СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы к семинару "Железо и его соединения"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы к семинарскому занятию по теме "Железо и его соединения"

Просмотр содержимого документа
«Вопросы к семинару "Железо и его соединения"»

Вопросы к семинару по теме «ЖЕЛЕЗО И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»


  1. Напишите электронно-графическую формулу атома железа. Ука­жите валентные электроны. Какие степени окисления проявляет железо? Какие оксиды и гидроксиды соответствуют этим степеням окисления?

  2. В каком состоянии железо встречается в природе? Назовите
    важнейшие природные соединения железа.

  3. Каковы физические свойства железа?

  4. С какими простыми веществами реагирует железо? Напишите
    уравнения реакций и назовите полученные вещества. Что такое ржавчина и как она образуется?

  5. С какими сложными веществами реагирует железо? Напишите уравнения реакций и назовите их продукты.

  6. Какие гидроксиды образует железо? Укажите их кислотно-основный характер. Напишите уравнения реакций, характерных для гидроксидов железа (+2) и (+3).

  7. Почему гидроксид железа (II) со временем становится бурым?

  8. Какие вы знаете качественные реакции на ионы железа +2 и +3? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.

  9. Биологическая роль железа и его соединений.

Вопросы к семинару по теме «ЖЕЛЕЗО И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ»


  1. Напишите электронно-графическую формулу атома железа. Ука­жите валентные электроны. Какие степени окисления проявляет железо? Какие оксиды и гидроксиды соответствуют этим степеням окисления?

  2. В каком состоянии железо встречается в природе? Назовите
    важнейшие природные соединения железа.

  3. Каковы физические свойства железа?

  4. С какими простыми веществами реагирует железо? Напишите
    уравнения реакций и назовите полученные вещества. Что такое ржавчина и как она образуется?

  5. С какими сложными веществами реагирует железо? Напишите уравнения реакций и назовите их продукты.

  6. Какие гидроксиды образует железо? Укажите их кислотно-основный характер. Напишите уравнения реакций, характерных для гидроксидов железа (+2) и (+3).

  7. Почему гидроксид железа (II) со временем становится бурым?

  8. Какие вы знаете качественные реакции на ионы железа +2 и +3? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.

  9. Биологическая роль железа и его соединений.







Тест по теме:

«Железо – представитель элементов побочных подгрупп периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева»


  1. Металл, реагирующий с серной кислотой при обычных условиях :

А) серебро; б) медь; в) железо; г) ртуть.


  1. Металл, взаимодействующий с водой при обычных условиях:

А) натрий; б) медь; в) железо; г) ртуть .


  1. Возможные степени окисления атома железа:

А) +2; б) +2, +3; в) 0, +2, +3, +6.


  1. Вещество, в котором степень окисления железа +3:

А) NaFeO2 б) FeO3 в) FeCl2 г) FeCO3 .


  1. Пластинка, вытесняющая медь из раствора ее солей:

А) железная б) серебряная в) золотая .


  1. Среда, в которой коррозия железа идет наиболее быстро:

А) вода; б) воздух; в) влажный воздух.


  1. Характер оксида железа (II) :

А) кислотный; б) основный; в) амфотерный.


  1. Характер оксида железа (III) :

А) кислотный; б) основный; в) амфотерный.


  1. Укажите вещество, взаимодействующее с железом:

А) кислород; б) сероводород; в) углекислый газ.


  1. Укажите вещество, взаимодействующее с оксидом железа (III) :

А) кислород; б) вода; в) серная кислота.


  1. Укажите металл, более активный, чем железо:

А) кальций; б) медь; в) олово.


12. Осуществить превращение FeCl3  Fe(OH)3 можно с помощью:

А) кислоты; б) воды; в) щелочи.



  1. Установите соответствие:

Тип реакции Исходные вещества

1) соединения а) Fe(OH)3

2) разложения б) Fe + H2SO4

3) замещения в) Fe + ZnSO4

4) обмена г) Fe(OH)3 + NaOH 

д) Fe + Cl2

е) Fe + O2

  1. Установите соответствие:

Исходные вещества Продукты реакции

1) Fe + H2SO4  а) Fe(OH)3 + NaCl

2) Fe + Cl2  б) Fe(OH)2 + NaCl

3) Fe + HCl  в) FeCl2

4) FeCl2 + NaOH  г) FeCl2 +H2

д) FeCl3

е) FeSO4 + H2

Бланк ответов на тест


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12














Установите соответствие


13

14

1

2

3

4

1

2

3

4










Бланк ответов на тест


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12














Установите соответствие


13

14

1

2

3

4

1

2

3

4










Бланк ответов на тест


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12














Установите соответствие


13

14

1

2

3

4

1

2

3

4










Бланк ответов на тест


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12














Установите соответствие


13

14

1

2

3

4

1

2

3

4










Бланк ответов на тест


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12














Установите соответствие


13

14

1

2

3

4

1

2

3

4











Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.

