Краткий план-конспект урока литературы в 8 классе «Воспитание души» ( по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка») Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. Д.И.Фонвизин "Недоросль”. Слайд 2 Цели урока -Выяснить суть взаимоотношений Пугачева и Гринева; -Показать противоречивость и обреченность характера Пугачева; развивать навыки сравнительного анализа характеров героев (Гринева, Пугачева) -Развивать умение школьников видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом; -Воспитание милосердия, честности. Словарная работа: милосердие и жестокость, беспощадность, обреченность, отсутствие смирения, великодушие, нравственный выбор. Оборудование: презентация: иллюстрации к роману «Капитанская дочка», фрагменты одноименного художественного фильма; мультимедийная установка. Методика урока: аналитическая беседа, индивидуальные задания. Формы: коллективная, частично групповая, индивидуальная. Технологии: ИКТ, сотрудничества. Ход урока I.Вступительное слово учителя (знакомство с целями урока). Слайд 2 II. Проверка домашнего задания. Кто же они - герои «Капитанской дочки»? Сегодня мы поговорим только двух образах, людях разного социального положения, находящихся в противоборствующих лагерях,- Е. Пугачеве и П. Гриневе. (Слайд 1. Герои «Капитанской дочки»). (Учащиеся представляют с опорой на текст подготовленное домашнее задание: истории П. Гринева и Е. Пугачева.) III. Актуализация знаний учащихся. 1. Проблемные вопросы: 1). В какую историческую эпоху разворачивается действие романа? 2). Какова основная тема романа? ( Этот роман является историческим. Дайте определение историческому роману. Слайд 2 3.) Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести? 4) Почему Пушкин именно Гринева делает повествователем? 5). Как вы понимаете эпиграф к роману? 6). Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? 7). Только ли верность воинской присяге? (Не только о чести, долге, но и доброте, великодушии, человеколюбии-гуманизме) 8) В каких главах эта мысль особенно прослеживается? 2. Работа в группах. (4 творческие группы представят домашнюю работу по анализу выбранных глав (Четыре встречи Гринёва с Пугачёвым мы наблюдаем на протяжении всего романа. И каждая из этих встреч даёт читателю какое-то новое представление о главных героях, раскрывает глубинное содержание каждого из них). Проверка домашнего задания. (Группа 1). Представляет анализ главы «Вожатый» с опорой на текстовый материал. 3. Вторая встреча Гринёва и Пугачёва. Глава 7. «Приступ» (Группа 2).
4. Группа 2. Вторая встреча Гринёва и Пугачёва. Глава 7. «Приступ» (Просмотр фрагмента кинофильма для обсуждения Учитель. Как вы оценивате поведение Пугачева в этом эпизоде? - Как ведет себя Гринев? ( Он не присягнул самозванцу, а значит, не предал ни своей офицерской чести, ни погибших товарищей). - Может быть, бесчестен злодей, по чьей воле вершится расправа с беззащитными белогорцами? ( У Пугачева свое представление о чести и долге. Он, предводитель крестьянского освободительного движения, должен беспощадно бороться с дворянством, с армейскими офицерами, не пожелавшими изменить данной раз присяге. Это его честь и его правда.) - Поступается ли он честью и долгом, пожалев мальчишку, подарившего ему когда-то заячий тулупчик? ( Человеческая честь требует вернуть долг. Как Гринев, отблагодарив вожатого, отнесся к нему гуманно и честно, так и самозванец взамен тулупа дарит ему жизнь. В этот момент им руководит милосердие. Кроме того, Пугачев, смог даже подыграть Гриневу, сказав: «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!) Слайд 3. 5. Третья встреча. ( Группа 3). (глава 8. « Незваный гость") Фрагмент кинофильма для обсуждения - Почему Гринев, говоря с Пугачевым, не боится его? - Как вы думаете, кто же побеждает в этой словесной дуэли? - Удивительно, но юный офицер, чья жизнь в любую минуту может оборваться по мановению руки самозванца, совсем не боится своего грозного собеседника. Говорит с ним спокойно и открыто, не юлит и не лукавит, хотя речи произносит очень и очень крамольные: «Рассуди, могу ли я признать в тебе государя?» - Вероятно, Гринев так смел потому, что независим и говорит правду: «Моя искренность поразила Пугачева». Ему ничего не нужно от Пугачева, он не ищет себе покровителя в его лице. Гринев, как и Пугачев, внутренне абсолютно свободен, это и выделяет его из толпы завистливого и раболепного окружения самозванца. И совершенно логично предположить, что Пугачев милостив к юноше по той же причине. - Сошлись два свободных человека: один – дворянин, другой – неграмотный казак, один – защищающий закон и императрицу, другой – государственный преступник и самозванец; один – юный, другой – зрелый. Но им есть за что уважать друг