СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитай меня правильно

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дорогие папы и мамы!

И вот он появился на свет! Ваш ребенок, которого вы так ждали, пришел в этот мир, чтобы дать вам большое счастье и... возложить на вас большую ответственность. Так было и так будет всегда - теперь и вы вошли в прежде недоступный и таинственный клан родителей. Что вы чувствуете, о чем мечтаете?

Мы не ошибемся, если скажем: все родители мечтают о том, чтобы их малыш вырос умным, любознательным, чтобы он легко и с удовольствием учился. Ведь от этих качеств и способностей зависит его будущее. Будет ли он счастлив и успешен? Все мы с тревогой вглядываемся в ясные глазки и пытаемся угадать...

Просмотр содержимого документа
«Воспитай меня правильно»






Уроки Монтессори. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. - 64 с. (Серия «Воспитай меня правильно!»)


Эта книга экспресс-курс одной из самых востребованных сегодня методик развития ребенка — методики итальянского педагога Марии Монтессори. Весь материал был собран и обработан авторским коллективом «Маминого клуба», и поэтому принцип издания— только необходимая теория и максимум практики.

Здесь вы найдете и тривиальные советы, которые помогут воспитать свободную творческую личность, а также увлекательные игры и игрушки, развивающие мелкую моторику, и отличные картинки, которые заинтересуют вашего маленького гения. Вы сможете читать книгу и одновременно заниматься с ребенком. Ведь самое правильное воспитание для малышей — это активное общение с родителями.


УРОКИ МОНТЕССОРИ

Редактор: А. Сватовская

Художник: ГГ. Смирнова

Художественный редактор: В. Шимкевич

Компьютерная верстка: Е. Маликова


Подписано в печать 14.02.2005. Форыат б0х90. Печать офсетная.

Усл. печ, л. 4,0. Тираж 5000 экз. Заказ № 4585.

«Прайм-Вврознак» 195009, Санкт-Петербург, ул. Комсомола, 41.

Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2—953000,

книги, брошюры.

Отпечатано с готовых диапозитивов в полиграфической фирме

«Красный пролетарий». 127472, Москва, Краснопролетарская ул., 16.


© Серия, оформление,

«Прайм-Еврознак», 2005














Содержание

Дорогие папы и мамы

Гордость Италии Мария Монтессори

Помоги мне сделать это самому

Поиграем

Играем с тем, что под рукой

Игры с водой

Игра в бисер

Оригами- игрушки из бумаги

Какие еще бывают игры

Подведем итоги































Дорогие папы и мамы!

И вот он появился на свет! Ваш ребенок, которого вы так ждали, пришел в этот мир, чтобы дать вам большое счастье и... возложить на вас большую ответственность. Так было и так будет всегда - теперь и вы вошли в прежде недоступный и таинственный клан родителей. Что вы чувствуете, о чем мечтаете?

Мы не ошибемся, если скажем: все родители мечтают о том, чтобы их малыш вырос умным, любознательным, чтобы он легко и с удовольствием учился. Ведь от этих качеств и способностей зависит его будущее. Будет ли он счастлив и успешен? Все мы с тревогой вглядываемся в ясные глазки и пытаемся угадать... Но что конкретно мы можем сделать, чтобы помочь ему?

Сегодня у родителей есть масса возможностей серьезно подойти к развитию ребенка. Практически все мамы и папы знают, что начинать нужно как можно раньше. И все мы где-то слышали термин «раннее развитие». Но только обилие литературы, методик, советчиков и специалистов создает у нас впечатление огромной горы, на которую ни нам, ни нашим детям никогда не взобраться.

Чтобы разобраться в море информации о раннем развитии наших самых любимых и талантливых детей, чтобы не упустить, не навредить, а, напротив, разглядеть и помочь, — мы создали эту серию книг.

Наверняка вы знаете названия самых известных методик. Скажем, красивое слово «монтессори» знакомо по этикеткам на игрушках. Может быть, вы даже посетили специальные курсы и прочли много книг, а теперь думаете, как бы посетить еще десяток и прочесть не меньше сотни томов, чтобы не пропустить ничего важного. Но благие намерения, как известно, нередко ведут нас совсем не в ту сторону... Где будет ваш малыш, когда вы будете слушать лекцию о его развитии? С бабушкой, с няней, с соседкой? Ему нужны вы! Ваша любовь, забота и внимание. Это первые и непременные условия полноценного раннего развития. Ни одна методика не сделаёт ребенка добрым, уверенным в себе, отзывчивым и смелым, если к ней не прибавить маму и папу.

Многие из нас - родителей - это понимают и сетуют на катастрофическую нехватку времени. Столкнувшись с этой проблемой, мы поняли, как можно помочь родителю. Небольшие книги, на изучение которых, с одной стороны, не уйдет много времени и сил, а с другой они ответят на вопрос, чем заниматься с ребенком, чтобы развить его природные таланты.

Эти книги - экспресс-курс самых знаменитых, самых эффективных, самых востребованных методик развития ребенка. Материал в них организован таким образом, чтобы читатель мог быстро понять основы системы и сразу же приступить к занятиям.

То есть -минимум необходимой теории и максимум эффективной практики.

Ещё в наших книгах есть отличные картинки, которые заинтересуют вашего маленького гения и выполнят роль «приманки». Признаемся, мы позволили себе такую маленькую хитрость. Вы сможете читать и заниматься вместе с ребенком, не крадя время у веселых игр и увлекательных книжек.

Все что вы делаете вместе, а особенно если всем при этом интересно - само по себе уже развитие.





Что сделала для вас Мария Монтессори

Первая книга, как вы уже знаете, посвящена методике итальянского педагога Марии Монтессори. Мы начинаем с ее методики неспроста. Эта женщина совершила революцию в воспитании, доказав, что раннее развитие, и особенно развитие мелкой моторики, влияет на интеллект и способно зажечь в каждом ребенке искру таланта, И совершила она эту революцию еще в начале ХХ века.

Ее любви к детям хватило на настоящий подвиг: она добилась результата там, где другие опустили руки, — смогла развить и обучить умственно отсталых детей.

Монтесоори сформулировала универсальные принципы раннего развития, соблюдение которых будет полезно для любого ребенка. Ее система завоевала мир. К ней ездили учиться педагоги со всех уголков земного шара, в том числе и из России. Еще: в дореволюционной (!!!) России по ее системе работало много детских садов и особых групп раннего развития.

