СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание гражданина на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как урок географии участвует в воспитании личности, гражданина своей страны. Воспитание чувства ответственности и любви к своей  Родине  - одна из целей географического образования.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание гражданина на уроках географии»

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ



Чтобы любить свою Родину, надо хорошо ее знать.

Н. Н. Баранский

Сегодня в новых социально-экономических условиях серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодых людей, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и безопасность нашей Родины. Утрата страной статуса мировой державы, разрушение культурных и исторических ценностей народов России в сочетании с отсутствием четких ориентиров в вопросах идеологии очень неблагоприятно сказались на воспитании патриотизма среди молодежи. Наш предмет, содержание его учебной программы позволяют проводить патриотическое воспитание на уроках. Уроки географии призваны прививать любовь к Родине, чувство ответственности за будущее страны. Патриотическое воспитание на уроках географии осуществляется путём решения следующих задач:

– формирование представления о могуществе нашей Родины – Российской Федерации, разнообразии и богатстве ее природы;

– воспитание бережного отношения к природным богатствам;

– ознакомление учащихся с новейшими достижениями географической, геологической, экономической и других наук, с достижениями НТР.

Воспитание патриотизма у детей начинается с первых уроков в курсе физической географии 6 класса, когда перед ребятами учитель ставит вопросы: «Каких путешественников, наших соотечественников, вы знаете?», «Какие профессии требуют знания географии?». Говоря о вкладе русских исследователей и ученых в развитие географической науки, мы гордо называем имена русских путешественников: А. Никитина, Н.М. Пржевальского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, говорим о вкладе российских ученых в современные географические исследования Антарктиды, Мирового океана и космоса, не имеющих себе равных в мире. Всё это имеет глубокое воспитательное значение, вызывающее чувство гордости за отечественную науку и технику.

Среди стран мира наша страна выделяется своей площадью, природными ресурсами и климатическими контрастами. Всё это нужно хорошо знать, чтобы понять всю ответственность за использование этой территории в течение жизни.

Величие и красоту природы нашей Родины в очередной раз осознаём на уроке по теме «Равнины». Понимаем то, как разнообразны и неповторимы равнины России. С какой теплотой и любовью говорим мы о реках на уроках «Реки России»: «Волга-матушка», «Енисей-батюшка» - такие названия мог дать только по-настоящему любящий свой край народ. Во все времена река была одним из самых удивительных, прекрасных и необходимых для жизни человека явлений природы. Реки соединяли людей, были защитниками, кормилицами, служили транспортным путем. Сколько радости приносит людям общением с рекой!

Уроки географии затрагивают проблемы и межнациональных отношений. Для любого народа одной из главных задач является сохранение своего единства, без которого немыслимо успешное развитие культуры. Открытый дружественный характер русских, проявление человеческого духа – великодушия, отсутствие в народной массе великодержавной спеси – вот, что отличало российский народ многие века. Будучи страной гостеприимной и многонациональной, она развивалась вместе с другими национальностями, связанными единой территориальной судьбой. Эта тема поднимается на уроках в 8 классе по теме «Народы России. Языки. Религии». Восстановление стабильности, гражданского мира и дружбы между народами России являются одними из важнейших национально-государственных приоритетов для нашего общества. Государство заинтересовано в личности, способной строить отношения с людьми на толерантной основе, в духе гражданского мира и межнационального согласия. На воспитание человека, на личность оказывает воздействие окружающая среда и общество. Как часть социализации, оно осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности, культуры поведения и общения.

В каждом курсе географии можно выделить темы уроков, которые в большей степени воспитывают в детях чувство гордости за свою страну, ответственности за будущее народа, который живёт на её территории.


класс

тема

5-6 класс

Почему нужно изучать географию.

Великие географические открытия.

Рельеф Земли.

Человек и земная твердь.

Реки и подземные воды.

Озёра и болота.

Солнечная энергия и температура воздуха.

Живое вещество.

Почва.

7 класс

Численность населения Земли.

Размещение людей на планете Земля.

Народы, языки, религии мира.

Страны мира.

Северный Ледовитый океан.

Человек на территории Евразии

8 класс

Границы России.

Размеры территории.

Россия в мире.

Природные условия и ресурсы.

Рельеф.

Минеральные ресурсы и их использование.

Климат и человек.

Моря.

Внутренние воды России.

Растительный мир.

Животный мир.

Основные типы почв.

Природно-хозяйственные зоны России.

Народы.

Языки.

Религии.

Города России.

9 класс

Человеческий капитал и качество населения.

Природно-ресурсный потенциал.

Топливная промышленность.

Электроэнергетика.

Машиностроение. ВПК.

Металлургия.

Лесная промышленность.

АПК.

Транспорт.

Россия в мире.

Важнейшей задачей уроков географии является передача детям знаний о народах и государствах мира, об их взаимоотношениях, о взаимосвязи и неделимости мира, которое свидетельствует о том, что ни одно государство мира не может развиваться вне единого мирового хозяйства. Перед школой стоит задача приобщить учащихся к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира.

Патриотические взгляды формируются на основе глубоких и разносторонних знаний о своей стране, ее героическом прошлом и настоящем. Познав свою Родину, сегодняшние школьники смогут сделать ее богаче и привлекательнее в будущем. Воспитывать патриотизм – значит всеми силами стараться развивать в ребёнке чувство святости, дорогого и близкого. В этом я вижу смысл своей работы, преподнося детям свой урок, – урок географии.