друга. В этом поединке они – на равных. Учитель. Почему Пугачев так милостив к Гриневу и в этот раз? - (Пугачёву импонирует открытость, честность Гринёва. Он, наверное, хотел бы иметь в своём окружении такого человека, как Гринёв.) Великодушие "звучит в его словах «Казнить - так казнить, миловать - так миловать!" Пугачев пожаловал Гринёву лошадь и тулуп, он ив этот раз проявляет к Гриневу милосердие). Учитель. А может быть, Пугачёв и в самом деле чудом воскресший царь Пётр III? ( Он даже не умеет читать. Перед нами образ мужицкого царя, в которого способны поверить только простые, малообразованные люди.) 6. Четвертая встреча. (Группа 4). (глава «Мятежная слобода») и глава 11 «Сирота» «Я вошел в избу…» Анализ эпизода. Учитель. Понимает ли Пугачёв свою обречённость, что скорая страшная гибель неминуема? (Когда Пугачёв рассказывает калмыцкую сказку) Учитель . Передайте ее содержание. Как вы понимаете ее смысл? (отсутствие смирения). -Вспомним, что ответил Гринёв Пугачёву после калмыцкой сказки и за кем осталось последнее слово? -Чьи это слова: семнадцатилетнего Петра Андреевича или самого автора? (Нравственный выбор Гринёва вполне ясен: "Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину".) -(Когда говорит, что люди ненадёжны, спасут себя, предав его. («Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно ухо держать востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою») Учитель. Сочувствует ли Гринев Пугачеву? Почему в нем просыпаются эти чувства? Учащиеся зачитывают отрывок из текста. ("Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровью столь невинных жертв, и о казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле. "Емеля, Емеля! - думал я с досадою, - зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь. Мысль о нём неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни:") -Что понял Гринев в Пугачеве крестьянском восстании? «Лучшие и прочие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений» -Учитель читает отрывок из Пропущенной главы романа “Капитанская дочка”: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, кто замышляют у нас возможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка”. -Что же лежит в основе взаимоотношений Гринева и Пугачева? -Какие жизненные открытия приносит Гриневу воспитание жизнью? 7. Работа в группах с раздаточным материалом Учитель. Среди предложенных на карточках слов, с помощью которых описывают обычно характеры людей, выберите те, которые относятся Гриневу и Пугачеву. Работа в группах Гринев | Пугачев | впечатлительность | жестокость | смелость | великодушие | храбрость | смелость | решительность | доброта | преданность | вспыльчивость | верность | одиночество | искренность | властность | потребность в любви | милосердие | прямодушие | благодарность | Учитель. Карточка 2. Один из историков, современников Пушкина, Броневский писал о Пугачеве: «Емелька Пугачев бесспорно принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рожденным; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какою адскою злобою может быть преисполнено его сердце». Учитель. -Сравните эту оценку Пугачева с отношением к Пугачеву Гринева. - От чьего имени оно написано? - Какие чувства испытывает Пётр Гринёв в этот момент? - происходит молчаливый диалог, в котором боль и сострадание, прощение и сочувствие. - М. Цветаева, поэтесса XX столетия, в своём очерке "Мой Пушкин" так оценивала взаимоотношения Пугачёва и Гринёва: "От Пугачёва на Гринёва шла могучая чара: Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя её круглой сиротой: такого любить - никакая благодарность не заставит. А чара - и не то заставит, заставит и полюбить того, кто на твоих глазах зарубил самое любимое, девушку. Чара: скроет от тебя всё злодейство врага, всё его вражество, оставляя только одно: твою к нему любовь. Чара дана и пронесена сквозь все встречи, она дана в магической внешности Пугачёва: Чара - в его чёрных глазах и чёрной бороде, чара в его усмешке, чара - в его опасной ласковости. Чара - в его напускной важности: В "Капитанской дочке" Пушкин под чару Пугачёва попал и до последней строки из-под неё не вышел". Учитель. -Как М.Цветаева определяла суть отношений между Пугачёвым и Гринёвым? - Согласны ли вы, что Пушкин в лице Гринёва так не вышел из-под магического влияния? Рефлексия. - Выполните небольшую проверочную работу «Узнай героя». Напишите имена героев произведения, которые соответствуют данной характеристике:
1. Этот герой «в молодости своей служил при графе Минихе вышел в отставку премьер-майором в 17… году». Будучи человеком строгих нравов, он решает отправить сына подальше от развлечений петербургской жизни: «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат».