Сегодня школы и группы, работающие по ее методике, есть почти во всех странах мира, от Италии до Новой Зеландии. Существует международная Монтессори-ассоциация, которая помогает организовать работу десятков тысяч учителей и воспитателей.

Несомненно, быть учеником и последователем престижно и по сей день. По истечении века мода на нее не проходит - это говорит о многом!

Ведь Монтессори – это не только проверенные временем методики, дающие потрясающие результаты, но и возможность глубже понять себя и ребенка, проявить в полной мере уважение и любовь к маленькому человеку, воспитать не просто интеллектуала, а счастливого человека, творчески мыслящую личность.

Если вам по душе такие установки, пусть методика Монтессори поможет вашему малышу, как помогла не одному поколению талантливых детей!








Лизин рассказ

Меня зовут Лиза. У меня есть папа и мама, бабушка и дедушка, и я, как все, люблю много смеяться, гулять с мамой и папой, а иногда покапризничать. Но больше всего на свете я люблю играть. Но только чур, чтобы игры были разными, а игрушки каждый раз новыми. Но мама говорит, что игрушки в магазине ужасно дорогущие. А папа говорит, что если покупать ребенку (это я) игрушки, то уж такие, которые бы …раз… разевали, нет не так …раз-ви-ва-ли. И при этом он говорит странные слова – интеллект и мелкая моторика. Я не знаю, кто это такие и где они живут, но они очень волшебные, потому что помогут мне превратиться в Василису Премудрую. Но где найти такие игрушки – ни папа, ни мама, ни я не знаем.

Вот если бы я шла по улице и вдруг помогла волшебнику, а он за это исполнил бы три моих желания! Вот тогда я бы загадала помочь папе найти развивающие игрушки, маме – недорогие, а мне – веселые.

Но волшебники бывают только в сказках!


Волшебницу, которая может исполнить сразу три желания, зовут Мария Монтессори, а ее метод позволяет не только весело и интересно проводить время с ребенком, создавая своими руками увлекательные игрушки, но и развивать мелкую моторику, а значит и интеллект.

Эта книга поможет всем кто:

  • Хочет знать, как и зачем нужно развивать мелкую моторику;

  • Стремится, чтобы игры и игрушки были увлекательными и полезными;

  • Не хочет часто покупать дорогие игрушки;

  • Хочет знать, как воспитать свободную творческую личность;

  • Хочет научить ребенка соблюдать порядок и уважать мнение окружающих.


Гордость Италии – Мария Монтессори

Ее портрет напечатан на итальянских лирах, а имя трижды числилось в списках, поданных на Нобелевскую премию. Она стала первой женщиной-врачом Италии. Можно по пальцам пересчитать педагогические университеты в мире, где по сей день не ведутся спецкурсы по педагогике, названной в ее честь..

Она посвятила себя служению детям, страстно отстаивая их права на свободное и естественное развитие. Тысячи учителей, вдохновленных ее идеями, стали приверженцами гуманистического реформирования школы. Ее жизнь была окружена ореолом всемирной извёстности и неувядающей славы.

В 1896 году молодая выпускница медицинского факультета Мария Монтессори начала работать ассистенткой врача в клинике университета. Здесь состоялась ее первая встреча с умственно отсталыми детьми. Эти дети находились в пустой комнате, без игрушек и книжек, никто не играл и даже не говорил с ними. Однажды Мария заметила, как после обеда детишки нашли корку хлеба и стали лепить из мякиша шарики. Это была их единственная игрушка. Монтессори приветствовала эту игру, а затем стала приносить новые предметы: простые коробки, посуду, лоскутки ткани. Через некоторое время она заметила, что поведение детей стало более осмысленным, они уже могли обслуживать себя, могли играть и общались друг с другом. Дети, на которых все махнули рукой, которых считали чем-то вроде животных, развивались! А каких же успехов тогда можно достичь с нормальными детьми! Монтессори укрепилась в мысли, которая стала отправным пунктом ее системы, что для детей - как больных, так и здоровых — необходима специальная развивающая среда: игры и игрушки, которые бы помогали изучать явления окружающего мира.

Монтессори начала штудировать труды по педагогике, психологии и антропологии. Она искала ответ на вопрос, насколько развитие интеллекта зависит от помощи педагога. Она дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже, переписывалась с дочерью Зигмунда Фрейда - детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняла выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития.

Весной 1900 года Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу (для детей с задержками развития), Монтессори согласилась стать ее директором и начала создавать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Через три месяца школу посетила комиссия министерства образования Италии. Результаты были ошеломляющими. Дети с ограничениями почти догнали в своем развитии здоровых сверстников.

Монтессори загорелась желанием посмотреть, как будет работать метод с обычными детьми. 6 января 1907 года в предместье Рима в Сан-Лоренцо была открыта первая школа для здоровых детей, которая стала работать по методу Марии Монтессори, - знаменитый «Дом ребенка». Здесь, наблюдая за детьми, она сделала еще одно революционное заявление: маленьких детей нужно сначала учить писать, а не читать. Детишки из ее группы уже в четыре года составляли из передвижных букв слова, а затем учились читать то, что написали. А в результате еще одна победа Монтессори: семилетние ребятишки из ее школы обогнали по уровню знаний и навыков третьеклашек обычных школ.

В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори-ассоциацию (АМI), которая действует и поныне, и Монтессори-движение разворачивается во многих странах мира. Метод итальянского педагога Марии Монтессори выдержал и испытание временем, и критику.

Сейчас мир переживает настоящий бум: повсюду работают школы и сады Монтессори. А в Соединенных Штатах пункт в анкете «где учились?» с ответом «в Монтессори» может стать подспорьем в карьерном росте. Почему это так? Попытаемся разгадать секрет Монтессори.



Помоги мне сделать это самому

Едва ли вы найдете течение в педагогике, которое бы не декларировало уважение к личности ребенка. Но как именно уважать эту личность, мнения расходятся. То ли нужно позволять делать все, то ли разумно ограничивать, то ли помогать, то ли бросить одного на произвол судьбы - быстрее научится.

Монтессори также исходила из постулата, что личность ребенка нужно уважать. Но в отличие от многих она твердо знала, как это делается. Нужно просто смотреть, что полезно и, главное, необходимо самому ребенку.

Что же ему нужно в первую очередь? Прочтите лозунг в начале этого раздела, и вы тоже будете знать, что нужно вашему малышу.

