коммуникативные: принимают участие в дискуссиях, задают вопросы собеседникам, отвечают на вопросы своих одноклассников
Этап урока и его образовательная цель | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. (1 – 2 мин). | Здравствуйте, дети! Меня зовут ___________________, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Страна Литературия зовёт вас на урок! Вы знания получите - Они пойдут вам впрок. Слушайте, старайтесь И не отвлекайтесь! Думайте, читайте, На вопросы верно отвечайте! | Приветствуют учителя. Слушают мотивационное стихотворение Проверяют готовность |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действийи организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.(4-5мин) | – Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка? Эзоп Лафонтен Крылов Др. Греция Франция Россия VI век до н. э. XVII век XIX век Предполагают свои высказывания Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский. Как вы думаете, кто такие баснописцы? – Как вы думаете, что такое басня? (Ответы детей) – Давайте обратимся к толковым словарям , какое определение дают С.И. Ожегов и В.И. Даль. Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Басня (по В.И. Далю) – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными – Сравним эти два определения? Что общего? Чем отличаются? – Если бы вы были баснописцем, то о каких пороках человека сочинили бы басню? (Ответы детей.) | Актуализируют знания, полученные на прошлых уроках Выполняют задания Работают по карточке |
3.Выявление места и причины затруднений. Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.(10 мин) | Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен И.А. Крылова. Но прежде давайте посмотрим фильм о творчестве И.А. Крылова. - Меткие фразы басен Крылова стали крылатыми выражениями, которые используются в нашей речи, чтобы кратко и образно выразить мысль. БИОГРАФИЯ Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году. Семья была небогатая. Отец Крылова был военным, но денег постоянно не хватало. Когда И. А. Крылову было 6 лет, семья переехала из Москвы в Тверь. В Твери отец Крылова получил должность председателя магистрата. Отец умирает, когда Ивану было всего 9 лет, и семья оказывается в трудном финансовом положении. Иван Андреевич не имел возможности закончить образование. Его обучение заключалось в чтении книг, а богатые соседи разрешили мальчику присутствовать на уроках французского, которые организовывались для их детей. Семья отказывала себе во всем и жила впроголодь. Мать Крылова решила перебраться в Петербург. В Петербурге Иван Андреевич получил должность в казенной палате. Когда Крылову было 15 лет, он сочинил свою первую литературную работу – комическую оперу под названием “Кофейница”. Крылов был заядлым театралом, был знаком с нравами простого народа. В 18 лет он окончательно покончил с казенной службой и окунулся в литературную деятельность. Сначала пробы пера были не слишком удачными. Он печатал свои басни без подписей, издавал журнал “Почта духов”, который просуществовал 8 месяцев. Потом Крылов начал издавать журнал “Зритель”, который закрылся через год. На некоторое время Иван Андреевич пропал из виду. Подлинной информации о Крылове в этот период нет. Некоторое время он служил князю Сергею Голицыну в качестве секретаря и воспитателя его детей. В 1806 году Крылов возвращается в литературу. Он переводит басни Лафонтена и пишет собственные басни. Они были пропитаны сатирой и снискали любовь читателей. Умер Иван Андреевич в 1844 году. Известно, что Крылов не писал автобиографию, но в его баснях можно рассмотреть, какими были его подлинные взгляды на жизнь. | Отгадывают загадку подводящую к теме |
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.(7-9 мин) | Предположите тему нашего урока -БАСНИ КРЫЛОВА… -Давайте посмотрим на картинки помощники (НА ДОСКЕ КАРТИНКА ЛИСЫ И ВОРОНЫ) -ДЕТИ НАЗЫВАЮТ ТЕМУ. Какую цель поставим перед собой? -познакомится с басней «Ворона и лисица» План: 1.Познакомится с басней 2.Выразительно прочитать басню | Формулируют тему и цель урока Знакомятся с планом урока |
5.Реализация построенного проекта Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. (10-15мин) | -Что вы знаете о лисе опишите цвет шёрстки, какие уши, какой слух, за кем охотится? (Туловище рыжего цвета, тонкие лапы, вытянутая морда, острые уши, чуткий слух, длинный пушистый хвост; хитрая; питается зайцами, мышами, полевками, птицами, плодами, ягодами; живут в норах.) - А как выглядит ворона? опишите ворону (Туловище пепельно-серое, клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные. Вороны довольно осторожны и наблюдательны. Они обладают хорошим обонянием, слухом и зрением, очень чутко реагируют на все, что происходит вокруг них. Любят блестящие предметы, припрячут про запас избыток пищи. Вороны всеядны. Питаются насекомыми, подбирают падалицу (зерна культурных и диких растений), расклевывают огурцы, дыни, арбузы, утоляя жажду. -ЧТЕНИЕ БАСНИ ИЛИ АУДИВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - Значение каких слов в басне вам не понятно? (Ученики находят слова и стараются пояснить их смысл.) Лесть – угодливое восхваление, лицемерие. Гнусный – отвратительный, омерзительный. Не впрок – не на пользу Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что – либо. Пленить – очаровать, покорить чем – либо. Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница. Ангельский (голосок) – нежный, добрый. Царь – птица – главная среди птиц. Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница, несёт вести -В чем же мораль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью.) -Бывает ли так у людей? (Да.) Приведите примеры. -Прочитайте первые 3 строчки басни. -Как понимаете смысл выражения «Уж сколько раз твердили миру»? (Много раз повторяли одно и то же.) -Что значит «лесть гнусна»? (Некрасиво, когда кто-то льстит.) -Объясните, как вы понимаете выражение «только все не впрок»? (Бесполезно) - Подумайте, что значит «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Есть люди, которые пускают в свое сердце льстивых людей, позволяют им говорить льстивые слова.) -Чему учит басня? (Быть правдивым, чтобы мы были искренними.) | Предполагают описание героев басни Слушают задание Отвечают на вопросы. Делают выводы |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. (5-7мин) | Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? – Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? – Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов. – Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? – А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов. – Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? – А что говорила о голосе Вороны Лиса? – Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста. – Для чего Лиса так расхваливала Ворону? – Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ. – Почему Лисице удалось обмануть Ворону? – Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему? | Отвечают на вопросы |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия,применение нового знание в типовых заданиях.(3 мин) | -Расположите цепочки слов в нужной последовательности а) ворона нашла кусочек сыру; б) лиса близёхонько бежала; в) ворона каркнула; г) лисица говорит сладкие слова вороне; д) плутовка подходит на цыпочках; ж) лисица схватила сыр и убежала; к) сыр выпал. ПРОВЕРКА | Выполняют самостоятельную работу Проводят самопроверку |
8.Включение в систему знаний повторение. Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. (2-4 мин) | С какой басней мы сегодня познакомились? «Ворона и лисица» Кто автор басни? Крылов И,А Что вы запомнили об авторе? Какова мораль басни? Как вы можете охарактеризовать героев басни? Значения каких новых слов вы запомнили? -Молодцы! | Отвечают на вопросы учителя Подводят итоги урока Повторяют пройденный на уроке материал. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия (2 мин) | Направляет работу класса на рефлексию учебной деятельности. -Скажите, все ли пункты плана мы выполнили? (отвечают) -Кто считает, что сегодня хорошо поработал и у него все получилось, он легко выполнил задания- поднимите две руки вверх. Кому пока сложно разобраться, советую потренироваться в решении тех заданий, в которых вы еще плохо разбираетесь и тогда у вас обязательно все получится. - Спасибо вам за урок, он подошел к концу. До свидания! | Проводят рефлексию деятельности на уроке. Делятся своим мнением. |