Никитина Алена Юрьевна,
учитель начальных классов,
МКОУ «НОШ № 3»,
г.Балей, Забайкальский край
Воспитание коллективиста как форма создания новых социальных отношений, как важнейшая задача школы в трактовке Н.К. Крупской и как принцип социального взаимодействия в современной педагогике.
Н. К. Крупская трудилась и над решением педагогических проблем, обстоятельно изучала большую зарубежную и русскую педагогическую литературу, посещала школы, получала обширную информацию о положении народного образования в России.
Надежда Константиновна высоко ценила педагогическое наследство русской классической педагогики. Она призывала советских учителей обогащать свои знания изучением произведений великих русских педагогов. Особо выделяла Н. К. Крупская творчество К. Д. Ушинского. Она указала, что «знакомство с его произведениями, такими простыми, ясными, анализ их дадут педагогу возможность ориентировки в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность сознательно отнестись и к различным течениям в современной педагогике».
Высказывания Н. К. Крупской по проблемам истории педагогики имеют большое значение и в наше время. Очень ценны ее статьи, разъясняющие взгляды В. И. Ленина на просвещение и школу. Надежда Константиновна Крупская уделяла огромное внимание вопросам обучения в советской школе. Для того чтобы успешно осуществлять воспитание коммунистического мировоззрения у детей, учителям необходимы глубокие знания, нужно, чтобы каждый преподаватель в своей деятельности руководствовался материалистической диалектикой. Каждый учебный предмет должен изучаться в школе в связи с другими предметами и с конкретной жизнью. Без этого наша учеба, говорила она, не даст учащимся материалистического мировоззрения, не даст им умения осмыслить окружающую жизнь, не научит логически думать, применять знания в жизни. Считая, что знания, приобретаемые учащимися, должны носить действенный характер, Надежда Константиновна писала: «Надо взять из науки все, что в ней есть важного и существенного, жизненного, взять и немедля применить к жизни, пустить в оборот».
В формировании личности ребенка Надежда Константиновна отводила большую роль социальной среде, считала очень важным активное участие детей в доступных для них формах в социалистическом строительстве. Подчеркивая ведущую роль воспитания в развитии личности ребенка, Н. К. Крупская считала, что оно должно иметь целенаправленный и последовательный характер. «Воспитывать,- писала она,- значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека»[2.стр.83]. Н. К. Крупская утверждала, что в новых социалистических условиях общественная среда и воспитание должны действовать в одном направлении. В школе, тесно связанной с жизнью, она видела «главное орудие воспитания». Она считала, что целью школы должно быть «воспитание всесторонне развитых людей, с сознательными и организованными общественными инстинктами, имеющих цельное продуманное мировоззрение, ясно понимающих, что происходит вокруг них в природе и в общественной жизни»[2, стр.11]. Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, пропагандировавших идею тесной взаимосвязи семьи и школы.
Воспитание в советской школе, указывала она, не может осуществляться в отрыве от семьи[1, стр.379-391].
Мать - «естественная воспитательница», ее влияние на детей, особенно на малышей, огромно. Школа обязана помочь родителям (и матери в первую очередь) правильно направить воспитание детей, «ибо можно воспитать из дочери рабыню; можно воспитать из нее мелкобуржуазную индивидуалистку, не интересующуюся окружающей ее бурностремительной жизнью, стоящую в стороне от этой жизни и лишь бесконечно копающуюся в своих переживаниях; и можно воспитать из девчурки коллективистку, активную строительницу социализма, человека, черпающего радость в дружном труде, в борьбе за великие цели, настоящую коммунистку»[5, стр.37]. Сложные вопросы воспитания могут
быть разрешены только при тесном контакте родителей и школы, и лишь при этом условии школа и семья смогут преодолевать трудности, которые встречаются в практике воспитания.
Н. К. Крупская полагала, что с самого раннего возраста дети должны воспитываться в духе коллективизма. «Наша воспитательная работа,- неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская,— должна сочетать умение растить коллективиста и в то же время дать возможность в этой коллективной обстановке всесторонне развиться личности ребенка»[1.стр.10]. В детском коллективе Н. К. Крупская справедливо видела необходимое условие для развития всех способностей, присущих каждому ребенку. Она первая из советских педагогов вскрыла решающую роль детского коллектива в коммунистическом воспитании и разработала методику его организации.
Таким образом, исходя из концепции Н.К. Крупской, можно сделать вывод:
-важно воспитывать детей в коллективе и для коллектива, учить их «жить и работать коллективно»;
-воспитывать у детей гуманные чувства и отношения.
Сложные вопросы воспитания могут быть разрешены только при тесном контакте родителей и школы, и лишь при этом условии школа и семья смогут преодолевать трудности, которые встречаются в практике воспитания.
Литература.
1. Н.А. Константинова, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева "История педагогики" под редакцией Издательство академии педагогических наук, Москва, 1965г.
2. С.А. Литвинов "Н.К. Крупская - жизнь, деятельность, педагогические идеи" Издательство "Радяньска школа", Киев, 1970г.
3. "О Надежде Крупской. Воспоминания, очерки, статьи современников", составители Т.Н. Кузнецова, Е.П. Подвигина Издательство политической литературы, Москва, 1988г.
4. С.А. Рубанов "Наследница - страницы из жизни Н.К. Крупской" Лениздат, 1990г.
5. Н.К. Крупская "О коммунистическом воспитании школьников", Издательство "Просвещение", Москва 1978г.
Заявка на участие в VI Забайкальских педагогических чтениях.