыхает аромат лотоса, а стоящий на носу ладьи сын захватывает рукой стебель папируса. Для продвижения лодки по болотистому мелководью один из слуг отталкивается шестом от дна, а второй подруливает веслом.

Приготовление хлеба

Приготовление хлеба

Ступенчатая пирамида

Ступенчатая пирамида

Пирамиды Египта Название Местонахождение Пирамида Джосера Архитектор, дата Город мёртвых Саккара Описание Имхотеп

Пирамиды Египта

Название

Местонахождение

Пирамида Джосера

Архитектор, дата

Город мёртвых Саккара

Описание

Имхотеп

Пирамида Джосера Стоит на прямоугольной площадке разме­ром 545×278 метров (около 15 га). Участок имеет ярко выраженную меридиональную ори­ентацию длинной оси. Это первое сооружение в Египте, выполненное полностью в камне (белый известняк). Доминантой комплекса служила огромная ступенчатая пирамида высотой около 60 м. Верхняя часть пирамиды разру­шена временем.

Пирамида Джосера

Стоит на прямоугольной площадке разме­ром 545×278 метров (около 15 га). Участок имеет ярко выраженную меридиональную ори­ентацию длинной оси.

Это первое сооружение в Египте, выполненное полностью в камне (белый известняк). Доминантой комплекса служила огромная ступенчатая пирамида высотой около 60 м.

Верхняя часть пирамиды разру­шена временем.

Пирамида Джосера Ступенчатая пирамида фараона Джосера — это одна из огромнейших в Египте, кроме великих пирамид Гизы. Находится в городе мёртвых Саккара и является одной из самых старых сооружений в мире. Архитектор - Имхотеп, 2650 г. до н. э. За свои заслуги Имхотеп был причислен к лику богов. Египтяне почитали его, как бога архитектуры и медицины. Хранителями пирамиды стали священные птицы – ибисы.

Пирамида Джосера

Ступенчатая пирамида фараона Джосера — это одна из огромнейших в Египте, кроме великих пирамид Гизы. Находится в городе мёртвых Саккара и является одной из самых старых сооружений в мире.

Архитектор - Имхотеп, 2650 г. до н. э.

За свои заслуги Имхотеп был причислен к лику богов. Египтяне почитали его, как бога архитектуры и медицины.

Хранителями пирамиды стали священные птицы – ибисы.

Пирамида Джосера Джосер Имхотеп

Пирамида Джосера

Джосер

Имхотеп

Пирамида правильной формы Конструкция и пропорциональные соотношения всех частей пирамид основаны на пропорциях  золотого сечения  — деления отрезка на две неравные части, из которых меньшая относится к большей так, как большая к сумме этих частей. Формы и пропорции пирамид отработаны, четки и лаконичны, они выражают идею величия и мощи грандиозных царских усыпальниц

Пирамида правильной формы

Конструкция и пропорциональные соотношения всех частей пирамид основаны на пропорциях  золотого сечения  — деления отрезка на две неравные части, из которых меньшая относится к большей так, как большая к сумме этих частей. Формы и пропорции пирамид отработаны, четки и лаконичны, они выражают идею величия и мощи грандиозных царских усыпальниц

Пирамиды Египта Название Местонахождение Пирамида Джосера Архитектор, дата Город мёртвых Саккара Пирамида Снофру Описание Имхотеп Пирамида Хеопса Некрополь в Гизе, западный берег Нила

Пирамиды Египта

Название

Местонахождение

Пирамида Джосера

Архитектор, дата

Город мёртвых Саккара

Пирамида Снофру

Описание

Имхотеп

Пирамида Хеопса

Некрополь в Гизе, западный берег Нила

Пирамида Хеопса Высота около 150 м, со стороной квадрата основания — 233 м, площадью 52900 кв. м. Всего для ее строительства потребовалось более 2,5 млн. куб. м камня. Сложена она без связующего материала, насухо, из плотно пригнанных блоков желтого известняка (по 2,5 тонны каждый), причем размеры блоков уменьшаются кверху пирамиды (высота блоков в основании - 1,5 м, у вершины — 55 см). Изначально наружная поверхность пирамиды Хеопса была облицована белым камнем, а основание — гранитом. Наклонный ход, перекрытый блоками напуском, ведет в небольшую центральную  погребальную камеру фараона

Пирамида Хеопса

Высота около 150 м, со стороной квадрата основания — 233 м, площадью 52900 кв. м. Всего для ее строительства потребовалось более 2,5 млн. куб. м камня. Сложена она без связующего материала, насухо, из плотно пригнанных блоков желтого известняка (по 2,5 тонны каждый), причем размеры блоков уменьшаются кверху пирамиды (высота блоков в основании - 1,5 м, у вершины — 55 см). Изначально наружная поверхность пирамиды Хеопса была облицована белым камнем, а основание — гранитом. Наклонный ход, перекрытый блоками напуском, ведет в небольшую центральную  погребальную камеру фараона

