Воспитание духовно – нравственных ценностей младших школьников на уроках ОРКСЭ
В настоящее время духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Все мы несём ответственность за воспитание и обучение наших детей.
Федеральный государственный стандарт общего образования духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся определяет как задачу первостепенной важности, отмечая, что школа сегодня призвана к воспитанию свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности.
Тема моего выступления - воспитание духовно – нравственных ценностей младших школьников на уроках ОРКСЭ.
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
Почему же в современном мире мы возвращаемся к этим вопросам?
Дети, пришедшие сегодня за парты уже не те, что были 50, 30, даже 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем пренебрежение к авторитетам и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться о своих поступках и поступках других детей.
Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это шаг к воссоединению обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а взаимно дополняют друг друга, поскольку в светском и религиозном подходах к воспитанию много точек взаимодействия, основанных на общечеловеческих ценностях, идеях добра, совести, морали, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д.
Цель учебного курса ОРКСЭ –формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании
и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Два года назад я вела модуль «Светская этика», а в этом учебном году веду модуль «Основы мировых религиозных культур». Если мы обратимся к тематике занятий модуля «Светская этика», то увидим, что каждое из них направлено на формирование основ нравственности, толерантности, сострадания, милосердия и др.
Процесс подготовки к каждому занятию у меня занимает много времени, потому что приходится планировать так учебный процесс, чтобы он вызвал не только интерес у учащихся, но и отклик их душевных размышлений и переживаний. А для этого нужно, на мой взгляд, использовать помимо учебника, дополнительный материал, доступный и «задевающий душу». К тому же, у нас нет тетрадей на печатной основе.
При планировании и проведении учебных занятий по курсу ОРКСЭ я использую следующие методы обучения:
• проблемный;
• частично-поисковый (эвристический);
• исследовательский;
• проектирование
Формы организации учебной деятельности:
• фронтальная работа;
• групповая работа;
• парная работа;
• индивидуальная работа.
На примере некоторых занятий я постараюсь показать, как можно реализовать воспитание духовно – нравственных ценностей младших школьников, используя при этом различные формы и методы обучения.
Начнем с первого занятия – «Россия – наша Родина».
На этом занятии, как и на многих других, можно использовать слушание песен (на этом занятии – «С чего начинается Родина?»), подобрать однокоренные слова (родители, родня, родичи, родословная), ведется разговор о большой и малой родине, о замечательных людях, которыми гордится наша страна, о символах России.
Можно предложить задания : «Подчеркни в тексте гимна слова, которые характеризуют нашу Родину», «Какие чувства ты испытываешь, когда исполняется гимн России?».
Одним неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ являются домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер.
На дом дается задание: «Совместно с родителями назови те традиции, которые существуют в твоей семье. Узнай, какие ценности лежат в основе этих традиций.»
Надо сказать, что включение родителей в подготовку домашних заданий по предмету можно и нужно использовать часто, эта совместная деятельность позитивно сказывается на семейных отношениях.
К примеру, домашнее задание по теме «Добро и зло» : продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках)
« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
Рассмотрим следующее занятие «Дружба». Эта тема интересна для детей.
На этом занятии я использовала метод проектов. Проектное задание для учащихся звучало так: выяснить, каким должен быть настоящий друг.
Подготовка к проекту: обучающиеся в классе делятся на группы. Каждая группа получает задание.
1 группа:
- провести анкетирование учащихся (анкета разработана детьми под руководством учителя)
Образец анкеты:
Продолжи предложение: «Дружба – это…»
Что значит быть другом?
Какими качествами должен обладать друг?
Что объединяет друзей?
2 группа:
- работа с лексическим значением слова «дружба» (использовать Толковый словарь русского языка С. Ожегова, ресурсы Интернет)
3 группа:
- подобрать пословицы о дружбе
4 группа:
- проанализировать результаты анкетирования
Каждому ученику выдаётся «Лист самооценки работы над проектом», который он заполняет в конце урока.
Образец «Листа самооценки работы над проектом»
__________________________________________________
(фамилия, имя, класс)
В ходе проекта я … | Да | Нет |
Предлагал новые идеи | | |
Ждал помощи от участников группы | | |
Принимал участие в совместной работе | | |
Искал факты по нужной проблеме | | |
Анализировал, делал выводы | | |
Находил и исправлял ошибки | | |
Оказывал помощь другим | | |
Добивался достижения результата | | |
Осознавал ответственность за общее дело | | |
Весь класс в процессе обсуждения выделяет качества, которыми должен обладать настоящий друг.
Составляется «Кластер». Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Удобно применять после изучения какой-либо темы. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие, гроздь. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся.
