ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать.
Н. Н. Баранский
Сегодня в новых социально-экономических условиях серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодых людей, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и безопасность нашей Родины. Утрата страной статуса мировой державы, разрушение культурных и исторических ценностей народов России в сочетании с отсутствием четких ориентиров в вопросах идеологии очень неблагоприятно сказались на воспитании патриотизма среди молодежи. Наш предмет, содержание его учебной программы позволяют проводить патриотическое воспитание на уроках. Уроки географии призваны прививать любовь к Родине, чувство ответственности за будущее страны. Патриотическое воспитание на уроках географии осуществляется путём решения следующих задач:
– формирование представления о могуществе нашей Родины – Российской Федерации, разнообразии и богатстве ее природы;
– воспитание бережного отношения к природным богатствам;
– ознакомление учащихся с новейшими достижениями географической, геологической, экономической и других наук, с достижениями НТР.
Воспитание патриотизма у детей начинается с первых уроков в курсе физической географии 6 класса, когда перед ребятами учитель ставит вопросы: «Каких путешественников, наших соотечественников, вы знаете?», «Какие профессии требуют знания географии?». Говоря о вкладе русских исследователей и ученых в развитие географической науки, мы гордо называем имена русских путешественников: А. Никитина, Н.М. Пржевальского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, говорим о вкладе российских ученых в современные географические исследования Антарктиды, Мирового океана и космоса, не имеющих себе равных в мире. Всё это имеет глубокое воспитательное значение, вызывающее чувство гордости за отечественную науку и технику.
Среди стран мира наша страна выделяется своей площадью, природными ресурсами и климатическими контрастами. Всё это нужно хорошо знать, чтобы понять всю ответственность за использование этой территории в течение жизни.
Величие и красоту природы нашей Родины в очередной раз осознаём на уроке по теме «Равнины». Понимаем то, как разнообразны и неповторимы равнины России. С какой теплотой и любовью говорим мы о реках на уроках «Реки России»: «Волга-матушка», «Енисей-батюшка» - такие названия мог дать только по-настоящему любящий свой край народ. Во все времена река была одним из самых удивительных, прекрасных и необходимых для жизни человека явлений природы. Реки соединяли людей, были защитниками, кормилицами, служили транспортным путем. Сколько радости приносит людям общением с рекой!
Уроки географии затрагивают проблемы и межнациональных отношений. Для любого народа одной из главных задач является сохранение своего единства, без которого немыслимо успешное развитие культуры. Открытый дружественный характер русских, проявление человеческого духа – великодушия, отсутствие в народной массе великодержавной спеси – вот, что отличало российский народ многие века. Будучи страной гостеприимной и многонациональной, она развивалась вместе с другими национальностями, связанными единой территориальной судьбой. Эта тема поднимается на уроках в 8 классе по теме «Народы России. Языки. Религии». Восстановление стабильности, гражданского мира и дружбы между народами России являются одними из важнейших национально-государственных приоритетов для нашего общества. Государство заинтересовано в личности, способной строить отношения с людьми на толерантной основе, в духе гражданского мира и межнационального согласия. На воспитание человека, на личность оказывает воздействие окружающая среда и общество. Как часть социализации, оно осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности, культуры поведения и общения.
В каждом курсе географии можно выделить темы уроков, которые в большей степени воспитывают в детях чувство гордости за свою страну, ответственности за будущее народа, который живёт на её территории.
класс | тема |
5-6 класс | Почему нужно изучать географию. |
Великие географические открытия. |
Рельеф Земли. |
Человек и земная твердь. |
Реки и подземные воды. |
Озёра и болота. |
Солнечная энергия и температура воздуха. |
Живое вещество. Почва. |
7 класс | Численность населения Земли. |
Размещение людей на планете Земля. |
Народы, языки, религии мира. Страны мира. |
Северный Ледовитый океан. |
Человек на территории Евразии |
8 класс | Границы России. Размеры территории. |
Россия в мире. |
Природные условия и ресурсы. |
Рельеф. Минеральные ресурсы и их использование. |
Климат и человек. |
Моря. |
Внутренние воды России. |
Растительный мир. Животный мир. |
Основные типы почв. |
Природно-хозяйственные зоны России. |
Народы. Языки. Религии. |
Города России. |
9 класс | Человеческий капитал и качество населения. |
Природно-ресурсный потенциал. |
Топливная промышленность. |
Электроэнергетика. |
Машиностроение. ВПК. |
Металлургия. |
Лесная промышленность. |
АПК. |
Транспорт. |
Россия в мире. |
Важнейшей задачей уроков географии является передача детям знаний о народах и государствах мира, об их взаимоотношениях, о взаимосвязи и неделимости мира, которое свидетельствует о том, что ни одно государство мира не может развиваться вне единого мирового хозяйства. Перед школой стоит задача приобщить учащихся к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира.
Патриотические взгляды формируются на основе глубоких и разносторонних знаний о своей стране, ее героическом прошлом и настоящем. Познав свою Родину, сегодняшние школьники смогут сделать ее богаче и привлекательнее в будущем. Воспитывать патриотизм – значит всеми силами стараться развивать в ребёнке чувство святости, дорогого и близкого. В этом я вижу смысл своей работы, преподнося детям свой урок, – урок географии.