На первый взгляд в этом лозунге есть два противоречащих друг другу понятия: «помоги» и «самому». Но Монтессори удалось добиться гармоничного сосуществования свободы и дисциплины. Судите сами.


Помоги мне стать свободным

Все, наверное, понимают, что нельзя вырастить независимую, творческую и свободомыслящую личность, если изо дня в день повторять это не бери - уронишь, разобьешь, сломаешь, порежешься, сюда не ходи - упадешь, испачкаешься, так не делай - потому что так нельзя. Ребенку нужна свобода. Самостоятельность и возможность самоопределять, что и как делать, во что играть и с кем дружить, в будущем в способность мыслить нестандартно, творчески решать проблёмы, противостоять, чужому влиянию.

Все это понимают, но вот как осуществить это замечательное требование на практике?

Предоставить рёбенка самому себе, пусть что хочет, то и делает? Но ведь речь идет о двухлетнем малыше, и для него такая свобода может обернуться твердым убеждением, что он просто никому не нужен.

Поэтому свободу нужно давать только в том объеме, в каком она нужна ребенку. По мнению Монтессори, задача родителей - найти ребенку занятие, а затем отпустить в свободное плаванье. Ребенку не навязывают чужой опыт и ритм работы - ему предлагают некоторые материалы и игры (их Монтессори называет развивающей средой), но последний выбор всегда за крохой, и он осваивает сложную науку житья-бытья в индивидуальном темпе, когда дозревает до этого.


Помоги мне уважать других

Свобода - это, конечно, хорошо, но, с другой стороны, мы также понимаем, что вседозволенность- это шаг к эгоизму, капризам, манипулированию другими людьми. Поэтому Монтессори утверждала, что свобода - это не дикое что хочу, то и делаю, а уважительное «я играю во что хочу, но не мешаю тем, кто рядом».

Так, например, в Монтессори-группе или садике все игрушки только в одном экземпляре. Даже если это суперинтересная штука, больше одной купить нельзя. Цель такого дефицита научить детей работать в коллективе, ждать своей очереди, делиться и т. д.

Эту идею желательно воплотить и дома. То есть если вы играете с ребенком, то у вас может быть только одна игрушка, предмет и действовать нужно по очереди.

Если же ребенок, играя, пролил, рассыпал или разбил что-то, то ни в коем случае нельзя ругать его за это. Но обязательно нужно показать, что своими действиями он причинил неудобство другим, а значит, последствия нужно ликвидировать: вытереть лужу, подмести, собрать осколки. Важно не ругаться, а показать, как исправить ошибку, а затем настоять, чтобы кроха исправил ее сам.


Помоги мне соблюдать порядок

Свобода ни в коем случае не должна превращаться в хаос. Психика ребенка требует порядка и определенности. Этот мир в новинку малышу, и поэтому он очень ценит узнаваемые ориентиры - своя кроватка, мама, которая всегда рядом, обои определенного цвета и т. д. Ребенка можно довести до невроза, ежедневно переставляя мебель в квартире или переезжая с место на место. Это же касается не только места для игрушек, но и распорядка дня и требований родителей. Они тоже должны быть строго определены.

Вы спросите: Если порядок так необходим малышу, то почему же он, такой-сякой, отказывается ставить вещи на место, чистить зубы по утрам и вечерам и выполнять остальные мои требования?». Ваш ребенок создает беспорядок не потому, что он лентяй и грязнуля, а потому... впрочем, вы сами сможете ответить на этот вопрос, если еще раз прочтете наш лозунг. Догадались? Он не любит соблюдать порядок, если этот порядок за него установили вы.

А значит...

1. Пусть ребенок сам выберет место для игрушек.

Ваша задача всеми силами помогать ему поддерживать выбранный порядок. То есть вместе с ним убирать вещи и игрушки на те места, которые он сам выбрал.

2. Дети ценят последовательность событий – порядок во времени.

Смещение графика для них не так страшно, как нарушение ежедневных ритуалов, последовательности «встать, есть, гулять, мыться, спать». Старайтесь помогать детишкам чувствовать себя увереннее.

3. И самое главное – это последовательность требований.

Кроха попал в этот мир какие-то год-два-три назад, Он оказался среди незнакомых ему папы, мамы, бабушки, дедушки и т. д. Он изучает вас, пытается понять, чего вы хотите от него. И если вы говорите одно, а делаете другое, то в его маленьком мире наступает форменный хаос. И дальше он перестанет вас слушать, но не потому, что он плохой и вредный, а потому, что так он оберегает свой внутренний мир от полного разрушения. Поэтому никогда не обещайте того, чего не можете сделать.

Знакомая картинка: малыш упрямится и не хочет возвращаться с прогулки домой. Мама во всеуслышание заявляет: «Ну все, я пошла домой, а ты оставайся здесь один», а затем удаляется якобы твердым шагом. Но она никогда не бросит кроху, и через пять минут, когда она все-таки вернется, он это узнает. А значит, эта опрометчиво брошенная фраза станет для него сигналом, что маму можно не слушаться и ничего за это не будет.


Помоги мне узнать этот мир

Пятидесятилетний опыт Марии Монтессори показал, что детская среда должна повторять взрослую, а значит, игрушками должны служить те вещи, которыми мы обычно пользуемся в быту: посуда, коробки, флаконы, бутылки, мебель и т. д. Причем не игрушечные, а настоящие, но, конечно, с некоторыми оговорками: маленькие легкие стульчики и столы, коврики и предметы, которыми дети могут манипулировать сами, И действовать с этими предметами нужно также как в реальном мире: переливать воду, резать бумагу и ткань, шить, нанизывать бусины на нитку, мыть пол и т. д.

А что же это нам дает?

Во-первых, такая игра сделает ребенка самостоятельным, научит его обслуживать себя, а значит, заставит поверить в собственные силы и укрепит самооценку.

Во-вторых, малыш быстро поймет и запомнит основные законы мира: вода текучая, мокрая, разливается; песок сыпется; стекло бьется, оно хрупкое; формы бывают большие и маленькие, узкие и широкие и т. д. Кстати сказать, понятия о большом и маленьком, высоком и низком - обязательны для развития интеллекта, и любая развивающая методика начинается именно с них. Обычно мы показываем картинки и несколько раз повторяем: «Вот, посмотри, этот домик большой, а этот маленький». В конце концов метод повторений даст свои результаты. Но Монтессори заметила, что если ребенок на практике убеждается в том, что в одну бутылочку помещается вся вода, а в другую нет, то сам, без вашей помощи и утомительных повторений, догадается, что есть большие и маленькие предметы. Как знать, может быть, это первый шаг к будущим великим открытиям, ведь одно он уже совершил.

