Воспитание культуры здоровья обучающихся через создание здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.
Автор: Новикова Ирина Сергеевна
Аннотация статьи.
Статья «Воспитание культуры здоровья обучающихся через создание здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.» посвящена созданию и внедрению в практику управления учебно-воспитательным процессом общеобразовательной школы здоровьесберегающей среды. Поскольку в настоящее время вопрос о здоровье обучающихся стоит очень остро, в статье подробно рассматривается процесс организации здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении. Описываются направления работы творческих групп в рамках муниципальной базовой площадки по здоровьесбережению. В статье выделены основные направления педагогической деятельности и их значение для формирования у обучающихся культуры здоровья.
Основные понятия: здоровье, здоровьесберегающие технологии, культура здоровья, здоровьесберегающая среда образовательного учреждения.
Воспитание подрастающего поколения, отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области современного образования. Сохранению и укреплению здоровья школьников уделяется огромное внимание со стороны органов государственной власти, что не может не радовать всех субъектов образовательного процесса школы.
Всем известно, что воспитательная среда, в которой происходит развитие ребенка, в большинстве своем закладывает и формирует его личностные качества. Благоприятная среда помогает сформировать положительные качества, неблагоприятная – отрицательные. Ближайшее окружение ребенка, люди, с которыми он ежедневно общается - члены семьи, школьный, классный коллектив, учителя, воспитатели - оказывают огромное влияние на его психическое, нравственное, социальное, духовное и физическое здоровье. В условиях развития современного общества, когда прогрессирует информатизация, компьютеризация задачами школы становится воспитание культуры здоровья, правильного и безопасного образа жизни.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс является необходимым условием в каждом образовательном учреждении. Однако, как показал научно-педагогический анализ, сами по себе здоровьесберегающие образовательные технологии недостаточны для формирования у детей ценностной установки на здоровье и здоровый образ жизни. В целом по стране наблюдается ухудшение состояния здоровья школьников за последние десятилетия, растет и «молодеет» курение, употребление спиртных напитков в подростковой среде, по-прежнему, Россия занимает лидирующее место по случаям детского суицида, многообразны формы насилия в среде школьников: насмешки, физические и психические унижения, различного вида издевательства. Только системная и комплексная работа по воспитанию культуры здоровья у обучающихся позволит добиться тенденции к улучшению ситуации.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Простинская основная общеобразовательная школа Муниципального образования Нижнекасмкого района Республики Татарстан ставит перед собой именно такую цель: создание единой образовательно-оздоровительной системы общеобразовательного учреждения, обеспечивающей повышение культуры здоровья всех участников образовательного процесса.
Вот уже второй год образовательное учреждение является муниципальной базовой площадкой по теме здоровьесбережения. Разработан и реализуется проект перспективного развития по данной теме. Воспитание культуры здоровья в образовательном учреждении направлено на то, чтобы научить обучающихся ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. То есть уметь анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания в понимании целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Единственный результат обучения здоровью – это принятие на себя ответственности за свое здоровье, так же как и высший уровень воспитанности ученика проявляется в его ответственности за собственное поведение, в способности осознавать долг, возлагать на себя и исполнять обязанности по сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Такой, мы видим модель здоровьесберегающей среды МКОУ Приданниковской СОШ (см. схему 1)
Схема 1 МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ
МБОУ Простинской ООШ
учебная деятельность на основе здоровье сберегающих технологий | | инновационная деятельность в направлении здоровьесбережения | | обеспечение безопасности |
| | | | |
физическая культура и спорт | | здоровьесберегающая среда школы | | пропаганда здорового образа жизни |
| | | |
медицинское сопровождение учебно-воспитательного процесса | | | психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса |
| | | | |
сотрудничество с родителями | | мониторинг здоровья и физического развития | | дополнительное образование |
Для реализации поставленных целей в школе было создано пять рабочих групп, работающих по следующим направлениям: учебная деятельность, внеклассная деятельность, деятельность в рамках дополнительного образования, работа с родительской общественностью, ученическое самоуправление.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Нами были разработаны учебные курсы, которые позволят не только углубить получаемые знания в этом аспекте и осуществлять межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Курсы «Уроки здоровья», «Психология здоровья», «Здоровый образ жизни и гигиена школьников», «Моё здоровье в моих руках», «Этика и психология семейной жизни» формируют навыки здоровьесбережения во всех направлениях.
Помимо учебных курсов образовательный процесс в школе предполагает внеклассную и внешкольную деятельность, которая представлена комплексной системой мероприятий, также направленных на формирование здорового образа жизни.
Работа проводится по пяти основным направлениям - соматическое, психическое, интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое здоровье - как самой школой, так и совместно с социальными партнерами.