Качества друга:
· отзывчивый;
· добрый;
· весёлый;
· общительный;
· бескорыстный;
· признаёт и исправляет свои ошибки, не обижается на справедливую критику.
По ходу занятия каждой группе выдаётся карточка, на которой написаны название известного всем мультфильма и имена (клички) героев.
Задание: обсудить в группе, можно ли этих героев назвать настоящими друзьями и аргументировать свою точку зрения.
Образец карточки для 1 группы:
«Малыш и Карлсон» Малыш и Карлсон |
Доказательства: |
Являются настоящими друзьями | Не являются друзьями |
| |
Образец карточки для 2 группы:
«Винни – Пух и все, все, все» Винни – Пух и Пятачок |
Доказательства: |
Являются настоящими друзьями | Не являются друзьями |
| |
Образец карточки для 3 группы:
«Чебурашка и крокодил Гена» Чебурашка и крокодил Гена |
Доказательства: |
Являются настоящими друзьями | Не являются друзьями |
| |
Образец карточки для 4 группы:
«Котёнок по имени Гав» котёнок Гав и пёс Шарик |
Доказательства: |
Являются настоящими друзьями | Не являются друзьями |
| |
После обсуждения и заполнения карточки каждая группа выбирает одного выступающего, а учащиеся из других групп оценивают выступление.
Можно провести познавательную игру, которая называется
«Найди конец пословицы» (пословицы и поговорки о дружбе)
Не имей сто рублей, а имей ... ( …сто друзей ).
Человек без друзей, что дерево ... (… без корней ).
Друга ищи, а найдешь ... (… береги ).
Дерево живет корнями, а человек ... (… друзьями ).
Дружба не гриб, в лесу ... (… не найдешь ).
Старый друг лучше... ( …новых двух ).
Большое значение в ориентации по освоению и принятию социально-значимых ценностей имеет работа с текстом (притча, рассказ, сказка, стихи).
На этом занятии целесообразно прочитать рассказ И. Туричина «Дружба»
После обсуждения произведения дети приходят к выводу: Дружба – это забота о друге, и готовность прийти на помощь ничего не требуя взамен.
В конце урока все учащиеся делают вывод о том, кто такой настоящий друг и что значит быть другом.
Домашнее задание (индивидуальный проект):
- написать сочинение или подготовить презентацию по теме «Мой лучший друг»
Хочу представить вашему вниманию еще одно занятие, на котором формируются духовно – нравственные ценности обучающихся.
С удовольствием дети готовились к уроку «Сердце матери»: принесли фотографии, нарисованные портреты своих мам, рассказывали о том, кто их мамы по профессии, какие они по характеру, как относятся к своим детям, читали стихи о мамах. Мною была составлена презентация из иллюстраций картин художников о материнстве (Кипренский О.А. «Мать с ребёнком», И.Е. Репин «Портрет матери», Ф. Решетников «Опять двойка», «Мадонна с младенцем» и др.), дети поделились впечатлениями о них.
К уроку были подобраны пословицы и поговорки о мамах, которые дети должны были объяснить. Например: «Лучше матери друга не сыщешь», «Материнский гнев, что весенний снег, и много выпадает, да скоро тает», «При солнышке светло, при матушке тепло», «Ради ребёнка мать и в огонь бросится». Работали над рассказом Ю. Яковлева «Сердце матери» (к этому занятию можно подобрать большое количество художественных произведений). Подбирали эпитеты к слову «мама», однокоренные слова, работали с вопросами к тексту учебника.
На этом занятии составили синквейн о маме (в переводе с франц.– пять строк):
Первая строка – одно существительное (суть, название темы);
Вторая строка – описание свойств-признаков темы в двух словах (двумя прилагательными);
Третья строка – описание действия (функций) в рамках темы тремя глаголами;
Четвертая строка – фраза (словосочетание) из четырех слов, показывающая отношение к теме;
Пятая строка – синоним из одного слова (существительное), который повторяет суть темы (к первому существительному).
Почему вдруг возник синквейн? Нужно было заинтересовать учеников. Ведь внешне это как белый стих, но в нем скрыт большой смысл. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. А ведь именно это умение потребуется для рефлексии по итогам изучения темы, проведения интересного урока, внеклассного мероприятия.
Большое значение в ориентации по освоению и принятию социально-значимых ценностей имеет работа с текстом (притча, рассказ, сказка, стихи).
На этом же занятии я использовала метод создания интереса.
Я приготовила притчу о животных, чтобы показать, что понятие «сердце матери» есть и в мире животных.
Ориентирует учащихся на принятие нравственных ценностей и задание «Домысли и закончи». Дети должны были предположить, чем закончится притча и сделать вывод.
