Тема: Восклицательные предложения.
Цель :познакомить учащихся с видами предложений по интонации, с употреблением восклицательных предложений в речи,ввести термин «эмоциональная окраска «,формировать умение распознавать предложения по интонации и правильно (выразительно) читать эмоциональные предложения (побудительные, вопросительные); развивать речь учащихся.
Задачи:
Коррекционно-образовательная: дать понятие о восклицательном предложении; об употреблении восклицательного знака; развивать умения распознавать предложения по интонации и правильно их читать ,углубление знаний по теме, обогащение лексики учащихся.
Коррекционно-развивающая: развитие устной монологической и диалогической речи; развитие мышления, памяти, внимания, воображения; формирование фонетически правильной , внятной и выразительной речи, развитие орфографической и пунктуационной зоркости; развитие навыков работы в парах. создание психологически комфортной обстановки на уроке.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать внимание к окружающему миру, воспитание любви к родному языку через литературу, привитие интереса к русскому языку.
Технологии: технология уровневой дифференциации, здоровьесберегающая, эмоционально-коммуникативная.
Методы:
методы стимулирования интереса к учению ( учебные дискуссии, создание ситуаций успеха, разьяснения); по характеру обучения: объяснительно-иллюстративные, проблемнопоисковый.
контроля – выполнение индивидуальных дифференцированных заданий, взаимоанализ.
Тип урока: комбинированный . Форма урока: урок-практикум.
Оборудование: записи на доске, карточки с заданиями, учебник русского языка для 6 класса (авторы: М.Т.Баранова и др.)., презентация Microsoft Power Point, оформление для проведения физминутки, индивидуальные карточки по повторению.
Ход урока :
1.Организационный момент .
Работа учителя «за экраном»
Какое сегодня число ? Какой урок ? Кто отсутствует ?
Ответы учащихся.
Учитель исправляет ошибки говорения ,фиксирует флексии.
Проверка домашнего задания.
У :,Ребята, я загадаю вам загадку ,а отгадка послужит нам на уроке.
В школьной сумке я лежу, Как ты учишься скажу.
(Тетрадь, дневник)
У:Давайте откроем тетрадки и приготовимся к работе .Желаю вам хорошего настроения !
2.Обобщение ранее изученного .Актуализация знаний.
Фронтальный опрос .Запись на доске.
Предложение -это ….
Грамматическая основа – это …
По составу грамматической основы предложения бывают …
По цели высказывания предложения бывают …
2. Постановка учебной цели.
У: Прочитайте стихотворение ,вставьте пропущенные буквы .Какие знаки препинания нужно ставить в конце предложения ? Обоснуйте свое мнение.
В…сна,в…сна.Как воздух чист.
Как ясен небосклон. Своей л…зурию живой
Слепит мне очи он.
В…сна,в…сна .Как высоко на крыльях ветерка,
л..скаясь к солнечным лучам ,
л..тают …блака.
Шумят руч..и. Блестят руч...и.
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею ле…
(Е Баратынский)
У: Как вы думаете , о чем пойдет речь на уроке ?
Сформулируйте тему.
Ответы учащихся.
Слайд
У:Итак ,цель нашего урока правильно распознавать и читать восклицательные предложения в тестах, оформлять на письме.
Учащиеся громко ,с интонацией зачитывают примеры.
3.Актуализация знаний.
Записываем предложения на слух.
Какая красивая картина !
Закрой ,Маша , дверь!
У: Чем похожи эти предложения ? ( На конце каждого стоит восклицательный знак).
А чем различаются эти предложения ? ( Они различаются по смыслу. В первом предложении просто восклицание ,восхищение картиной , а во втором –побуждение к действию , приказ).Второе предложение назовем побудительным ( от слова « побуждать»).
Физминутка.
У: Ребята, отдохнем немного .
Слайд.
Проговаривают слова ,исправляют недочеты.
4.Закрепление изученного.
Работа в парах. Задания на карточках.
У: Выразительно прочитайте предложения . Обьясните постановку восклицательных знаков. Что изменится . если их убрать ?
Я купил подарок маме!/Я купил подарок маме.
Оглянись и улыбнись!/Оглянись и улыбнись.
Словарно-орфографическая работа.
Кликать
Восклицать
Восклицательный (к//ц)
Эмоция .эмоции (ж.р) –Душевное переживание ,чувство./ прил Эмоциональный.
Тренировочные упражнения (распечатаны для каждого ученика).
а) Прочитайте текст, вставляя пропущенные буквы и ставя знаки препинания. Знаете ли вы украинскую ночь О,вы (не) знаете украинской ночи. Всм..тритесь в нее. С середины неба гл..дит месяц. Необ.ятный небесный свод раздвинулся еще необ.ятнее. Горит и дыш..т он Земля вся в серебристом свете.
Для более сильных учащихся предлагается дополнительное задание.
Спишите текст, расставляя знаки препинания. Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации.
Хорошо в лесу ранней весной В полдень идешь по тропинке между зазеленевших деревьев Но что это Лес оглашается птичьим гомоном. Это пернатые спешат устроить свои жилища Берегите птиц Не разоряйте леса и гнезда.
5. Итог урока. Слайд.
У:Молодцы,ребята, благодарю за активную работу на уроке!
Выставление оценок.
Домашнее задание : Слабо успевающим учащимся предлагаю записать 3-5 восклицательных предложения , а более сильным – мини-сочинение по картинке с использованием восклицательных предложений.