Пирамида Хеопса Пирамида сложена из 2,3 миллионов известняковых блоков. При этом прочность достигалась не только за счет подгонки камней друг к другу, но и благодаря особому гипсовому раствору розового цвета. Прежде чем положить на камень следующий, на его поверхность наливалось это гипсовое молоко. Оно заполняло все выбоины и проникало в вертикальные стыки, обеспечивая великолепную монолитность кладки. Каждый блок весил 2 тонны. Основную часть известняка для постройки добывали прямо у подножия пирамиды, а белый известняк для облицовки — с другого берега реки. Пирамида является практически монолитным сооружением, не считая погребальную камеру и ведущих к ней коридоров. В ней практически нет внутреннего пространства, за исключением узких вентиляционных шахт. Полным именем Хуфу было «Хнум-Хуфу», что означает «Хнум он охраняет меня». Ныне более известен как Хеопс (по Геродоту).

Пирамида Хеопса

Пирамида сложена из 2,3 миллионов известняковых блоков. При этом прочность достигалась не только за счет подгонки камней друг к другу, но и благодаря особому гипсовому раствору розового цвета. Прежде чем положить на камень следующий, на его поверхность наливалось это гипсовое молоко. Оно заполняло все выбоины и проникало в вертикальные стыки, обеспечивая великолепную монолитность кладки. Каждый блок весил 2 тонны. Основную часть известняка для постройки добывали прямо у подножия пирамиды, а белый известняк для облицовки — с другого берега реки. Пирамида является практически монолитным сооружением, не считая погребальную камеру и ведущих к ней коридоров. В ней практически нет внутреннего пространства, за исключением узких вентиляционных шахт.

Полным именем Хуфу было «Хнум-Хуфу», что означает «Хнум он охраняет меня». Ныне более известен как Хеопс (по Геродоту).

Пирамиды Египта Название Местонахождение Пирамида Джосера Архитектор, дата Город мёртвых Саккара Пирамида Снофру Описание Имхотеп Пирамида Хеопса Некрополь в Гизе, западный берег Нила Пирамида Хефрена зодчий Хемиун, XXII в. до н. э. Пирамида Микерина

Пирамиды Египта

Название

Местонахождение

Пирамида Джосера

Архитектор, дата

Город мёртвых Саккара

Пирамида Снофру

Описание

Имхотеп

Пирамида Хеопса

Некрополь в Гизе, западный берег Нила

Пирамида Хефрена

зодчий Хемиун, XXII в. до н. э.

Пирамида Микерина

Магические обряды Магические и религиозные ритуалы в Древнем Египте были тесно связаны друг с другом и, зачастую, неотличимы.

Магические обряды

Магические и религиозные ритуалы в Древнем Египте были тесно связаны друг с другом и, зачастую, неотличимы.

Магические обряды Магические тексты использовались в качестве оберега, лечебного средства, для контакта живых и умерших, обеспечения безопасности и благополучия в посмертии. Магические тексты наносились и на фигурки ушебти Первые магические формулы высечены на стенах верхнего заупокойного храма в Некрополе Гизы

Магические обряды

  • Магические тексты использовались в качестве оберега, лечебного средства, для контакта живых и умерших, обеспечения безопасности и благополучия в посмертии.
  • Магические тексты наносились и на фигурки ушебти
  • Первые магические формулы высечены на стенах верхнего заупокойного храма в Некрополе Гизы
Виды магических обрядов и надписей Предсказания рассматривались как способ узнать божественную волю, чтобы человек мог жить и действовать в соответствии со своим предназначением. Самым распространённым способом предсказания будущего в Древнем Египте являлись предсказания по сновидениям. Предсказанию по сновидениям обучали в храмах Гелиополя, где верховный жрец имел также титул «великий провидец». Привороты Проклятия Все египетские гробницы содержат в себе подробные описания того, что случится с человеком, который побеспокоит находящуюся в саркофаге мумию[5]. Однако примечательно, что проклятия были адресованы зачастую не расхитителям гробниц, а тем, кто покушался на приношения, которые из гробниц часто забирали жрецы.

