СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 79. Продолжение классических традиций и поиски новых возможностей реалистического искусства. Взаимодействие реализма с другими творческими методами и направлениями

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План: 1. Продолжение классических традиций и поиски новых возможностей реалистического искусства. 2. Взаимодействие реализма с другими творческими методами и направлениями.

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 79. Продолжение классических традиций и поиски новых возможностей реалистического искусства. Взаимодействие реализма с другими творческими методами и направлениями»

Вопрос № 79. Продолжение классических традиций и поиски новых возможностей реалистического искусства. Взаимодействие реализма с другими творческими методами и направлениями

Русская литература начала XX века унаследовала прогрессивные тради­ции русской классической литературы XIX века и устного народного твор­чества. Именно классической литературе были присущи стремление к сво­боде и освобождению угнетенного народа, патриотизм и гуманизм, глубо­кая идейность и народность, а также великолепное писательское мастерст­во. А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев и Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и А.П. Чехов. Созвездие имен! По словам A.M. Горького, в литературе XIX века "запечатлены великие порывы духа; ...умы и сердца истинных художников".

Великие традиции русской классической литературы нашли свое продолжение в творчестве поэтов и писателей XX века.

Конец XIX века – начало XX – время небывалых потрясений и револю­ций. По словам А. Блока, "неслыханные перемены, невиданные мятежи". Изменились политика, экономика России, а значит, не остались в стороне искусство и литература. С особой силой писателей и поэтов привлекали проблемы смысла жизни человека, всего народа, судьба России.

Возникла пролетарская литература, основоположником которой был A.M. Горький. Он воспел революцию, в ней видел источник новых душевных связей между людьми. Его "Песни", рассказы, пьесы, знаменитый роман "Мать" принесли ему всемирную известность.

Пролетарским писателем был А.С. Серафимович (литературный псевдоним писателя Попова). Сам писатель сказал: "Горький сыграл решающую роль в моей писательской судьбе... Он всех нас сумел объединить вокруг революции..."

Среди поэтов особой популярностью пользовался Д. Бедный (литературный псевдоним писателя Ефима Алексеевича Придворова) – создатель сатирических стихов и злободневных басен.

Традициям реализма остались верны Л.Н. Толстой и А.П. Чехов, Д.И. Куприн и И.А. Бунин, В.В. Вересаев и А.Н. Толстой. Они продолжали работать в литературе, хотя и не приняли революционную идеологию. Насилие, жестокость, сопровождавшие революционные преобразования в России, принесли им разочарования, привели к тому, что А.И. Куприн, И.А. Бунин, А.Н. Толстой оказались в эмиграции.

На начало века приходится и расцвет религиозно-философского учения.

В 1909 году вышел философский сборник "Вехи". Основатели сборника Н. Бердяев и С. Булгаков предупреждали о недопустимости револю­ционных преобразований в России.

Реалистическая литература противостояла модернизму (от фран­цузского moderne – современный). Реалистические средства пред­ставлялись писателям-модернистам невыразительными, устаревшими. Модернизм иногда отождествлялся с декадансом (от французского deca­dence – упадок), выражавшим настроения безысходности, пессимизма.


Одним из ведущих литературных течений модернизма был символизм (от греческого symbolon-условный знак, символ). Основоположники символизма – Д. Мережковский, Ф. Сологуб. Позже в русле символизма выступили А. Белый, С. Городецкий, А. Блок, Вячеслав Иванов. Многие символисты выражали идеи декаданса, создавая символы увядания, упадничества, пессимизма. Истина и красота у символистов постигались интуицией, но не разумом. В поэзии - полунамеки, полутона.

Впоследствии В. Брюсов, А. Белый, А. Блок отошли от символизма и проявили себя как художники гражданственного склада.


Акмеизм (от греческого акте – высшая точка, острие) – литературное течение, выделилось из символизма, подвергнув критике туманность и не­понятность символистского языка. Самые яркие представители акмеизма – А. Ахматова, С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам. Акмеисты стремились к точному реалистическому образу, но их реалистичность была ограниченной. Слабость акмеизма отметил А. Блок: "Акмеисты, несомнен­но, даровитые, топят самих себя в болоте бездушных теорий и всяческого формализма".


Футуризм (от латинского futurum – будущее) – литературное течение, видные представители которого (братья Бурлюки, В. Каменский, В. Хлеб­ников, А. Крученых) провозгласили себя художниками будущего. Их твор­чество отличалось излишней активностью, бунтарством. Особую популяр­ность футуризму принес начинающий поэт В. Маяковский.

Таким образом, развитие литературы в конце XIX – начале XX веков характеризовалось острой идейно-художественной борьбой.

Начало века – открытие блестящих имён в литературе и искусстве.



1