Методическая разработка на тему:
«Начальное воспитание гармонического слуха на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ»
Выполнила: Исаенкова В.Е.
преподаватель ДШИ им. Ф. Шопена
г. Калининград
2020г.
Музыкальный гармонический слух проявляется в способности человека различать созвучия, оценивать соотношения элементов музыкального языка. Его основой является интервал - сочетание двух звуков по высоте, двух ступеней лада.
Работа с интервалом - это основа развития гармонического слуха в курсе сольфеджио, т.к. в интервале слух фокусируется не на отдельных элементах музыкального языка, а воспринимает звуковой комплекс. С интервалом неразрывно связано формирование представлений о реальном проявлении логики в музыке, ладе, о специфике различных гармонических функций; без анализа интервалов, отсутствия представлений о смысловом значении интервалов затрудняется дальнейшее развитие гармонического слуха.
Воспитание гармонического слуха на уроках сольфеджио начинается в младших классах и закладывает прочную гармоническую основу знакомством с характером основных созвучий, их музыкальной выразительностью, ладовой и акустической природой. Овладение этим навыком поможет ученику и в старших классах без труда различать на слух фонизм септаккордов, в том числе и альтерированных, различные оттенки гармонии.
Гармонические интервалы лучше определять на слух не пропевая звуки, а опираясь на характер звучания. Учитывая ассоциативность детского мышления, позволяющее развивать музыкальное воображение, индивидуальность интервала хорошо зафиксировать рисунками на карточках (м.2-колючка, б.2-лягушка, м.3-грустный заяц, б.3-веселый заяц и т.д.) и включать в игровые моменты. Для постоянного развития гармонического мышления и слуха необходимо накопление слухового опыта, использование в слуховом анализе “интервальных эталонов”, таких, как 3/I и 5/I в мажоре и миноре ,4/V и 7/V и др.
Интервалы в тональности, их ладовое тяготение и разрешение закладывают основу двухголосию, ощущению функциональной связи. Природа устойчивых и неустойчивых интервалов та же, что и природа ладовых тяготений ступеней: (II-I, IV-III,VI-V,VII-I);
Все это (интонирование и определение на слух интервалов, цепочки, двухголосие, анализ голосоведения, определение функции) постепенно приводит учащихся к логичному пониманию двухголосия , как соотношения устойчивых и неустойчивых ступеней, помогает в записи двухголосного диктанта.
Работа над аккордами так же начинается с определения фонической окраски – сначала 4 видов 5/3, их обращений, затем септаккордов и обращений МБ7. Важно с самого начала усвоить название тонов аккорда: основной, терцовый, квинтовый. В слуховом анализе обращений 5/3 стоит ориентироваться не на кварту, а на основной тон аккорда.
Накопив ладовый опыт, к четвертому классу учащиеся начинают разумно, аналитически оценивать различную степень напряженности гармонических функций. Слова «Тоника», «Субдоминанта», «Доминанта» должны обозначать для учеников вполне конкретные состояния в музыке: Т- спокойная, уверенная, Д-движение к Т, S-движение от Т. Важно чтобы ученики научились «переживать» эти состояния, оценивать их в нотном тексте и воссозадавать в своих творческих работах. Это поможет им в дальнейшем разбираться в природе ладовой диалектики.
Необходимой работой для всестороннего развития гармонического слуха является подбор аккомпанемента к мелодии. Выполнение таких заданий представляет известную трудность для ученика, но совместная работа с педагогом, плодотворно скажется на развитии музыкальности ученика, стимулируя дальнейшее развитие функционального слуха и мышления. Гармонизацию мелодии лчше начинать с контурного двухголосия – построения баса к данной мелодии. Выполняя задания на гармонизацию мелодии, необходимо учитывать жанровые особенности мелодии и использовать различные типы фактуры. Хорошо развивают гармоническое мышление упражнение на фортепиано – разрешение аккордов, различных секвенций, гармонических оборотов, записанных цифровкой. Безусловно полезным является пение каденций и секвенций в ансамбле.
В старших классах наряду с определенем аккордов (в т.ч. в широком расположении), определения видов гармонических оборотов, можно предлагать детям творческие задания: найти наилучший вариант гармонического заполнения интервальной цепочки, выписать аккорды в указанных фактурных оформлениях, играть аккордовую последовательность в заданном фактурном изложении.
Гармонические основы, приобретенные в младших классах – это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие музыканта (или любителя музыки), позволит слышать богатую гармоническую фактуру произведений, исполняемых в классе специального инструмента.
Список использованной литературы:
1. Мюллер Т. Гармония – Москва: «Музыка», 1982г. – 215 с.
2. Степанов А. Методика преподавания гармонии - Москва: «Музыка»,1984г. -136 с.