Учреждение образования
«Солигорский государственный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
учреждения образования
«Солигорский
государственный колледж»
______________Л.С.Бузун
___________________2023
Перечень теоретических вопросов
для учащихся, сдающих экзамен по учебному предмету «Педагогика» общепрофессионального цикла профессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности 2-01 01 01 Дошкольное образование, специализации 2-01 01 01 36 Творческая деятельность в заочной форме получения образования в учебных группах: ДО-221зб, ДО-222зб.
История и социальная значимость профессии педагога в современном обществе.
Структура современной педагогики, ее связь с другими науками.
Проблема факторов развития и социализации личности в современной педагогике.
Белорусская народная педагогика, ее традиции, средства и методы воспитания.
Индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам учреждения дошкольного образования.
Режим дня как средство воспитания здорового ребенка.
Методика организации и проведения режимных процессов в учреждении дошкольного образования.
Ознакомление детей дошкольного возраста с основами здорового образа жизни.
Адаптация ребенка к условиям учреждения дошкольного образования.
Ознакомление детей дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности.
Развитие и воспитание детей в процессе общения.
Психолого-педагогическая характеристика игры как вида детской деятельности.
Режиссерская игра, ее специфика и виды.
Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста.
Театрализованная игра детей дошкольного возраста, ее своеобразие и педагогическая ценность.
Дидактическая игра, ее структура и методика руководства в разных возрастных группах.
Компьютерная игра детей дошкольного возраста.
Игрушка, ее воспитательно-образовательная ценность. Белорусская народная игрушка.
Значение, задачи и специфика трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
Виды и формы организации труда детей дошкольного возраста в разных возрастных группах.
Самообслуживание как вид труда детей.
Особенности хозяйственно-бытового труда детей.
Дежурства как форма организации трудовой деятельности воспитанников в учреждении дошкольного образования.
Коллективный труд детей дошкольного возраста: особенности и методика организации.
Условия организации трудовой деятельности воспитанников в учреждении дошкольного образования.
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста.
Сенсорное воспитание: сущность, задачи, методика.
Познавательно-практическая деятельность воспитанников раннего и дошкольного возраста, формы ее организации.
Модели и типы обучения.
Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста.
Занятие как основная форма организации обучения детей дошкольного возраста.
Подготовка к занятиям воспитателя дошкольного образования и воспитанников.
Проведение занятий в нетрадиционной форме.
Использование на занятиях современных образовательных технологий.
Составитель:
преподаватель Ланевская В.М.
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
общепрофессиональных дисциплин
___________протокол № _____
Председатель цикловой комиссии
________ А.В. Иванова
Учреждение образования
«Солигорский государственный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
учреждения образования
«Солигорский
государственный колледж»
______________Л.С.Бузун
___________________2023
Перечень практических вопросов
для учащихся, сдающих экзамен по учебной дисциплине «Педагогика» общепрофессионального цикла профессионального компонента учебного плана учреждения образования по специальности 2-01 01 01 Дошкольное образование, специализации 2-01 01 01 36 Творческая деятельность в заочной форме получения образования в учебных группах: ДО-221зб, ДО-222зб.
1. Педагогическая задача №1.
Мать двухмесячного ребенка говорит бабушке:
- Не надо брать ребенка на руки. Нечего приучать его к рукам!
Но бабушка возражает:
- Ребенку необходимо быть не только в своей кроватке или в манеже, но и на руках, это необходимо для его развития.
- Мать настаивает на своем:
- Нет, ты не права, - говорит она бабушке, - приучишь к рукам, не будет покоя, станет капризничать – лишь бы взяли на руки.
Как вы считаете, кто из них прав?
2. Педагогическая задача №2.
Некоторые родители возмущаются: «Что, тебе мало игрушек!? Разный хлам в дом тащишь!» Они безжалостно выбрасывают палочки, чурочки, камушки или фантики, которыми дорожат дети.
Чем можно объяснить стремление детей играть с таким бросовым материалом?
Какую роль он играет в жизни детей?
3. Педагогическая задача №3.
Многие педагоги после летнего отдыха не узнают своих воспитанников: дети забыли, в какой последовательности надо одеваться, разучились пользоваться вилкой и ножом, забывают убрать игрушки.
Как поступить воспитателю:
- начинать все с начала, как учили малышей в предыдущей группе;
- стыдить их за забывчивость;
- помогать при затруднениях?
Предложите свой вариант действий.
4. Педагогическая задача №4.
В старшей группе педагоги часто включали мелодии без слов и предлагали детям передать свои чувства под эту музыку.
Услышав вальс, дети плавно кружились по группе, изображая пушинки, снежинки, фей; под марш шли, как солдаты, чеканя шаг, со строгими лицами. А однажды Настя под грустную мелодию изобразила сосульку, которая весной таяла, таяла – и растаяла.
С какой целью воспитатели используют музыку?
Как можно эти умения использовать при подготовке
театрализованных игр?
5. Педагогическая задача №5.
Трехлетняя Катюша начала одеваться на прогулку, но, пока выворачивала налицо кофту, колготки, рейтузы, отстала от других детей. Как быть:
-помочь девочке быстро одеться,
-предложить детям подождать, пока Катя сама оденется, оставить в группе с помощником воспитателя?
-назовите свои варианты действий и дайте им обоснование.
Учтите, что вещи остались в таком состоянии с утра, когда мама привела девочку в детский сад. Она очень спешила.
