Натюрморт, как статичное изображение повседневной действительности - привлекательная база для формирования личностных и метапредметных качеств – в отношении к предметам, окружающим учащихся ежедневно. Даже навыков тайммененджмента и самокоучинга у учащихся.
Данные рекомендации основываются на десятилетнем опыте работы с учащимися 6 -12 лет.
Формируем личностное отношение
С чего начинается Родина? С любимой игрушки, пусть пока не очень мастерски отображенная реальность, оставляет глубокий след – « Я рисую -Мой мир». С этой точки зрения даже изображение любимого гаджета (у 12 -летних учеников) требует некоторого технического роста обучаемого, помогает отобразить отношение, с юмором оценить ошибки, за одно знакомимся с понятием «поп арт».
Мы используем метод привлечения внешкольных ресурсов- не смотря на обильный и достаточный натюрмортный фонд, просим принести предмет для изображения из дома – это может быть любой предмет, разрешенный законом РФ. « Весомость» которого с точки зрения поставленной цели дети определяют сами, отвечая на вопрос : какие навыки я приобрету изображая этот предмет? В таких постановках воспитаннику дается право – не нравится- берешь и делаешь этюд или цветовой набросок, или выбираешь материалы для изображения.
Блок « Игрушки наших предков» это возможность увидеть в объёме , прикоснуться к простой красоте народного творчества. Увидеть красоту в окружающем мире, красоту в малом и простом – навык, высоко ценящийся у многих профессиональных фотографов и видео операторов. При работе над натюрмортом воспитанники закрепляют понятия «стилизация» и «декоративность» учатся выбирать самый красивый или самый легкий и самый неожиданный ракурс.
В качестве не традиционного способа закреплений знаний о композиции, можно попросить учеников самостоятельно дома составить натюрморт с предметом в стиле « народное декоративно- прикладное искусство» сфотографировать и прислать в общий чат.
Подходя к следующему блоку я повожу беседу о праздниках в семьях учеников и предметах- символах этих праздников. Словесная игра «Ассоциации»-любой из участников называет предмет, достойный изображения, другие- рассказывают с каким праздником ассоциируется у них этот предмет. Все версии принимаются, некоторые обсуждаются.
Формируем желание передавать настроение и отношение при изображении натюрморта
Традиционно обилие Кубанской керамики (глэчиков и крынок) в постановках местных художников. При просмотре репродукций краткий рассказ о том что в самую жару в такой посуде вода или молоко очень долго оставались прохладными . Хорошо об этом рассказывать в мае или сентябре, когда дети на физическом уровне помнят чувство жажды в жару.
Понятие теплой и холодной цветовой гаммы, серийное изображение одного и того же предмета при разном освещении- попытки передать атмосферу и настроение.
Обсуждение - « путешествие по выставке» зрители пытаются угадать какое настроение хотел передать автор - ученик, чья работа обсуждается высказывается последним.
Формируем навыки планирования
Демонстрируя воспитанником репродукции сложных академических натюрмортов, выполненных в реалистической манере при помощи записей маркером на доске формируем набор навыков
( которыми владел художник). Вместе определяем какие шаги нам надо сделать чтоб овладеть этими навыками – ставим цели. Пользуясь темами программы определяем на сколько выполнение того или иного задания в течении года приблизит воспитанника к поставленной цели. При текущих просмотрах используем термины, выявленные при постановке целей. Просим детей попытаться подумать какие задания помогли бы им скорее овладеть навыком.
Формируем отношение к жанру и экзистенциальный взгляд на изображение предметов
Завершающая цикл творческая работа состоит из 3х частей
- просмотр годовых работ с определением точек роста и личных достижений
- рефлексия и план на следующий цикл (письменно или устно с домашней подготовкой) выполняет каждый воспитанник старше 10 лет
- творческий натюрморт «Есили бы люди стали предметами» - темы: «я и мои друзья», « наша группа и я», «я и семья»- зарисовки, эскизы , выполнение на формате.
Просмотр творческих работ – обсуждение и рефлексия, желание отстоять свой выбор и являются показателями неравнодушного, живого отношения к изображаемым предметам и жанру натюрморта в целом.