И наконец, игры с предметами разной формы, размера и фактуры развивают мелкую моторику, что, как доказали ученые, напрямую связано с развитием интеллекта.


Несколько слов о мелкой моторике

Любой орган человеческого тела имеет свою проекцию, своеобразное «представительство», в больших полушариях головного мозга. Так, например, за все движения, совершаемые человеком, отвечает двигательная зона. Но движения рук человека, в отличие от всех остальных движений, настолько сложны и многообразны, что нуждаются в особенной «опеке» нашего мыслительного центра. Именно поэтому около трети всей двигательной зоны занимает именно проекция кисти руки. А чем тоньше и сложнее будут наши движения, тем больше многообразных и сложных связей устанавливается в мозге, тем более развитой будет эта двигательная зона в целом.

Что же нам это дает? Оказывается, двигательная зона расположена очень близко от речевой. Поэтому учеными было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на развитие речи, а затем и мышления, внимания, памяти, то есть интеллекта.

Монтессори-игры, которые мы предлагаем вам, требуют как раз мелких движений, аккуратности и точности.

Вот мы и разгадали секрет Монтессори. Вы развиваете мелкую моторику и при этом предоставляете малышу свободу, одновременно приучая к порядку и уважению. В результат – развитие интеллекта, творчества, умение ладить с людьми, крепкая нервная система, любовь к труду. У человека, сочетающего в себе эти качества, есть все шансы на успех.


Что может мешать вам помогать собственному ребенку

Первое – это страх. Родители боятся, что мелкие предметы, бусы или иголки, которые обязательно присутствуют на занятиях, станут причиной несчастного случая. Ведь в любой книжке по воспитанию требуется следить за тем, чтобы дети не играли мелкими предметами, они могут проглотить их и задохнуться. Но вот что интересно: по свидетельству - самой Марии Монтессори, ни разу ни один годовалый карапуз не съел бусинку, желудь, иголки и прочие мелкие детали. Ведь бдительная мама всегда подскажет, что делать с тем или иным предметом. А как это интересно - положить бусинку в желобок, пришить пуговицу или сделать дорожку из бисера! Никакого желания когда есть такие замечательные игрушки у крохи не возникнет.

Второе, что может останавливать родителей, - занятия по методу требуют на первых порах много времени.

Согласитесь, что вам легче самим убрать посуду, чем доверять хрупкие предметы ребенку. Приходится все показывать, корректировать, доходчиво объяснять каждое свое действие. Но поверьте, такая ситуация сохранится недолго, детишки быстро привыкают трудиться - для них это нормально, они учатся одеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, переливать воду, ухаживать за цветами, мыть руки, подметать и копать... А лишая ребенка этого настоящего опыта, предлагая лишь детские наборчики для кукол, мы мешаем развитию ответственности, самостоятельного и аккуратного обращения с вещами - и потом через пять-десять лет вы потратите гораздо больше нервов и времени, объясняя подростку, что нужно самому пришивать пуговицы и мыть за собой посуду.





Поиграем!

Ну а теперь, когда вы уже поняли основную идею Монтессори-воспитания, пришло время поговорить о той самой развивающей среде, которую мы родители - можем создать своим детям.

Педагоги издревле занимались подбором дидактического материала, а проще говоря, игрушек, для развития обучения детей. И сегодня родителей вряд ли можно чем-то удивить - журналы и сайты пестрят советами по раннему развитию, магазины предлагают современные игрушки, стимулирующие интеллект, мелкую моторику и пр. Магазины завалены пирамидками, кубиками, домиками, «моими первыми книжками». Все это есть, - но, к сожалению, не каждый родитель сможет окружить свое чадо всем этим великолепием. И вот тут-то самое время вспомнить, что ни один педагог не создал такого продуманного и грандиозного комплекса сенсорно-дидактического материала, как Мария Монтессори. И все это богатство она и ее последователи создали, ориентируясь на запросы самих детишек, отбирая то, что им, малышам, нравилось больше всего, И при этом игрушку Монтессори вы можете создать сами, используя ненужные вам тряпочки, бутылочки, баночки и прочую мелочь. А в результате у вас получится материал, который будет развивать все органы чувств, мелкую моторику и интеллект.

Но прежде чем мы расскажем, как попасть в мир Монтессори-игр, - несколько пожеланий.


Как играть

Любая игра начинается с презентации. Вам нужно показать и назвать все предметы, которые участвуют в игре, и рассказать; что вы будете с ними делать. Например: «Это стакан, а это кувшин. В кувшине вода. Воду можно перелить из кувшина в стакан». Одновременно вы ДОЛЖНЫ показать, как это делается. Не спешите, делайте все аккуратно, ведь ребенок будет копировать ваши действия.

После презентации предоставьте ему возможность поиграть самому. И вот тут уже не вмешивайтесь, не помогайте, пусть он делает все сам.

А заканчивается игра уборкой. Покажите малышу, как вытереть пролитую воду, собрать и убрать на место игрушки. Вы должны рассчитать игру так, чтобы малыш не устал, когда подойдет время уборки. Помните: порядок - это обязательный элемент в системе Монтессори и не стоит его игнорировать.


Сочиняйте сказки

Игры с предметами на первых порах увлекут любого малыша. Но, как все игрушки, они могут наскучить, если будут однообразными. Поэтому ваша задача не только приготовить весь необходимый материал, но и подумать, как разнообразить игру.

Некоторые ходы мы подскажем вам сами, когда будем рассказывать об играх. Но и вам нужно потрудиться. А чтобы вам было проще, дадим один совет: превращайте любую игру в сказку. Придумайте маленькие рассказики про приключения животных или детей, про волшебные предметы - воду, песок, крупу, которые помогают им преодолеть все препятствия. Например, малыш разлил воду, а вы говорите: Вот на пути у наших героев озеро. Как же им через него переплыть? Позовем- ка на помощь волшебную губку и тряпку. и т. д.


Три «не», или Запрещенные приемы игры

1. Ни в коем случае нельзя ругать малыша за то, что он что-то пролил, уронил, испачкал. Не рекомендуется даже указывать ему на это, Нужно только предложить исправить ошибку и показать ему, как это делается.