Это ____________________________________________ 2. Генерал Андрей Карлович Р., «старинный товарищ и друг» Гринева-отца, характеризует этого героя как «доброго и честного человека». По чести сказать, этот персонаж вызывает у читателя при знакомстве с ним улыбку. Выстроив на площадке «во фрунт» «человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах», старик в колпаке и китайчатом халате, вместо того чтобы поприветствовать честь по чести новобранца, говорит ему «несколько ласковых слов». Сорок лет он преданно и верно служил Отечеству, ничем не запятнав доброе имя офицера, не дрогнул пи перед лицом смерти.
Это _____________________________________________ 3.То, как эта героиня «управляет крепостию так точно, как своим домом», делает честь ее способностям хозяйки. Радушие, добросердечие, умение общаться со всеми запросто – все эти качества, которыми была щедро наделена «прехрабрая дама», достойны всяческого уважения. Она могла, конечно, избежать смерти, но ее, как и мужа, постигла иная участь – «сгинуть от беглого каторжника».
Это ______________________________________________ 4.Наш герой, хотя крепостной по положению, решается спорить с юным барином, отчитывая его за бессмысленную трату денег. Честь семьи, которой он служит, для него не менее важна, чем для ее главы. Судьбой ему была уготована честь быть не только «и денег, и белья рачителем», но и спасителем своего воспитанника, которого он по-отечески любил.
Это _______________________________________________ 5.Это девушка «лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели», хоть и всю жизнь провела в крепости, «не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется». Ее считали трусихой, но она находит в себе силы выйти с честью из трудной жизненной ситуации – противостоять притязаниям человека, который вынуждал ее выйти за него замуж. Ради спасения доброго имени своего жениха она решается поехать к самой императрице. Благодаря ей было спасено будущее Гринева, его честь. Это _________________________________________________
Пугачёва, внутренне соглашаясь с ним во всех его поступках? 8. Подведение итога урока. -Какие нравственные уроки вынесли вы для себя после знакомства с романом Пушкина? (Учитесь отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой. Учитель. Дайте аргументированный ответ, какая мысль романа вам кажется самой важной и почему? (А.С. Пушкин призывает воспитывать в себе «чувства добрые», в данном случае – воспитывать в себе душу, то есть в любых жизненных ситуациях оставаться человеком. . Гринёв самим фактом своего общения с Пугачёвым как бы постоянно приглашает его покаяться. Эта назойливо открытая возможность мучительна для Пугачёва, как кровоточащая рана. Но приносит она одновременно с собой и облегчающее умиротворение. "Слушай, - продолжал я, видя его доброе расположение. - Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу... Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души." Гринев просит, почти требует: Пугачев, будь человеком, доведи до конца доброе дело, которое ты начал. Уже и не важно то, кто ты есть на самом деле и какие опасные игры играешь ты с людьми и с историей... И Пугачёв понимает, что есть кто-то в мире, чья молитва о буйной его головушке вечной, несгорающей свечкой будет гореть перед Богом! Значит, уже не "кровопийца" только!.. Суровая душа Пугачева была тронута.) Учитель (заключительное слово): Мы пролистали страницы «Капитанской дочки». Во всех чудесных поворотах действия повести, в сосредоточенной и благостной тишине ее диалогов поэт дал ответ на животрепещущие жизненные вопросы своих потомков. «Капитанская дочка» — это завещание поэта о том, как жить в мире жестоких страстей, как спастись человеку. Нужно познать истину, жить по заповедям Божиим, где главные — это доброта, милосердие, честь. "Капитанская дочка" оказалась своеобразным "завещанием" Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа. "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!" - предостерегающе восклицает поэт. Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. И поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении. Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого не должны пропасть даром. 10. Домашнее задание. Составить сложный план к сочинению по теме "Образ Пугачёва в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка", сочинение-миниатюра «Над чем меня заставил задуматься роман «Капитанская дочка? Проверка домашнего задания- Как можно было бы изобразить герб дома Гриневых, учитывая нравственные уроки, которые преподнесла ему жизнь? (Проверка домашнего задания: уч-ся разделились на три группы и готовили дома герб семьи Гриневых, в классе защищают его у доски.) |