Анатоль Франс


Задачи урока:

Образовательные:

    1. обеспечить в ходе урока повторение, закрепление и контроль знаний о железе и его соединениях.

    2. Сформировать (продолжить формирование, закрепить, проверить усвоение) следующих специальных понятий по данному предмету:

  • Умение характеризовать строение атома;

  • Записывать уравнения, характеризующие химические свойства железа и его соединений;

  • Составлять электронный баланс, указывая окислитель и восстановитель;

  • Записывать уравнения, соответствующие цепочке превращений;

    1. Сформировать (продолжить формирование, закрепить, проверить усвоение) следующие общеучебные умения и навыки:

      • Умение устно и письменно отвечать на известные вопросы

      • Умение монологически высказываться

      • Умение действовать по инструкции, алгоритму


Развивающие

  1. развивать у школьников следующие интеллектуальные умения и приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение);

  2. развивать самостоятельность и волю школьников, используя для этого самостоятельные тестовые задания по изучаемой теме;

  3. развивать познавательный интерес школьников, используя для этого данные о биологическом значении соединений железа;

  4. развивать познавательный интерес школьников, используя демонстрационный эксперимент.


Воспитательные

содействовать в ходе урока формированию идеи материальности и познаваемости мира;

Задачи для учащихся:
  1. Проверить знание основных теоретических вопросов темы “Железо и его соединения”;
  2. Развивать умения составлять электронный баланс и уравнения, соответствующие цепочке превращений;
  3. Закрепить теоретические знания практическим путем.
  4. Провести контроль усвоения основных теоретических понятий.

Оборудование и реактивы: кодоскоп;

для демонстрационных опытов: растворы FеSO4, FеС12, FеС13, NаОН, НСl, К3[Fе (СN)6], К4[Fе(СN)6], КСNS, пробирки.

Подготовка к семинару: учащимся заранее выдаются вопросы к семинару

(см. приложение).



ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных зун.

Ferrum от латинского fers - быть твердым, что в свою очередь происходит от санскритского «меч».

Работа по вопросам семинара.

1 вопрос: Напишите электронно-графическую формулу атома железа. Укажите валентные электроны. Какие степени окисления проявляет железо в соединениях? Какие оксиды и гидроксиды соответствуют этим степеням окисления?

Примерный ответ:

Валентные электроны 4S и 3d ( внешнего и предвнешнего уровня)

Степени окисления +2 и +3

+2: FеО, Fе (ОН)2 ;

+3: Fе2О3, Fе (ОН)з

2 вопрос: В каком состоянии железо встречается в природе? Назовите важнейшие природные соединения железа.

Примерный ответ:

В земной коре железа 5,1% (это 2 место после Аl) .

В основном в виде соединений: оксидов, сульфидов, карбонатов.

Магнитный железняк Fе3О4 (Урал)

Гематит Fе2О3 (Кривой Рог)

Лимонит Fе2О3 • n Н2О (Керчь)

Пирит FеS2 (Урал)

Сидерит FеСОз

Гидрокарбонат железа (II) Fе (НСОз)2 (Железноводск)

В свободном виде встречается только в метеоритах.

3 вопрос: Каковы физические свойства железа?

Ответ: серебристо-серый металл, ковкий, пластичный, плотность 7,87г/см3; tпл.=1539°С; tкип.=2740°С; хорошо проводит тепло и электричество, обладает магнитными свойствами.

4 вопрос: С какими простыми веществами реагирует железо? Напишите
уравнения реакций и назовите полученные вещества. Что такое ржавчина и как она образуется?

Ответ:

1) 3Fе + 2О2 = Fе3О4 (FеО • Fе2O3) - железная окалина

2) 2Fе + 3Сl2 = 2FеС13 - хлорид железа (III)

3) Fе + S = FеS - сульфид железа (II)

Образование ржавчины: 4Fе + 3О2 + 6Н2О = 4Fе(ОН)з

Fе (ОН)3 + х Н2О = Fе (ОН)3 • х Н2О

5 вопрос: С какими сложными веществами реагирует железо? Напишите уравнения реакций и назовите их продукты.

Ответ:

1) с водой при нагревании 3Fе + 4Н2О = Fе3О4 + 4Н2 (образуется железная окалина и выделяется водород)

2) с растворами кислот Fе + 2НС1 = FеС12 + Н2 (хлорид железа (II) и водород)

Fе + 4HNOз (разб.) = Fе(NOз)з + NО + 2Н2О (нитрат железа (III), оксид азота (II), вода)

3) c концентрированными кислотами HNOз и H24 при обычной температуре железо пассивируется;

при нагревании: 2Fе + 6H24(конц.) = Fе2(SО4)3 + 3SО2 + 6Н2О (сульфат железа (III), оксид серы (IV), вода)

Fе + 6HNOз (конц.) = Fе(NOз)з + 3NО2 + 3Н2О (нитрат железа (III), оксид азота (IV), вода)

4) с растворами солей менее активных металлов

Fе + СuSО4 = FеSО4 + Сu (сульфат железа (II), медь)

6 вопрос: Какие гидроксиды образует железо? Укажите их кислотно-основный характер. Напишите уравнения реакций, характерных для гидроксидов железа (+2) и (+3).

