СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы олимпиады по русскому языку в 10-11 классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы олимпиады по русскому языку

Предлагаемые задания первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку проверяют конкретные знания и умения обучающихся национальной школы. 20 вопросов из разных разделов, но больше вопросов по анализу текста. Десятое  задание носит творческий характер и проверяет умение обучающихся создавать собственные речевые высказывания на заданную тему, грамотно аргументировать и обосновать свою позицию.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы олимпиады по русскому языку в 10-11 классах»

Вопросы по русскому языку к улусной олимпиаде

10 – 11 классы


Составитель: В.С Кондакова – учительница русского языка и литературы МБОУ «Налимская СОШ»


Прочитайте текст и выполните задания:

(1) Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2) А

нравственность состоит из конкретных вещей – из определенных чувств, свойств, понятий.

(3) Одно из таких чувств – чувство милосердия. (4) Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью…

(5) Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (6) Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (7) Как же получилось, что чувство это в нас убыло, засохло, оказалось запущенным? …

(8) Трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. (9) Бедствие проявило у людей самые добрые горячие чувства люди вызывались помогать и помогали деньгами всем чем могли. (10) Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое всегда было свойственно нашему народу: так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая.

(11) Но Чернобыль, землетрясения, наводнения – аварийные ситуации. (12) Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку. (13) Постоянная готовность помочь другому воспитывается может быть требованием напоминанием о соседях друзьях нуждающихся в этом.

(14) Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (15) Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (16) Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

(Д. Гранин)

1. Какое утверждение не соответствует позиции автора?

а) Разговоры о нравственности не должны носить отвлеченный характер.

б) Не менее важно быть готовым помочь человеку в будничной, нормальной жизни.

в) Чувство сострадания не врожденное, его необходимо воспитать.

г) В современном обществе чувство сострадания в людях постепенно атрофируется.


2. Определите стиль и тип речи текста.

а) Научный стиль, описание

б) Публицистический стиль, рассуждение- размышление

в) Художественный стиль, описание

г) Научный стиль, рассуждение – размышление


3. Укажите точное значение слова МИЛОСЕРДИЕ.

а) Выражение сочувствия, сожаления

б) Человечность, гуманность в общественной деятельности, в отношении к людям.

в) Жалость к пострадавшему

г) Готовность помочь или простить из сострадания


4. Какие средства выразительности используются в предложениях 11-13?

а) Эпитеты, гипербола

б) Противопоставление, синонимы, однородные члены

в) Метафоры, эпитеты

г) Лексический параллелизм, синонимы


5. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово СВОЙСТВЕННО из предложения 10.


6. Какой тип связи используется в словосочетании ГОТОВНОСТЬ ПОМОЧЬ (предложение 13)


7. Среди предложений 13-16 найдите сложноподчиненное, главная часть которого односоставное определенно-личное предложение. Напишите его номер.


8. Сколько грамматических основ в предложении 7?


9. Выпишите из текста предложения 9, 13 и проставьте знаки препинания.


10. Напишите сочинение – рассуждение по данному тексту. Выразите в нем свое отношение к проблеме, затронутой автором. Согласны ли вы с позицией Д.Гранина?

11. Переведите данный текст на русский язык.

Торообут омугун тылын билбэт диэн – сааттаах да суол. Оо, Саргылаана Тарасовна туктэритик да иитиллибит эбит. Ону кини о5о эрдэ5инэ ойдообот этэ. Орто оскуоланы бутэрэрин са5ана эрэ ардыгар кыбыста саныыр буолбута.

Ол курдук сылдьан со5уруу барбыта. Онно уhус курска уорэнэ сырытта5ына, институкка биир омук ыччатын делегацията кэлбитэ. Делегацияны кытта корсуhуугэ институкка уорэнэр араас омук студеннара бэйэлэрин тылларынан ыллаан-туойан иhитиннэрбиттэрэ. Саргылаанаттан эмиэ сахалыы ыллаа диэн кордоспуттэрэ. Онуоха кини, билбэппин диэни кэрэйэн, сатаан ыллаабаппын диэн колборутуммутэ. Онтон, сатаан ыллаабат буоллаххына, саатар санаран иhитиннэр диэбиттэрэ. Саргылаана эмиэ сирэйэ кытарарыгар эрэ тиийбитэ. Онно бииргэ уорэнэр о5олоро киниэхэ ыраахтан кэлбит ыалдьыттар иннилэригэр саатыртын диэн кыыhырбыттара, абарбыттара да5аны. Кини кырдьык сахалыы билбэтин бастаан хайдах да итэ5эйиэхтэрин ба5арбатахтара.