Виды магических обрядов и надписей

  • Предсказания рассматривались как способ узнать божественную волю, чтобы человек мог жить и действовать в соответствии со своим предназначением. Самым распространённым способом предсказания будущего в Древнем Египте являлись предсказания по сновидениям. Предсказанию по сновидениям обучали в храмах Гелиополя, где верховный жрец имел также титул «великий провидец».
  • Привороты
  • Проклятия Все египетские гробницы содержат в себе подробные описания того, что случится с человеком, который побеспокоит находящуюся в саркофаге мумию[5]. Однако примечательно, что проклятия были адресованы зачастую не расхитителям гробниц, а тем, кто покушался на приношения, которые из гробниц часто забирали жрецы.
Стела Гора, описывающая магический ритуал

Стела Гора, описывающая магический ритуал

Гробница – проход между мирами Египтяне всю жизнь готовились к главному Путешествию, которое придётся совершить не для развлечения или в познавательных целях, а в силу неумолимого хода человеческой жизни — путешествию в иной мир. Посмертное существование египтяне воспринимали именно как путешествие, связанное с бесчисленными опасностями и ловушками, которые нужно преодолеть, чтобы спасти свою душу и встретиться с умершими близкими и друзьями…  смерть в нашем мире означала рождение в мире мёртвых Обряд отверзания уст Жрец совершал взмахи ритуальным ножом над устами, глазами и ушами покойного, чтобы тот мог есть пищу иного мира, видеть его обитателей, слышать их голоса

Гробница – проход между мирами

Египтяне всю жизнь готовились к главному Путешествию, которое придётся совершить не для развлечения или в познавательных целях, а в силу неумолимого хода человеческой жизни — путешествию в иной мир. Посмертное существование египтяне воспринимали именно как путешествие, связанное с бесчисленными опасностями и ловушками, которые нужно преодолеть, чтобы спасти свою душу и встретиться с умершими близкими и друзьями… 

смерть в нашем мире означала рождение в мире мёртвых

Обряд отверзания уст

Жрец совершал взмахи ритуальным ножом над устами, глазами и ушами покойного, чтобы тот мог есть пищу иного мира, видеть его обитателей, слышать их голоса

Гробница – проход между мирами Для египтян маска саркофага — это запечатленный образ Ка умершего, или его «двойника», который пребывает в гробнице, медленно растворяясь и возвращаясь к истокам живительной энергии рода. Кроме того, маска, изображающая умершего вечно молодым и совершенным — это врата, сквозь которые вылетает из тела «душа» — птица Ба, для того чтобы вернуться в том случае, если будет оправдательным решение суда богов, определяющего праведность души в мире ином. Ба, согласно древнеегипетским текстам, покидает тело через рот, возвращается — через глаза. Именно для того, чтобы открыть душе «ворота» тела, над маской саркофага перед погребением совершалась знаменитая церемония «Отверзания уст и очей», позволяющая умершему видеть, ощущать, двигаться, и, наконец, покидать земное тело, которое было лишь временным пристанищем для его бессмертного духа. Маска саркофага

Гробница – проход между мирами

Для египтян маска саркофага — это запечатленный образ Ка умершего, или его «двойника», который пребывает в гробнице, медленно растворяясь и возвращаясь к истокам живительной энергии рода. Кроме того, маска, изображающая умершего вечно молодым и совершенным — это врата, сквозь которые вылетает из тела «душа» — птица Ба, для того чтобы вернуться в том случае, если будет оправдательным решение суда богов, определяющего праведность души в мире ином. Ба, согласно древнеегипетским текстам, покидает тело через рот, возвращается — через глаза. Именно для того, чтобы открыть душе «ворота» тела, над маской саркофага перед погребением совершалась знаменитая церемония «Отверзания уст и очей», позволяющая умершему видеть, ощущать, двигаться, и, наконец, покидать земное тело, которое было лишь временным пристанищем для его бессмертного духа.

Маска саркофага

Гробница – проход между мирами

Гробница – проход между мирами

Гробница – проход между мирами   В ином мире действуют свои законы, меняются местами «правое» и «левое», поэтому и текст, написанный для умершего человека, создавался в согласии с законами мира мёртвых.   Так «Книга Мёртвых», описывающая иной мир и предназначенная для усопшего, написана при помощи «обратного направления письма». Египтяне могли писать как справа налево, так и слева направо, выстраивая иероглифы либо в горизонтальные строки, либо в вертикальные столбцы. Понять, с какой стороны читается текст, можно, посмотрев на то, куда обращены значки иероглифов. «Книга Мёртвых» читалась справа налево, но современные исследования показывают, что каждый отдельный иероглиф выписан слева направо. 

Гробница – проход между мирами

  В ином мире действуют свои законы, меняются местами «правое» и «левое», поэтому и текст, написанный для умершего человека, создавался в согласии с законами мира мёртвых.  Так «Книга Мёртвых», описывающая иной мир и предназначенная для усопшего, написана при помощи «обратного направления письма». Египтяне могли писать как справа налево, так и слева направо, выстраивая иероглифы либо в горизонтальные строки, либо в вертикальные столбцы. Понять, с какой стороны читается текст, можно, посмотрев на то, куда обращены значки иероглифов. «Книга Мёртвых» читалась справа налево, но современные исследования показывают, что каждый отдельный иероглиф выписан слева направо. 