В школе реализуется план внеклассных мероприятий, направленных на здоровьесбережение как практической, так и теоретической направленности: соревнования по различным видам спорта, проведение тематических праздников: “Я по улице иду”, “Закаляйся как сталь”, “В стране правильного питания”, “В здоровом теле здоровый дух”, “Игры народов мира», По лесам и по полям” (день походов), “Рыцари пяти качеств”, поездки; “Красота, здоровье, молодость”; “Акробатическое шоу”; “Физкульт – Ура”; «Олимпийский зачёт», интеллектуальные игры по здоровью: “Колесо истории”; “Курить – здоровью вредить”, Брейн-ринг: “Здоровье всему голова”; “Ускорь решение вопроса: здоровье или папироса?”, театрализованное представление “В стране Здоровья”. Мониторинг работы данной группы заключается в результативности участия обучающихся в муниципальных, областных, всероссийских конкурсах и соревнованиях. Уровень и процент призовых мест с каждым годом возрастает, что говорит об эффективности проделанной работы.
Для того, чтобы добиться положительного результата, необходимо активное участие всех участников образовательного процесса. Поэтому была организована деятельность группы по работе с родительской общественностью. Зачастую из-за занятости, нехватки времени и знаний в области здоровьесбережения родители не должным образом относятся к укреплению и сохранению здоровья своего ребенка. Именно на просвещение и актуализацию вопросов здоровья обучающихся в семье направлена работа членов данной группы.
Нами разработан цикл родительских собраний «Здоровье ребенка», на которых подробно в разных формах рассматриваются такие вопросы как «Влияние компьютера на здоровье», «Экология, продукты, физическая нагрузка – что в большей степени влияет на наше здоровье?» (собрание-диспут), «Моя семья выбирает спорт» (презентация собственного опыта) и др.
Традиционным становится в нашей школе «День открытых дверей», где каждый родитель может оценить условия, в которых занимается ребенок, изучить школьный рацион питания, получить методические рекомендации по профилактике различных заболеваний компетентными специалистами сети социального партнёрства.
Дополнительное образование является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Занятия в системе дополнительного образования так же направлены на воспитание культуры здоровья обучающихся. Представлены они такими детскими объединениями как «Лыжные гонки», «Вольная борьба», «Волейбол». Во внеурочную деятельность обучающихся 1-2 класса так же включена работа по данным курсам. «Азбука нравственности», «Проектная деятельность», «Я - гражданин России» - названия программ внеурочной деятельности, которые преследуют цель воспитания культуры нравственного и социального здоровья.
Построение инновационного процесса в образовательном учреждении направлено на достижение педагогическим коллективом новой цели образования: физически и духовно здоровой личности ученика, готовой к самостоятельной жизнедеятельности.
Наш выпускник должен быть физически, нравственно и духовно здоровой личностью, образованной и адаптированной к условиям нестабильного социума; личностью, осознающей себя как биологическое, психическое и социальное существо; личностью, осознающей необходимость здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека; личностью, правильно организующей свою жизнедеятельность, стремящейся к личностному саморазвитию; личностью, имеющей стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности, потребностью в самостоятельной двигательной активности.
Данный образ выпускника школы определяет необходимость такого построения образовательного процесса, при котором обучающиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом формируемые компетентности сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем предыдущих учебных результатов. Ориентируясь на представления о выпускнике, школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором эффективно сочетается изучение предметов как базового, так и профильного уровней без перегрузки обучающихся; в сознании школьников происходит соединение разрозненных предметных знаний в единую картину мира; не допускается снижение уровня физического и психологического здоровья учащихся.
Таким образом, развитие здоровьесберегающей среды школы ориентируется на построение такого образовательного пространства, которое максимально способствует становлению выпускника как компетентной, социально интегрированной, творческой, коммуникативной и мобильной личности с устойчивым нравственным поведением, мотивированной на формирование здорового образа жизни, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. Базируясь на ранее реализуемых нами идеях - демократизации школьной жизни, создании здоровьесберегающей среды, внедрении развивающих образовательных технологий, включении обучающихся в исследовательскую деятельность и социальное проектирование. Мы предполагаем ввести новые элементы в образовательную среду школы: обновить содержание образования с позиции компетентностного подхода, модернизировать технологическую сторону образовательного процесса, расширить социокультурное воспитательное пространство школы.
Литература
1. Абдуллина С.В., Здоровьесбережение в школе: опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса / С.В. Абдуллина, А.Т. Тутатчиков // Вестн. Ин-та развития образования и воспитания подрастающего поколения при Челяб. гос. пед. ун-те. - 2003. - № 16. - С.123 -127.
2. Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого-педагогические проблемы его коррекции / Р.И. Айзман - Новосибирск: Новосибир. гос. пед. ун-т, 2001. - 15с.
3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов - М.: Медицина, 1987. - 116 с.
4. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровья детей / М.М. Безруких // Магистр. - 1999. - № 3. - С.30-38.
5. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2000. - 192 с.
6. Брехман И.И. ВВЕДЕНИЕ в валеологию / И.И. Брехман - М.: Колос, 1992. - 214 с.
7. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 206 с.
8. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века / Б.С. Гершунский - М.: АПО, 1998. - 543 с
10. Громбах С.М. Учитель и здоровье школьника / С.М. Громбах // Воспитание здорового школьника: Сб. / Сост. Н.Б. Коростелев. - М.: 1971. - С.13 -20.