2. нельзя вмешиваться в ход игры со словами: «Дай я тебе помогу, у меня получится аккуратней, быстрей». Будьте терпеливы, иначе вы сформируете ненужный и опасный комплекс. Помогать можно только тогда, когда малыш просит вас об этом.

З. Не переделывайте при ребенке его работу. Очевидно, что на первых порах он не сможет качественно убрать за собой и вам придется наводить порядок еще раз. Постарайтесь, чтобы ваш малыш не видел, как вы это делаете. Ведь если он поймет, что сделал все плохо, то больше не захочет играть.

4. Нельзя перегружать малыша работой. Вы должны предлагать занятие в таком объеме, чтобы оно не утомило и не наскучило. Иначе работа будет брошена на полпути, а этого допускать нельзя.

Все предложенные игры рассчитаны на малышей начиная от двух лет.


Играем с тем, что пор рукой

Собираем бутылочки и флакончики, пуговки и лоскутки, бусинки и трубочки. Посмотрим, что лежит ненужным грузом в ящиках и комодах, тумбах и шкафах. Все пойдет у нас в дело, ведь Монтессори умеет превращать эти нехитрые вещи в самые увлекательные и полезные игрушки.


Напои цветочки

Игрушки

Живые цветы, ведерко, совок для мусора, разные вазы и банки, ножницы, лейка, тряпка.

Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Рёбенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Вода, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.

Подбери крышечку

Игрушки

Бутылочки, пузырьки, банки из-под крупы с крышками разного размера.

Медленно отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Затем перемещайте крышки и расставьте бутылочки на столе. Предложите малышу самостоятельно найти крышки для каждой банки. Старайтесь не вмешиваться и не помогать, если ребенок не просит вас об этом.


Моем и чистим

Игрушки

Средство для чистки посуды (лучше взять хозяйственное или детское мыло, оно не нанесет вреда нежной коже малыша), губка, посуда (небольшая кастрюля, чайник или ложка).

Процесс сложный и ответственный - и тем более интересный маленькому человечку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные операции, и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончена, следует показать ребенку, как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.


и убираем

Игрушки

Крупы, вода, поднос, губка, щетка и совочек.

Рассыпьте немного крупы на подносе и покажите малышу, как аккуратно можно смести ее щеточкой в совочек. Затем налейте на поднос воду и продемонстрируйте, как работает «волшебная губка» - собирает всю пролитую воду, и вот наш поднос опять сухой и чистый.


Раз застежка, два застежка

Ремёшки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки, крючки.

Возьмите несколько кусочков плотной ткани (подойдет ткань от старого пальто или плаща). Это будет основа для наших игрушек. Их можно вырезать в виде животных: например, еж и грибок, заяц и морковка и т. д. Глаза, рот и нос можно нарисовать простым фломастером или гелевой ручкой, можно вышить или приклеить.

На один кусочек, пусть это будет зайчик, пришейте большие и маленькие пуговицы и кнопки. На другом кусочке - морковке – сделайте прорези, петли и пришейте вторую половину кнопки. Первая игрушка готова! Теперь на следующих заготовках - грибке и ежике - проделайте дырочки для шнурка. Чтобы дырочки не растрепались, обметайте их суровой ниткой. В дырочки вденьте обычный шнурок. Вот и вторая игрушка. А дальше фантазируйте. Сделайте игрушки с бантиками, крючками и петлями, ремешками, «липучками».

Играем

С такими игрушками можно придумать множество игр. Самые простые – «Покорми зайчика морковкой», «Помоги ежику принести домой грибок». Только помните, сначала вы сами должны показать ребенку, как «работает» ваша замечательная игрушка: прошнуруйте грибок, застегните морковку.

Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок мог внимательно пронаблюдать весь процесс.

При желании вы можете придумать сказку о еже и зайце, которые отправились в лес за волшебными ягодами - липучками. И пока они шли, зацепились за елочки-крючочки, попали в паутину из веревочек и т. д. Ваша фантазия подскажет вам остальные приключения.


Покормим прищепку

Игрушки

Для этой игры понадобятся, в первую очередь, конечно, обычные бельевые прищепки, лучше разноцветные. А еще фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).

Покажите малышу, как держать прищепку тремя пальцами, сожмите и разожмите ее нёсколько раз своими руками. Потом вложите прищепу в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.

Как только навык освоен - начинается игра. Представьте вместе с малышом, что прищепки — это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик — это кормушка. Ну а малышу надо, конечно же, помочь рыбкам пообедать, то есть прикрепить их по периметру фигуры.

Если малыш научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить из прищепок цветик-семицветик, человечка, зайца, ежа и т.д.

Ну и конечно, пусть малыш помогает вам развешивать носовые платочки после стирки и закреплять их прищепками. Это несложное задание даже для крохи, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.


Слушаем тишину

Это одно из базовых упражнений, придуманных Марией Монтессори. Уроки тишины ежедневно проходили в ее школе. Они учат малыша владеть собой, развивают наблюдательность, слух, терпение.

Предупреждение

Обратите внимание, эти упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно, и длятся ровно столько, сколько хочет ребенок. Иначе они воспринимаются как наказание или нежелание взрослых обращать на малыша внимание.

Игрушки

Любые предметы в комнате. Лучше, если комната немного затемнена. Так дети учатся не только видеть, ной слушать.

Предложите рёбенку внимательно посмотреть вокруг, прислушаться к тишине.

После того как ребенок сам нарушит тишину, спросите у него, что он слышал, что заметил. Поощряйте его наблюдательность. Устройте соревнование, кто больше заметит и услышит. Сами подавайте пример и где нужно подскажите. Например: «Послушай, как говорят часы, дождь, посмотри, какие тени отбрасывают предметы».


Яркий лоскуток

Игрушки

Небольшая коробочка с образцами ткани. Нужны лоскутки ткани с различной текстурой, например шелк, хлопок, шерсть, мохер.

Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре: шелк, шерсть и хлопок. Помните их, погладьте руками, обратите внимание ребенка на то, что они разные: «Этот колючий, как ежик, а вот этот скользкий, как льдинка, а этот мягкий, как мамины руки». Затем один лоскуток оставьте на столе, а его пару спрячьте в коробочку или мешочек, но так, чтобы малыш не мог его видеть. А теперь перемещайте лоскутки в коробке и попросите ребенка на ощупь подобрать пары к оставшимся лоскуткам. Если у малыша хорошо получается это упражнение, добавляйте другие кусочки ткани.