Гробница – проход между мирами Важное значение имели и рельефы в гробницах. Согласно египетским представлениям, каждый из них служил дверью в иной мир. Сами египтяне так и называли гробничные изображения — «сэба», то есть «дверь». С одной стороны, это физически существующее сооружение, созданное людьми, с другой — здесь начинается путь в мир иной и обитает Ка умершего, то есть двойник человека, живущий в его изображениях.

Гробница – проход между мирами

Важное значение имели и рельефы в гробницах. Согласно египетским представлениям, каждый из них служил дверью в иной мир. Сами египтяне так и называли гробничные изображения — «сэба», то есть «дверь».

С одной стороны, это физически существующее сооружение, созданное людьми, с другой — здесь начинается путь в мир иной и обитает Ка умершего, то есть двойник человека, живущий в его изображениях.

Гробница – проход между мирами Гробничные изображения были также предназначены для того, чтобы Ка покойного мог питаться. Его природа — не плоть и кровь, как у живых, поэтому он не может питаться нашей пищей, зато для него вполне приемлемы изображения пищи. Это, кстати, объясняет загадку, долгое время непонятную учёным, — почему жертвенная пища, приносимая в гробницу, съедалась жрецами заупокойного культа сразу после того, как её торжественно возлагали поочередно на все алтари гробницы

Гробница – проход между мирами

Гробничные изображения были также предназначены для того, чтобы Ка покойного мог питаться. Его природа — не плоть и кровь, как у живых, поэтому он не может питаться нашей пищей, зато для него вполне приемлемы изображения пищи.

Это, кстати, объясняет загадку, долгое время непонятную учёным, — почему жертвенная пища, приносимая в гробницу, съедалась жрецами заупокойного культа сразу после того, как её торжественно возлагали поочередно на все алтари гробницы

Каноны Древнего Египта. Живопись. «Существует всё то, что видимо».  От художника требовалось умение показать «сущность» земной жизни, сделав ее тем самым достоянием вечности. Трактовка пространства   Древнеегипетский художник не изображал пространство таким, каким он его видел в реальной жизни. Все фигуры и предметы располагались в одном пространственном слое параллельно плоскости изображения, при этом учитывались все детали, которые в трехмерном построении оказались бы скрытыми Изображение человека  В изображениях мужчин и женщин исключались индивидуальные черты конкретных людей, они представляли собой определенные типы, показанные неизменно во цвете лет. Формы тела выглядят намеренно упрощенными,  схематизированными.

Каноны Древнего Египта. Живопись.

«Существует всё то, что видимо».  От художника требовалось умение показать «сущность» земной жизни, сделав ее тем самым достоянием вечности.

  • Трактовка пространства  Древнеегипетский художник не изображал пространство таким, каким он его видел в реальной жизни. Все фигуры и предметы располагались в одном пространственном слое параллельно плоскости изображения, при этом учитывались все детали, которые в трехмерном построении оказались бы скрытыми
  • Изображение человека В изображениях мужчин и женщин исключались индивидуальные черты конкретных людей, они представляли собой определенные типы, показанные неизменно во цвете лет. Формы тела выглядят намеренно упрощенными, схематизированными.
Каноны Древнего Египта. Живопись. «Существует всё то, что видимо».  От художника требовалось умение показать «сущность» земной жизни, сделав ее тем самым достоянием вечности. Изображение человека  Большую роль играет стилизованная линия контура, место внутри которого принадлежало раскраске (мужские фигуры обычно обозначались красной охрой, женские — желтой). Фигуру изображали в профиль, однако корпус (торс и плечи), а также глаза показывали фронтально.  Пропорциональное построение человеческой фигуры также следовало определенному канону – набору правил, согласно которым фигуру делили на 18 частей. Согласно некоторым исследованиям, модулем служил размер пятки или сжатый кулак.

Каноны Древнего Египта. Живопись.

«Существует всё то, что видимо».  От художника требовалось умение показать «сущность» земной жизни, сделав ее тем самым достоянием вечности.

  • Изображение человека Большую роль играет стилизованная линия контура, место внутри которого принадлежало раскраске (мужские фигуры обычно обозначались красной охрой, женские — желтой). Фигуру изображали в профиль, однако корпус (торс и плечи), а также глаза показывали фронтально. Пропорциональное построение человеческой фигуры также следовало определенному канону – набору правил, согласно которым фигуру делили на 18 частей. Согласно некоторым исследованиям, модулем служил размер пятки или сжатый кулак.