Воспитание гармонично развитой и социально
ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей
и культурно-исторических традиций, формирование патриотизма,
духовности и национального самосознания гражданина России.
Сложившаяся ситуация в современном российском обществе, его ценностная переориентация, заставляет задуматься о возрождении духовных ценностей, нравственно-патриотического воспитания молодежи. Целью такого воспитания является гражданин, ответственный за жизнь своей страны, что является основой успеха государства.
Патриотическое и духовно-нравственное воспитание составляют основу личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную направленность, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Сегодня в России особенно важно развитие духовно-нравственного и патриотического воспитания, так как глобализация размывает границы национальной идентичности, разрушает веками развивающейся христианской традиции, семейные отношения, сознание трансформируется в пользу материальных благ, а ведь известно, что народ не сумевший сохранить свою духовно-нравственную основу, базисные ценности, обречен на уничтожение или растворение в иных цивилизациях, ее сохранивших. Русскому народу, в отличие от многих других, всегда удавалось сохранять свою духовность даже в условиях атеизма, что давало возможность возрождаться и подниматься на более высокую ступень и потому приоритетной задачей общества и государства является духовно-нравственное воспитание молодежи, которая через некоторое время встанет у руля правления, и будет принимать стратегические решения. Какими будут эти решения, во многом будет зависеть от осознания новым поколением основных ценностей России. В настоящее время в Российской Федерации очень многое делается для духовно-нравственного воспитания молодежи, например, создана нормативно-правовая база духовно-нравственного воспитания.
В утвержденной «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» к приоритетной задаче государства отнесено развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. В Стратегии подчеркнуто, что воспитательный процесс должен быть обновлен на основе отечественных традиций, среди которых – патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Последнее включает в себя:
– развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– формирование нравственной позиции; развитие сопереживания и формирования позитивного отношения к людям;
– содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов и др.
Исходя из этого, в настоящее время в образовательных организациях создается и развивается воспитательная работа для формирования духовно-нравственной личности с четко выраженной гражданской позицией.
В нашей школе воспитательная работа в этом направлении проводится рамках внеурочной деятельности «Духовное краеведение Подмосковья», «Театр», «Школьный музей боевой славы».
Мы живем в непростое время. Вокруг молодежи постоянно идет пропаганда насилия и жестокости, а также насаждаются чуждые русскому народу ценности. Больше всего пропаганда идет через социальные сети и телевидение, а молодежь постоянно находится в эпицентре информационного воздействия. Молодые люди легче поддаются искушениям и поэтому очень важно правильно сформировать основу личности- ее фундамент, на котором будет строиться дальнейшая жизнь. Важно правильно сориентировать молодежь, так как они будущее нашего общества.
Для государства духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи является приоритетной задачей, потому что разрушение любой цивилизации начинается с разрушения ее духовности, с внедрения чуждых ей ценностей.
Духовность –это не просто религиозность, это гармония с самим собой, это потребность познания и преобладание духовных ценностей над материальными. Духовное становление человека - это процесс саморазвития.
Духовность - это основа нравственности.
Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра.
Духовно-нравственное воспитание- это содействие становления молодежи, формирование гуманных ценностей, участие в социальной жизни, свободный выбор своего пути- это своего рода развитие патриотизма у молодых людей, любви к своему Отечеству.
Понятие «Отечество» тесно связано с понятием «Патриотизм». Патриотизм (от греч. Πατριωτισμός-отечество), означает любовь к своей родине, ее культуре, истории, всему составляющему духовно-нравственную основу личности.
То есть и духовность, и нравственность, и патриотизм очень тесно связаны друг с другом и являются приоритетными направлениями в воспитательной работе МОУ школы №3.
Формы и методы духовно-нравственного и в том числе патриотического воспитания. В своей работе педагоги школы ориентируется на высокие современные требования, предъявляемые к качественному образованию выпускников. Наша школа ставит своей целью формирование у них активной жизненной позиции, патриотизма и подготовку учащихся к ответственному социальному служению, на основе ясно осознаваемых ими традиционных христианских ценностей, через реализацию следующих задач:
1. Воспитание свободной, физически здоровой, духовно богатой личности каждого ученика, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях;
2. Воспитание у учащихся стремления к высоким духовно-нравственным ценностям: гражданственности, патриотизма, интеллигентности, уважения к правам и свободам человека;
3. Создание условий для развития познавательных интересов обучающихся, их творческих способностей, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности.
4. Содействовать привлечению родителей к участию в воспитательном процессе.
5. Воспитание нравственной личности, руководящейся в своей деятельности такими христианскими ценностями, как смирение, терпение, милосердие, открытость и искренность, уважение к старшим, законопослушность.
Данная цель находит реализацию через следующие направления воспитательной работы:
духовно-нравственное «Духовное краеведение Подмосковья», «Театр»;
гражданско- патриотическое воспитание «Школьный музей боевой славы» и др.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным!», - сказал К.Д. Ушинский. Он ввел в русскую педагогическую культуру термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Детей младшего школьного возраста приобщать к народной культуре, наверное, лучше всего через народные праздники и песенно-игровые традиции. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Народные праздники наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно его обогащают, закладывают основы высоких человеческих ценностей. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Дети знакомятся с народными традициями, а затем вносят полученные знания, опыт в свою ежедневную деятельность. Мудрость народной культуры делает их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни. В нашей школе я проводила с детьми Масленицу. Дети пели частушки, играли в народные игры и даже пекли блины. Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей младшего школьного, да и не только, возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Каждое направление находит отражение во всей работе школы, особенно в проводимых праздниках и мероприятиях, системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Конечно же молодежь нельзя увлечь только разговорами о морали, нужны настоящие примеры из жизни. Необходимо с детства прививать любовь к родным людям, к языку, к литературе, истории и культуре своей страны.
Таким образом, в педагогическом аспекте под духовно-нравственным воспитанием нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. «Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями… Правильное воспитание – это наша счастливая старость. » А. С. Макаренко.
Список использованной литературы
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
2. yamal-obr.ru/articles/dukhovno-nravstvennoe-patrioticheskoe-vo/
3. https://www.art-talant.org/publikacii/4487-pedagogicheskiy-proekt--duhovno-nravstvennoe-vospitanie-detey-na-osnove-tradiciy-svoego-naroda
2