Волшебный мешочек

Игрушки

Мешочек с 8—10 знакомыми ребенку предметами (например, расческа, свисток, шнурок, резиновая игрушка, шахматная фигура и т. п.).

Завяжите малышу глаза или допросите закрыть их. А теперь попросите его вытащить из мешочка один предмет и на ощупь угадать, что это. После того как ребенку удастся определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности.

Можно несколько разнообразить игру. Например, используйте предметы, которые начинаются только на букву «к» - карандаш, калькулятор, коробка, игрушечная курочка или котенок, клипсы и т. д. Обратите внимание ребенка, что все предметы начинаются на букву «к». Так вы разовьете тактильные ощущения, а заодно выучите все буквы алфавита и натренируете способность выделять эти буквы в словах. Этот навык поможет крохе быстрее научиться читать.


Игры с водой

Малыши обожают плескаться в воде. Ведь она такая приятная, текучая, прозрачная. А еще вода - это удивительный развивающий материал. Ведь она может принимать форму того сосуда, в который налита, она может быть холодной или теплой, прозрачной или цветной, ее можно переливать, наливать, вытирать. Поэтому вода способна рассказать об окружающем мире, развить наблюдательность, внимание, аккуратность, глазомер и умение контролировать движения.

И такая удивительная игрушка доступна абсолютно всем, ведь все, что вам понадобится, - это обычная вода из-под крана, сосуд и тряпка. А начинать нужно с самого простого упражнения - переливания воды.


Водяная радуга

Игрушки

Поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан, мыло, акварельные краски, тряпка.

Наберите в лейку воды. Покажите малышу, как она медленно льется из лейки в мерный стакан. Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода возвращается в мерный стакан. Пусть малыш сам убедится, что равное количество воды по-разному распределяется в различных сосудах.

Задавайте ребенку вопросы: Где воды больше, меньше, равное количество?»

Следите, чтобы игра не наскучила. для этого подкрасьте воду акварельными красками, замените ее пеной, а в качестве контрольного задания Монтессори советует переливать питье, например сок или молоко.

И не забудьте, что уборка — это непременная часть всех игр Монтессори. Дайте малышу тряпку и попросите вытереть пролитую жидкость. Не помогайте ему, даже если он делает что-то неаккуратно. Помните, главное — что он делает это САМ.


Ловись рыбка

Игрушки

Банка с водой, пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики), поварешка, ложка с длинной ручкой, дуршлаг (ложка с дырочками).

Мелкие предметы вы вместе с малышом бросаете в сосуд с водой. Обратите внимание: брать предметы нужно тремя пальцами то правой, то левой руки. После того как аквариум будет заполнен, «рыбок» можно половить.

Пусть ребенок попробует все перечисленные предметы в качестве «сачка». Объясните ему: «рыбки» кусачие, поэтому вытаскивать их нужно, не помогая свободной рукой.


Волшебная губка

Игрушки

Лейка, две тарелки, поднос и губка.

Вместе с ребенком вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом при помощи губки стараетесь перенести воду в другую пустую тарелку. Начните игру сами, чтобы малыш понял ее принцип. Важно, чтобы вода не капала с губки на поднос, а оказалась целиком отжатой в новую тарелку.

Если же несколько) капель все же упали на поднос или стол, покажите, губка справляется с лужей.


Игра в бисер

Игры с бисером занимают особое место в системе Монтессори-игр. Для того чтобы взять маленькую бусинку, нанизать ее на ниточку или даже просто переложить в другую коробочку, нужно виртуозное владение рукой. А это значит, что, тренируясь, малыш не только учится управлять своим телом, но и совершенствует интеллект.

А еще бисероплетение — это одно из увлекательнейших занятий. Хорошо, если оно надолго захватит внимание крохи, а в дальнейшем превратится в хобби. Ведь мелкая моторика нужна не только детям, но и взрослым. Доказано, что работа с мелкими предметами помогает решать сложные логические задачи, находить решения в непростых ситуациях. Кроме того, бисероплетение прекрасно успокаивает, снимает напряжение и стрессы. Вот так простая игра в духе Монтессори может стать надежной палочкой-выручалочкой на всю жизнь.

Но начинать нужно с простого.


Разноцветные бусины

Игрушки

Разноцветный бисер или бусины, коробочки.

Бусины или бисер нужно хорошенько перемешать в одной коробке. А затем предложить малышу разложить бисер в две, а затем в три коробочки, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом, например по цвету или по размеру. Но сначала покажите ребенку, как брать бусинки -только по одной, двумя пальцами. Следите, чтобы бусин было не слишком много, а то ребенок потеряет интерес к игре, не окончив начатого дела.


Цветные дорожки

Игрушки

Разноцветный бисер.

Бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами (щепоткой). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал.


Бусинка и желобок

Игрушки

Бусины разных размеров, желоб (его можно сделать из кусочка трубки, шланга, разрезав его вдоль), блюдце.

Расположите желобок немного под углом. Например, положите его одним концом на толстую книгу, а другим в плоское блюдце (оно нужно, чтобы бусинки не разлетелись и не потерялись).

Теперь покажите, как можно взять бусину, вложить ее в желобок. Пусть малыш увидит, как она катится и падает в блюдце. А теперь пусть сам берет бусины и пробует вложить их в желоб. Покажите малышу, что бусины могут катиться быстрее или медленнее, если увеличить или уменьшить угол наклона (подложить или убрать книжку). Устройте соревнование: чья бусина докатится до блюдца быстрее (для этого вам понадобится еще один желоб -вторая часть вашего шланга или трубки). Чтобы победить вас, крохе придется самому догадаться, что нужно увеличить угол наклона. Если он легко победил вас, можете поздравить себя: ваш ребенок — настоящий изобретатель.


Подарки своими руками

Когда ребенок хорошо освоил простые действия с бусинами, можно немного усложнить задачу и попробовать сплести из бисера какое-нибудь нехитрое украшение. Ну а мы подскажем, с чего начать.


Мамин браслет

Чтобы освоить основы бисероплетения, мы предлагаем вам сплести браслет. Для начала взять одноцветный бисер. Когда же вы освоите технику, возьмите бусины разных цветов и пофантазируйте.

