СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы и задания по циклу "Крохотки" А.И. Солженицына

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал универсален: его можно использовать на уроках родного русского языка, родной русской литературы, литературы, русского языка, функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы и задания по циклу "Крохотки" А.И. Солженицына»

А.И. Солженицын о человеке, природе, обществе в цикле «Крохотки».

Цикл солженицынских «Крохоток», написанных в 1958-1960-х годах, состоит из семнадцати миниатюр, различных по своему объёму, тематике и жанру. «Крохотками» Александр Исаевич Солженицын назвал свои маленькие рассказы. Многие из этих рассказов совсем коротенькие — меньше одной странички.

  1. О чём вам говорит название цикла? Какие ассоциации у вас вызывает? Видно ли отношение автора в этом названии? Запишите ответ.

  2. Прочитайте миниатюры «Шарик» и «Костёр и муравьи».

ШАРИК

Во дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, — кутёнком его посадил, с детства. Понёс я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный, Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние лапы, то на передние, из угла в угол двора, из угла в угол, и морда в снегу. Подбежал ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал — и прочь опять, брюхом по снегу! Не надо мне, мол, ваших костей, — дайте только свободу!..

КОСТЁР И МУРАВЬИ

Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…





Прежде всего в этих рассказиках привлекает внимание и даже удивляет необычный взгляд писателя на обычные и, казалось бы, вполне привычные вещи, явления, случаи из жизни, вдруг затронувшие душу художника и подвигнувшие его взяться за перо…

Удивительно и завершение каждого из этих маленьких рассказов, которое

почти неприметно укладывается в последнем абзаце, или предложении, или слове. Но цена этим завершениям — необычайно велика!



  1. Докажите с помощью рассказов «Шарик» и «Костёр и муравьи», что автор демонстрирует в них необычный взгляд на обычные явления.

  2. Что же заставило писателя «взяться за перо»? Сформулируйте основные мысли данных крохоток.