Что вы добавите к ответам в этом случае? Как поступите вы, если такое положение с вещами девочки повторяется каждый день?
6. Педагогическая задача №6.
Согласно режиму дня пора начинать занятие, а дети увлеченно продолжают строить дворец.
Как должен поступить воспитатель:
—задержать начало занятия,
—прервать строительство? Как бы вы повлияли на детей? Можно ли избежать подобных ситуаций?
7. Педагогическая задача №7.
Ребенка, входящего утром в группу, воспитатель, поздоровавшись, приглашает к столу, где лежат специально приготовленные картинки или предметы. Проведя запланированный разговор о них, педагог интересуется: «Во что ты хочешь поиграть?» либо «Чем ты хочешь заняться?». Выслушав желание ребенка, воспитатель либо одобряет выбор, либо советует поиграть во что-то другое. Например, Сережа захотел взять самосвал, но им уже играет Дима, и взрослый предлагает взять машину для перевозки молока.
Выскажите свое мнение о подобных утренних диалогах. Не лучше ли
предоставлять ребятам свободу выбора занятий по интересам?
Аргументируйте свое мнение.
8. Педагогическая задача №8.
Утренний прием самое удобное время для проведения индивидуальных разговоров с детьми. Подумайте, о чем можно поговорить в это время:
—с малышами,
—с детьми пятого года жизни,
—с детьми старшего дошкольного возраста.
9. Педагогическая задача №9.
Как быть с детьми, которых приводят в детский сад небрежно одетыми, неподстриженными, с длинными грязным ногтями и т.п.:
—во время приема детей сделать им замечание в присутствии родителей,
—обратиться с претензиями к родителям,
—по возможности, самому воспитателю ликвидировать названные упущения родителей?
Приведите свой вариант ответа.
10. Педагогическая задача № 10
Две мамы вели разговор. Одна с гордостью сообщила, что они с мужем подарили дочке компьютер. А вторая заметила: «Ну и зря! Будет теперь часами сидеть перед монитором, портить зрение и осанку, вырастет некоммуникабельной, неприспособленной к жизни …»
Выскажите и обоснуйте свою позицию: чего больше – вреда или пользы для ребенка от компьютера.
11. Педагогическая задача № 11.
Девочка второй день находится в детском саду. Когда малышам предлагают сесть за накрытые столы, она говорит, что попьет компотик, и отказывается есть суп.
Воспитатель соглашается, и девочка, выпив компот, не ест суп. Ей предлагают покормить супчиком голодную матрешку, которую она принесла из дома. Но ребенок возражает: «Матрешка тоже супчик не любит!»
Как поступить педагогу (девочка отказалась и от завтрака):
— оставить ее в покое (захочет — поест), а вечером посоветоваться с родителями,
— предложить посмотреть, как едят другие дети, надеясь, что девочка будет подражать им,
— накормить ее насильно?
Предложите оригинальный вариант своих действий.
12. Педагогическая задача № 12.
«Вот ещё, буду я трехлетнюю крошку заставлять трудиться! Вырастет – сама всему научится! – заявляет одна мама в разговоре о воспитании у детей трудолюбия. – Меня в детстве ничему не учили, а, как видите, все умею. Жизнь заставила».
Согласны ли вы с таким мнением? Ответ мотивируйте.
Какие нравственные качества воспитывает труд у детей дошкольного возраста?
Каковы виды и формы организации труда для детей трехлетнего возраста?
13. Педагогическая задача № 13.
Воспитатель принёс в группу большое количество мягких игрушек, показал ребятам каждую из них. Общим любимцем стал яркий и весёлый Микки Маус. Шустрый Павлик молниеносно схватил игрушку, Танюшка пытается отобрать, изо всех сил тащит Микки к себе. Воспитатель забирает игрушку и прячет в шкаф.
Правильно ли поступил педагог?
Предложите свой вариант решения ситуации.
14. Педагогическая задача № 14.
Родители Маши часто просят не брать девочку на прогулку, боясь простуды.
Что должен предпринять воспитатель:
- удовлетворить просьбу родителей?
- не удовлетворять их просьбу?
15. Педагогическая задача № 15.
Ребенок, вернувшись из учреждения дошкольного образования, увлеченно рассказывает родителям о то, как интересно прошло его дежурство: мыл посуду. Поливал растения, рыхлил грядки на огороде.
Реакция родителей на рассказ ребенка была бурной: «За что же это воспитатель деньги получает? Заставляет вместо себя детей работать!»
Как поступить воспитателю:
- сделать вид, что ничего не произошло;
- побеседовать с родителями о пользе труда?
Какими будут ваши действия в аналогичной ситуации?
16. Педагогическая задача № 16.
Ребенок тяжело переносит адаптацию, плачет, устраивает истерики, расставаясь с мамой. Утомленный воспитатель говорит: «Сегодня, как только ты захочешь, мама за тобой придет». Но мама не может оставить работу, а если сегодня не сдержать обещание, завтра…
Интерпретируйте предложенную ситуацию.
Предложите вариант ваших действий.
17. Педагогическая задача № 17.
Согласно режиму дня пора начинать занятие, а дети увлеченно продолжают строить дворец.
Как должен поступить воспитатель:
—задержать начало занятия,
—прервать строительство? Как бы вы повлияли на детей? Можно ли избежать подобных ситуаций?
Составитель:
преподаватель Ланевская В.М.
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
общепрофессиональных дисциплин
___________протокол № _____
Председатель цикловой комиссии
________ А.В. Иванова