Кроме бисера вам понадобится тонкая леска или капроновая нить и замочек от старых бус. Если замочка у вас нет, можно вместо нити взять тонкую резинку. Легче плести украшение на леске, поскольку тогда вам не понадобится иголка. Если же вы используете нитку или резинку, заласитесь двумя иголками, чтобы продеть нитку в отверстие бусины.

Шаг первый

Наберите на нить четыре бусины и замкните их в кольцо, как показано на рисунке, для этого в одну бусину вы должны вдеть нитку дважды.

У вас должно получиться колечко с двумя ниточками.

Возьмите ещё три бусины и сплетите рядом еще одно колечко.

От того, сколько колечек вы сплетете в одном ряду, будет зависеть ширина вашего браслета.

Когда вам нужно перейти на следующий ряд, два раза проденьте нитку через верхнюю бусину.



Шаг второй

Для первого колечка второго ряда вам нужно нанизать три бусины. Для следующего колечка вам понадобятся только две бусины, поскольку вы должны еще раз вдеть нитку в верхнюю бусину нижнего ряда.

Так вы будете плести ряд за рядом, пока не сплетете браслет нужной длины.

Как видите, все предельно просто и от малыша требуется только внимание и ловкость рук.

Используя эту же простую технику, вы можете сплести и кошелек, и чехол для телефона.

Поощряйте ребенка самого придумывать узоры. Возьмите листочек в клеточку и скажите, что каждая клеточка — это бусина. Попросите малыша закрасить клеточки так, чтобы получился красочный рисунок. Вам останется только подобрать бисер нужного цвета и превратить эскиз в готовое изделие.

Ваша фантазия, желание и терпение могут превратить даже самую обычную вещь в настоящее произведение искусства.

















Оригами – игрушки из бумаги


Искусство родилось в Японии много тысяч лет назад. Слово же в переводе с японского означает сложенная бумага.

Оригами, как и бисероплетение, — это не только увлекательное, но и очень полезное занятие. Мять, складывать или рвать бумагу — это также развитие ловкости рук и мелкой моторки. Кроме того, оригами развивает пространственное воображение, учит читать чертежи, развивает творческие способности, ведь дети скоро начинают сами придумывать собственные фигурки. А еще оригами развивает концентрацию внимания, память и умение следовать инструкциям, что пригодится в учебе.

Мы не будем на страницах этой книги приводить много оригами-схем, вы без труда найдете их в специальных изданиях. Мы приведем лишь два про стык описания, чтобы вы могли попробовать вместе с малышом изготовить несколько фигурок и убедиться, насколько это увлекательное занятие.

Что вам понадобится

Квадратики белой или цветной бумаги со стороной не менее 1-20 см (бумага должна быть не слишком толстой и не ломаться на сгибах).

Ручка или цветные карандаши.

Ножницы с тупыми концами.

И не забывайте складывать получившиеся фигурки в папку с работами вашего ребенка.

Правила для юного мастера

Готовьте бумажные квадратики заранее.

Всегда держите фигурку так, как она нарисована в книге.

Складывайте только на столе, а не на весу.

После работы уберите за собой весь мусор.



Небольшое напутствие для родителей

Оригами сложное искусство, требующее сосредоточенности и хорошо развитого пространственного мышления.

На первых порах малышу будет очень сложно по одной только схеме понять, что и как нужно делать. Объяснения, которые даются рядом с картинкой, будут также сложны для трех-пятилетнего карапуза. Поэтому не бросайте ребенка одного, объясните все действия, если нужно - помогайте. Лучше делать фигурку параллельно с малышом, чтобы он повторял за вами, но делал все-таки сам.





Утка «Кря-кря»


Шаг первый

Положите квадрат углом кверху и перегните его по вертикали.



Шаг второй

Разверните квадрат. Теперь согните нижние стороны к намеченной линии.



Шаг третий

Согните верхний угол, как показано на рисунке, от точки до точки.





Шаг четвертый

Поднимите наверх острый уголок, оказавшийся в центре (положение линии сгиба здесь точно не определено).




Шаг пятый

Согните фигурку пополам назад и поверните к себе боком.





Шаг шестой

Возьмите фигурку пальцами за будущую «шею» в районе кружка и потяните за нее. Внизу появятся новые складки.


Шаг седьмой

Точно так же потяните за клюв.

Уточка готова!







Трон для короля

Шаг первый

Согните квадрат пополам




Шаг второй

Наметьте среднюю вертикальную линию.



Шаг третий

Согните левый край к центральной вертикальной линии.



Шаг четвертый

Теперь отогните уголок маленького квадратика. Затем по полученным линиям раскройте кармашек и расплющите его.



Шаг пятый

Теперь все то же самое проделайте с правым краем фигурки. В результате у вас получится заготовка, похожая на домик.



Шаг шестой

Согните наверх центральную часть получившейся фигурки.



Шаг седьмой

Отогните вниз небольшую полосочку.


Шаг восьмой

Левые и правые стороны фигурки согните к центральной вертикальной линии.



Шаг девятый

А теперь отогните их в стороны под прямым углом и одновременно опустите «сиденье». Трон готов!






Какие еще бывают игры


Конечно, это далеко не полный перечень тех игр, в которые вы можетё поиграть со своим ребенком в рамках методики Монтессори. Важно, что вы готовы посвящать время занятиям с малышом и получать удовольствие от совместного творчества! А чтобы дать вам пищу для размышлений, мы предлагаем список предметов, которые с помощью Вашей фантазии могут превратиться в прекрасные развивающие игрушки.


Еще игрушки

Мешки с грузами в 1, 2, 3 кг на веревке.

Такие мешки малыш может таскать за собой. Это развивает силу и выносливость рук, крупную моторику.


Мелкие мягкие игрушки в корзинке (собака, кошка, медведь, тигр, бегемот, слон, барашек, обезьяна и т.д.)

С ними можно поиграть в «прятки» - вы или ребенок прячете зверька в комнате и находите его с помощью слов «горячо» «холодно». Также можно играть в игру по типу «Волшебного мешочка»


Любые формы с дыркой для нанизывания на шнурок.

Это могут обычные пробки и старые деревянные бусы и колечки, сплетенные из проволоки. Для этой цели прекрасно пойдут и использованные деревянные катушки.


Большие и маленькие стаканчики

Которые можно вкладывать один в другой.


Деревянные «гвоздики» с молотком.

