Воспитание культуры общения младших школьников в условиях интегрированного обучения и воспитания
ГУО «Княжицкая СШ»
Учитель-дефектолог: Волкова Алла Донатовна
Ребенок, идущий в начальную школу – это человек, который активно учится коммуникативным навыкам. Именно в школе ребенок получает навыки социального взаимодействия с группой сверстников, он автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей. В дошкольном возрасте индивидуальные особенности ребенка не могли помешать его естественному развитию, так как эти характеристики были приняты и учтены близкими людьми. В школе же ребенок находится в равном положении с другими детьми, из-за чего, вследствие, могут возникать различного рода психологические проблемы, которые ребенок должен уметь преодолеть (гипервозбудимость, гипердинамика, выраженное торможение). У ребенка, идущего в школу, круг общения начинает постепенно расширяться – это и одноклассники, и учитель, и другие работники учебного заведения. Общение младшего школьника за пределами учебного заведения так же имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Ребенок хочет четко знать свои права и обязанности и стремится получить одобрение взрослых к своим новым навыкам и увлечениям. Важно, чтобы ребенок знал, что он может сделать это и может сделать лучше, чем кто-либо другой. Способность делать что-то лучше других имеет большое значение для детей младшего школьного возраста. Школьник должен чувствовать свою уникальность и ценность, определяющим критерием здесь является не только его академическая успеваемость, но и другие качества, которые напрямую не связаны с обучением.
Важную роль в формировании сознательного поведения личности играет общение с группой сверстников: общение со сверстниками способствует самопознанию детей, равное положение с ними допускает особую раскованность ребенка в общении с другими детьми и благоприятно влияет на раскрытие его творческого, самобытного начала.
Однако школьники с особенностями психофизического развития часто испытывают открытое негативное отношение к себе со стороны одноклассников. Основными же причинами негативного отношения к детям с ОПФР можно назвать неадекватное поведение данных детей в ситуациях общения со сверстниками, в учебной деятельности, отсутствие качеств, необходимых для успеха в совместной деятельности.
При этом большинство учеников с ОПФР неодекватно положительно оценивают своё положение в системе межличностных отношений класса.
В связи с этим и выстраивается вся система работы в воспитании культуры общения младших школьников в условиях интегрированного обучения и воспитания.
Одно из направлений работы – это создание воспитывающей среды. Прежде всего благоприятного отношения к детям с особенностями психофизического развития . Большое внимание уделяется вопросам работы с классом, с родителями учащихся, в том числе и в данном аспекте..
Мы учителя должны учитывать обстоятельства, что дети бояться того чего не знают и не понимают. Следовательно их надо научить культуре общения и для этого мы применяем различные методы и формы:
- рассказы, беседы, встречи, используем иллюстрации, литературный материал, занятия – презентации с использованием социальных роликов, мультфильмы «Уроки доброты» из серии «Уроки Тётушки Совы», игры , позволяющие ученикам лучше понять почувствовать другого человека. Итогом данной работы является адекватная социальная установка в классном коллективе.
Ещё одним из направлений работы в воспитании культуры общения - это включение учащихся в разные виды деятельности. Здесь дети с ОПФР учатся развивать свои умения вести диалог, смотреть в глаза собеседнику
, эмоционально реагировать на его высказывания, умение придерживаться установленных правил поведения ( быть сдержанным , не требовать к себе излишнего внимания).
Мы учителя постоянно создаём ситуации взаимодействия в играх, занятиях, в процессе учебной деятельности во время выполнения группового задания.
Осуществляя педагогическое руководство совместной деятельности детей, мы можем способствовать повышению статуса ребёнка с ОПФР в коллективе используя для этого известные педагогические приёмы:
- демонстрация детям сильных сторон и положительных качеств личности учащегося с ОПФР;
- создание ситуаций успеха для ребёнка с ОПФР;
- создание межиндивидуальных контактов в классе.
Воспитание культуры общения младших школьников в условиях интегрированного обучения и воспитания не должно быть эпизодическим , это целенаправленный , планомерно организованный процесс. В освоении опыта культуры общения младшими школьниками большое значение имеет личный пример родителей, родственников, атмосфера отношений в семье, стиль общения родителей с родственниками, детьми , другими людьми. Лишь тесное сотрудничество школы и семьи позволит решить эту важную проблему.
Список использованной литературы
1. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304.
2. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Избранные психологические труды. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 448 с.
3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444с.