12. Каким фонетическим признаком объединены слова: КОВРИЖКА, ВРОЗЬ, КНИГ? Докажите ваше мнение.


13. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Объясните, в чем состояла ошибка.

1) И Мери, и Бэла страдают благодаря непостоянству Печорина,

2) Татьяна говорит Онегину, что «как с Вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом».

3) Через всю повесть красной линией проходит мысль о необходимости духовного обновления.

4) Опираясь на биографии поэта, можно сделать вывод, что дружба значила для него больше, чем родственные узы.

5) Наибольший интерес имеет для нас система персонажей романа.


14. Отметьте верные и неверные определения знаками «+» и «-», вставьте пропущенные буквы.

К…нфуз – неловкость

П…ст…мент – подставка

К…нц..пция – система взглядов

Гр…теск – неглубокая пещера

В…д…виль – короткая комическая пьеса…

Пр …в…звестник – предсказатель, глашатай

Р…торика - учение о ритме


15. Почему Пушкин не употреблял в своих произведениях слово ПАЛЬТО?


16. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

Птицы одинакового оперенья держатся вместе

У него еще за ушами не просохло

Для каждой собаки наступит ее день

Черная овца в семье

Называют лопату лопатой

Убить двух птиц одним камнем

Просто, как упасть с бревна


17. Какая стилистическая фигура используется в стихотворении?


Я помню руки матери моей,

Хотя ее давно уж нет на свете.

Я рук не знал нежнее и добрей,

Чем жесткие мозолистые эти.


Я помню руки матери моей,

Что утирали слезы мне когда-то,

В пригоршнях приносили мне с полей

Все, чем весна в родном краю богата.


18. Составить предложение с паронимами.

Поступок- проступок

Представить – предоставить

Смешивать – смешить

Доверительный – доверчивый

19. Слова каких частей речи в русском языке не образуются от основ других частей речи?


20. В какую историческую эпоху появилась в русском языке поговорка «Я – последняя буква алфавита»? Аргументируйте свой ответ.




Ключи:

  1. в

  2. б

  3. г

  4. б

  5. краткое прилагательное

  6. примыкание

  7. 15

  8. 2

  9. 9. Бедствие проявило у людей самые добрые, горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали – деньгами, всем, чем могли.

13. Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом.


  1. Оглушение

  2. 1. И Мери, и Бэла страдают из – за непостоянства Печорина. Предлог благодаря не употребляют, говоря о причинах, вызвавших нежелательный результат.

2. Татьяна говорит Онегину: «Как с Вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом». ( смешаны прямая и косвенная речь. В косвенной речи необходимо заменять местоимение второго лица на третье, что, однако, нарушило бы корректность цитаты. Поэтому лучше оформить цитату как прямую речь.)

3. Через всю повесть красной нитью проходит мысль о необходимости духовного обновления (Речевая ошибка, неверно использован фразеологизм)

4. Опираясь на биографию поэта, можно сделать вывод, что дружба значила для него больше, чем родственные узы. (грамматическая ошибка. Неверно выбран падеж управляемого существительного)

:

  1. + Конфуз – неловкость

- Постамент – подставка

+ Концепция – система взглядов

- Гротеск – неглубокая пещера

+ Водевиль – короткая комическая пьеса…

+ Превозвестник – предсказатель, глашатай

- Риторика - учение о ритме

  1. Слово пальто заимствовано в середине 19 в из французского языка

  2. Птицы одинакового оперенья держатся вместе – одного поля ягодки, два сапога пара;

У него еще за ушами не просохло – молоко на губах не обсохло

Для каждой собаки наступит ее день – будет и на нашей улице праздник

Черная овца в семье – в семье не без урода, паршивая овца в стаде

Называют лопату лопатой – называть вещи своими именами

Убить двух птиц одним камнем – убить двух зайцев

Просто, как упасть с бревна – как дважды два


  1. Местоимения и числительные

  2. Эта поговорка не могла появиться до 1918 г, так как последней буквой до реформы орфографии была ижица.