СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное  развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

  • патриотизм –  любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
  • семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к  родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  •  человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации  и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых  воспитание детей и молодежи.

Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в постоянном диалоге различных социальных сил и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодежи как основа развития нашей страны.

    Современная структура российской школы предполагает начальную подготовку по художественным, историческим и общественным дисциплинам уже в начальной школе.

              Краткий экскурс в историю для ознакомления с лучшими образцами мирового и отечественного искусства, данный на доступном для учащихся уровне, способствует пробуждению интереса как к предмету окружающего мира, так и внеурочной деятельности, и усвоению яркого, объёмного образа «человеческой истории».

 

Учитель начальных классов Урлапова Альбина Семёновна, ученики 4 класса –Козлова О., Котляров Н., Мизеев Ш.,Матюхин В., Николаева М., Алимова В., Стекольникова Л.

 

              Формирование начальных знаний по истории, подчинённая цели оптимального развития школьников, осуществляется в решении конкретных задач:

  • Реализация заложенных в начальном изучении истории возможностей общего развития младших школьников: развития их кругозора и ориентации во времени, ретроспективного восприятия мира в связи с представлениями об изменениях в жизни человека на протяжении веков, в жизни предшественника человека;
  • Формирования структуры знаний по истории (через факты и представления) о временных масштабах истории, её длительности и заполненности событиями и деяниями, опытом людей, творящим историю;
  • Формирования историчности мышления младших школьников, составляющими которого является, во-первых, способность не только ярко представить прошлое, но и приобрести чувство причастности к нему и, во-вторых, способность осмыслить прошлое в его значении для настоящего и прогнозируемого будущего;
  • Формирования представлений о происхождении и становлении человека (для соединения представлений детей о предыстории и истории);
  • Формирования  об основных этапах отечественной истории, истории России.

              Я  предлагаю широко использовать в работе с младшими школьниками краеведческий материал, так как использование местного исторического материала на уроках и внеклассной работе в учебных и воспитательных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям действительности, помогает выработке самостоятельного творческого мышления, твёрдых убеждений, умений и навыков. Историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью.

              Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие, развивающие функции.

               Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Она может носить одновременно исследовательский и прикладной, общественно-воспитательный характер. Объём материала может быть разным и зависит от значимости местных памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий края, его изученности.

 

Ученица второго класса Капишникова Анастасия возлагает цветы погибшим танкистам близ Новой Надежды.

 

        Использовать материал можно по-разному: в рассказах учителя, в работе с дополнительной художественной литературой, музейными экспонатами и другими формами обучения. Помимо использования краеведческого материала на уроках окружающего мира, важной формой работы с младшими школьниками являются экскурсии к историческим памятникам по городу Волгограду и по Волгоградской области, по Городищенскому району и  традиционно к памятнику танкистам в посёлке Новая Надежда.

    Так в 2012-2013 учебном году проведён цикл внеклассных мероприятий, посвящённых 70-летию победы в Сталинградской битве: экскурсии в школьный музей под руководством Токаревой М.В. (беседа «Наш посёлок в годы войны», знакомство с новыми экспонатами), экскурсия в город-герой Волгоград по местам боевой славы, посетили Мамаев курган, дом Павлова, музей- панораму «Сталинградская битва» и другие исторические места.

 

Учащиеся начальной школы на мемориале.