Такие гвозди можно забивать в пластилин или мягкую глину. Занятие удивительно развивает координацию движений.


Пазлы с картинками и геометрическими формами

Их можно купить, а можно сделать самим. Для этого любую картинку нужно наклеить на картон, а затем разрезать на несколько частей.


Банка с отверстиями в крышке,

Через которое можно кидать пробки, крупные бусины, мячики из поролона.

Разноцветные и разные по размеру пуговицы

В баночках с прорезями в крышках.


Мешочки с бобами или фасолью

Их можно пересыпать, а можно сортировать (помните, как в «Золушке»?) – отбирать белую фасоль от коричневой. В такой мешочек можно спрятать несколько мелких игрушек и попросить малыша найти их.


Пинцет

Им нужно аккуратно перекладывать пуговки, поролоновые шарики, пробки и другие мелкие вещи.


Ложки и поварешки разных размеров для пересыпания и переливания.


Канцелярские кнопки и пенопласт.

Можно попросить малыша выложить из кнопок узор или картинку.


Веревочка с петельками на конце для выуживания мелких игрушек.


Доска с крючками и брелоки.

Такую доску можно закрепить на стене в детской. Пусть малыш развешивает на ней брелочки, игрушки с петельками, а затем и свои вещи.

Также хорошо сложить в коробку разные «занимательные» вещицы – диск от старого телефона, выключатель, кнопку от электрического звонка, автоматические шариковые ручки и т.д.









Подведем итоги

Что понравилось Лизе?

Ух ты сколько теперь у меня игрушек! И все разные, такие интересные, и сколько всего можно с ними сделать! Знаете, с этими игрушками я стала такая большая и са-мо-сто-я-тель-ная. Могу сама и пуговицу пришить, и пол помыть, и посуду, и на стол накрыть и ничегошеньки не пролью и не рассыплю, а если и пролью и рассыплю, то аккуратно все уберу.

А еще я столько всего узнала нового и теперь могу САМА придумывать всякие интересные штуки. Вот возьму и придумаю машину, которая будет бороться с тучами. Тогда на небе каждый день будет солнышко. Вот папа и мама обрадуются!


Что понравилось папе и маме

Наша девочка все игры и игрушки встречала «на ура». Она так радовалась, с таким увлечением играла! А ведь мы все игрушки сделали сами, и никакого ущерба для семейного бюджета. А еще мы заметили, как изменилась наша Лиза. Она теперь может подолгу сосредоточенно заниматься каким-то делом. Она умеет преодолевать трудности, не злится и не плачет, если что-то не получается. И еще она теперь совсем не похожа на маленького слоника в посудной лавке, стала ловкой и аккуратной. А какая она стала наблюдательная, сколько маленьких открытий и изобретений сделала сама без нашей помощи! Представьте, сама построила из старых коробок настоящий дворец для кукол. А ведь она еще такая маленькая!


Что было сложно Лизе?

Сначала у меня ничего не получалось. Вода такая противная была, ну обязательно прольется, а крупа и бусинки вечно рассыпались. И еще мне так сложно было застегивать разные застежки, и я никак не могла привязать грибочек на спинку ежика. Я даже хотела плакать и топать ногами. Но мне мама помогла. Она показала, как убирать воду губкой, как щеткой сметать в совок рассыпанную крупу. У меня хорошо получилось. Мама меня хвалила! И еще она все время была рядом, подсказывала, показывала, как и что делать, и совсем не торопила меня. А зачем? Ведь я уже все могу делать САМА.


Что было сложно папе и маме

Конечно, нам было сложно выбрать время позаниматься с Лизой. Ведь нужно еще и игрушки сделать. Но потом оказалось, что это занимает совсем не много времени: большинство нужных вещей просто так валялось у нас в доме, и их нужно было только найти. Да и на сами занятия много времени не потребовалось. Поначалу мы занимались подолгу. Но потом заметили, что дочка уставала и отвлекалась. Тогда мы стали заниматься по 10-15 минут в день. И результат был даже лучше. Ведь Лиза ждала наших игр с нетерпением.

Кто написал эту книгу,

или Устав «Маминого клуба»


Мы - это целый коллектив.

Мы - не психологи, не ученые, не педагоги.

Мы - мамы.

Мы - самые обыкновенные мамы: немножко занятные, немножко уставшие, немножко опаздывающие и, конечно, очень любящие своих малышей.

Сначала мы просто встречались ил детской площадке, в парке, во дворе, в очереди в поликлинику и обсуждали самые увлекательные новости на планете: как растут и развиваются наши дети. Мы делились советами, рассказывали о книгах, которые прочитали, и о том, как прошло воплощение книжных идей на практике (вот где повеселились!). А потом мы поняли: это не просто болтовня, которая позволяет скоротать время прогулки. Это отобранное и просеянное, обогащенное и очищенное, дополненное жизненным опытом и истинно русской смекалкой (как из пластиковой бутылки соорудить кухонный комбайн), короче говоря, самое полезное Знание. Но, подумали мы, дети вырастут, и со временем Знание станет ненужным, как вещи, которые стали малы. И тогда мы решили организовать « Мамин клуб».

Мы собираемся раз в месяц, для того чтобы обмениваться идеями, советами, опытом. Наша цель — дать ребенку как можно больше любви, понимания и заботы.

Наш клуб расширялся, знания копились, копились, ...и в какой- то момент нам стало жаль, что наш опыт - достояние избранных. Да и обидно - трудились ведь. Поэтому мы критическим оком окинули все наши советы, хитрости и наблюдения. Потом мы прочитали то, что получилось, выкинули половину, дописали то, что необходимо, опять выкинули (трудились мы долго и усердно). Писали все вместе, поэтому книжки у нас получились такие разные. Сначала мы расстроились: а как же художественная ценность, единство стиля и содержания и прочие литературные тонкости, о которых долго и упорно твердил суровый редактор? Но редактора мы переубедили! Дети разные, проблемы у них разные, и родители тоже разные, и вообще, как говорит народная мудрость: «Что хорошо сапожнику, то не помогает портному». И вот, наконец, мы написали.

Мы отдаем книгу на ваш суд и с трепетом ждем решения. Ждем, что вы прочтете, оцените и, может быть, напишите нам о том, что понравилось и не понравилось, о том, что было полезно, и о чём еще вы хотели бы узнать.

С уважением, члены «Маминого клуба»






28