Ответ: Fе(ОН)2 - основание и Fе(ОН)3 - более слабое основание (амфотерное)

Fе (ОН)2 + 2НС1 = FеСl2 + 2Н2О

Fе (ОН)2 + NаОН

Fе (ОН)3 + 3НС1 = FеСl3 + 3Н2О

Fе (ОН)3 + NаОН = Nа[Fе(ОН)4]

7 вопрос: Почему гидроксид железа (II) со временем становится бурым?

Ответ: Соединения Fе+2 нестойки и со временем на воздухе окисляются до Fе +3:

4 Fе (ОН)2 + О2 + 2 Н2О = 4 Fе (ОН)з

Зеленый

бурый

8 вопрос: Какие вы знаете качественные реакции на ионы железа +2 и +3? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.

Ответ (сопровождается демонстрационными опытами).

9 вопрос : Какова биологическая роль железа и его соединений?

Примерный ответ: Железо - это биогенный элемент. Он входит в состав гемоглобина, миоглобина, различных ферментов и других сложных железо-белковых комплексов, которые находятся в печени и селезенке. В организме взрослого человека имеется 4-5 г железа, из них 65% - в крови. Железо стимулирует функцию кроветворных органов. Красный пигмент крови – гемоглобин – осуществляет перенос кислорода от органов дыхания к тканям и обратный перенос углекислого газа от тканей к легким.

Много железа содержится в коровьем и козьем молоке, яичном желтке.

У растений железо в порфиринах, которые отвечают за синтез хлорофилла. При недостатке железа растения не образуют хлорофилла (что разрушает процесс фотосинтеза), теряют возможность ассимилировать углекислый газ и выделять кислород, у животных и человека развивается анемия (малокровие).

Основные источники железа:

  • Зеленные овощи;

  • Яичный желток;

  • Печень;

  • Горошек зеленый;

  • Томаты сырые;

  • Капуста;

  • Чеснок;

  • Яблоки, груши;

  • Земляника;

  • Сухофрукты.

Тест “Порядок ли у вас с железом”.

На вопросы отвечайте либо “да”, либо “нет”.

1. Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?

2. Произошли ли у вас в последнее время изменения кожи, волос и ногтей?

3. Теряли ли вы в последнее время много крови?

4. Занимаетесь ли вы профессиональным спортом?

5. Вы редко или совсем не едите мясо?

6. Выпиваете ли вы более трех чашек чая или кофе в день?

7. Вы едите мало овощей?

Если на большинство вопросов вы ответили “нет”, то ваш организм в достаточной степени обеспечен железом.



3. Применение зун.

Выполнение упражнений в тетради и на доске.

Упр.1: Составьте уравнения реакций к схеме:

Выполнение:

  1. 4Fе + 3О2 = 2Fе2О3

  2. 2О3 + 6НС1 =2FеС13 + 3Н2О

  3. 2FеС13 + 3Аg24 = Fе2(SО4)3+ 6 AgCl

  4. 2(SО4)3 + 6NаОН = 2Fе(ОН)3 + 3Nа24

  5. Fе(ОН)3 + КОН = К [Fе(ОН)4]

  6. FеС13 + 3NаОН = Fе(ОН)3 + 3NаСl

  7. Fе(ОН)3 + 3НС1 = FеС13 + 3Н2О

  8. 2О3 + 6НС1 = 2FеС13 + 3Н2О

  9. 2Fе(ОН)3 = Fе2О3 + 3Н2О

Упр. 2: Методом электронного баланса составьте уравнения, протекающие по схемам:

4. Задача: На сколько граммов увеличится масса железной пластинки, опущенной в раствор СиS04, если при этом на пластинке оказалось 20,8 г металлической меди?

Х г - 20,8 г

56 г — 64 г

Х = 18,2 г железа растворилось = m (Fе) увеличилась на 20,8 г-18,2 г = 2,6 г

ОТВЕТ : 2, 6 г.

5. Проверка зун.

Индивидуальное выполнение тестов на местах.

6. Подведение итогов урока. Оценки учащимся. Домашнее задание.

П. 83-84, записи в тетради, стр. 292 №2.

























Подготовка доски.

Взаимодействие с простыми веществами:

Fе + О2 =

Fе + Сl2 =

Fе + S =

Fе + О2 + Н2О =


Железо и его соединения.

Схема строения атома железа


Взаимодействие со сложными веществами:

Fе + Н2О =

Fе + НС1 =

Fе + СuSО4 =