На дом было предложено задание – написать сочинение о маме.
На уроках часто возникали дискуссии по разным вопросам. Например, на уроке «Милосердие и сострадание» некоторые ребята возмутились оказанию помощи человеку, который тебя обидел. Они бурно выражали свое несогласие покорно переносить обиды. На занятии возникла проблемная ситуация: как быть? каким быть? нужно ли гуманно относиться к людям, однажды преступившим закон, или к наркоманам, бомжам, можно ли их пожалеть, помочь изменить жизнь, как это сделать? Как относиться к обманувшему другу, и друг ли он? Нужно ли сердиться и обижаться на родителей, если они за что-то отругали? Как поступить, когда видишь, что кто-либо совершает плохой поступок? Можно ли жить по пословице «Не делай добра - не получишь зла?» Может быть, уже случались ситуации, когда вас за доброе дело наказывали? В ходе самостоятельного поиска родилась мысль: месть, злоба ожесточает и опустошает человека, приносит ему вред, нужно проявлять толерантность, милосердие, а на родителей не нужно обижаться - подумать прав ли был сам.
Провели анкетирование «Добрый ли вы человек?»:
1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
2.Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5. Любите ли вы злые шутки?
6. Вы злопамятны?
7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
8.Умеете ли на практике применять свои способности?
9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
11. Вы охотно выполняете просьбы?
12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих? На следующем уроке поделились ответами на задание учебника «Чего в мире сегодня стало больше от моих поступков - добра или зла?»
Созданию у школьников представления о нравственных ценностях для понимания их значения в жизни способствует занятие «Нравственный поступок». На занятии дети знакомятся с рассказом Сухомлинского «Капля воды».
Далее идет обсуждение о поступке детей, ученики выдвигают версии о том, как следовало поступить. Дети приходят к выводу, какой поступок можно назвать нравственным и безнравственным.
На этом же занятии детям предлагается следующее задание.
Представьте, что человеческая жизнь – это судно (лодка). Чтобы судно шло вперед, надо наполнить его паруса нравственными поступками. Выберите глаголы, которые отражают ваши возможные хорошие, добрые поступки и запишите их на своём парусе (слова-помощники: помогаю, люблю, защищаю, ругаю, берегу, прощаю, обманываю, спасаю, делюсь, забочусь, обижаю).
После выполнения задания делается вывод: только сам человек определяет для себя важность нравственного поступка и его необходимость.
Еще об одном занятии я хочу рассказать. Это занятие является продолжением темы «Нравственный поступок» и называется «Нравственные идеалы (на примере нравственного образца русских богатырей)». На этом занятии ставятся задачи:
Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражат
На прошлом уроке мы перечисляли нравственные качества богатырей. Далее идет работа в группах.
Каждой группе выдана карточка, в которой пропущены слова, обозначающие различные качества богатырей и вид оружия. Вставьте подходящие по смыслу слова:
Богатырь обладает невиданной_______________. Умело владеющий___________, _____________, ________________. Богатырь __________, ________________, _________________человек, преданный _______________, служащий___________!
- Выберите 1 выступающего и прочитайте, что у вас получилось.
Огромная заслуга богатырей в том, что они ввели определенные правила в применении силы, провозгласили правила честного поединка.
Далее идет работа с правилами честного поединка. Каждой группе выдается карточка и предлагается разработать правила честного поединка. Делается акцент на слово «честное».
Далее идет сравнение с правилами, которые ввели богатыри.
Я предлагаю детям внимательно посмотреть отрывок из мультфильма, как проходил поединок на Куликовом поле между Пересветом, монахом – богатырем русского воинства, со знаменитым ордынским богатырем Челубеем и сделать вывод: соблюдались ли в нём правила честного поединка.
Я предлагаю проверить поединок по пунктам. Время и место? Вид оружия? Честная борьба во время поединка?
Можно ли этот поединок назвать честным? Вы обратили внимание, что оружие у богатырей было как – будто бы одинаковое, а одежда? Почему?
- Есть такой интересный факт. Челубей уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника. Пересвет знал об этом, и перед поединком снял с себя доспехи, остался лишь в одной монашеской накидке с изображением креста. Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё Челубея проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, пройдя через мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла . А копьё Пересвета , за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.
- Так был ли этот поединок честным?
Дети приходят к выводу: соблюдение правил подчёркивало высокие нравственные качества воинов. Только победа без хитрости и подлости делали честь воинам и прославляли их.
Домашнее задание:
- вспомните или найдите описание поединков богатырей в разные времена и проверьте, соблюдались ли в них правила честного поединка.
Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания, помогут сформировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России.