«Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Воспитатель МКДОУ «Детский сад «Солнышко»» Октябрьского района Курской области
Беклемищева Жанна Николаевна
2024 г.
«Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».
А. C. Макаренко
Актуальность
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста — это деятельность, которая направлена на развитие обще трудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.
Цель
Формирование положительного отношения к труду через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.
Задачи:
развивать желание и умение трудиться
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Виды труда
Самообслуживание
Хозяйственно-бытовой
Труд в природе
Ручной и художественный труд
В науке разработаны и вошли в практику разные различные формы организации труда детей дошкольного возраста. Поручения – задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности
6
Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, приём пищи, санитарно- гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства .
Хозяйственно – бытовой труд- это второй вид труда, который ребёнок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда является помогать накрывать на стол, уборка помещения и т.д. Этот вид труда имеет общественную направленность. Ребёнок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.
В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием этого вида труда являются уборка участка, уход за растениями, выращивание овощей на огороде (огород на подоконнике), озеленение участка. Труд в природе влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического воспитания
Ручной труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.
Дежурство- труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям
Посадка лука
Оформление уголка дежурных
Дидактические игры по трудовому воспитанию и альбомы о профессиях
6
Знакомство с профессиями пекаря и кузнеца на занятиях по ручному труду
6
Профессия парикмахера
Профессия повара
Профессия врача
Профессия полицейского
Профессия строителя
Фотоколлаж : «Кем я хочу стать …»
6
Выводы :
В процессе труда происходит :
-накопление практического опыта,
-формирование навыков и умений,
- формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата)
-формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий)
-расширение кругозора,
-расширение словарного запаса,
-расширение представлений о сенсорных эталонах,
-участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения,
-ощущение радости от результата труда,
-проявление внимания к партнерам по труду.
Спасибо за внимание!!!