СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание личного отношения к жизни и здоровью через обучение биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание личного отношения к жизни и здоровью через обучение биологии

Просмотр содержимого документа
«Воспитание личного отношения к жизни и здоровью через обучение биологии»

Воспитание личностного отношения к жизни и здоровью через обучение биологии

Новикова И.С.



В условиях ухудшения состояния здоровья взрослого и детского населения России и возникновения угрозы для выживания нации: распространения среди подростков и молодежи социально опасных заболеваний - наркомании и ВИЧ-инфекции, половой распущенности и, в целом, падения нравственности и общей культуры, формирование физически и духовно здоровой личности приобретает особую актуальность.

В связи с этим возрастает роль общеобразовательной школы, призванной обеспечить формирование физически и духовно здоровой личности, способной не только адаптироваться к сложным социально-экономическим условиям жизни общества, но и способной к творческому саморазвитию и творческому преобразованию окружающего мира, к формированию своего образа жизни.

На сегодняшний день у выпускников школы, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; учащиеся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье.

Одна из причин подобного состояния заключается в том, что в современных учебных планах общеобразовательных учебных заведений проблема здоровья и формирования здорового образа жизни человека не является ведущей. В содержании разных общеобразовательных предметов - биологии, ОБЖ, экологии, физической культуры - компоненты системы знаний о здоровом образе жизни не отражены полностью, отдельные аспекты экологии и валеологии, предметом исследования которых является здоровье человека и образ жизни, обеспечивающий сохранение, укрепление и формирование здоровья человека, раскрыты без учета принципа преемственности. В программах преобладает познавательный аспект содержания, отсутствует ценностный и практически не представлен нормативный и деятельностный. В связи с этим, содержание общеобразовательных дисциплин, имеющих некоторый потенциал знаний о здоровье и факторах его формирующих, о здоровом образе жизни построено без системы, а потому не способствует формированию у подрастающего поколения знаний о здоровом образе жизни и, в целом, ответственного отношения к здоровью.

Об этом свидетельствуют результаты анкетирования учащихся 9-х классов нашей школы. Многие подростки и выпускники имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни. Так, под понятием "здоровье" понимают "физическое совершенство" - 50 % опрошенных. Немногие из учащихся отмечают психическое здоровье человека (18 %), лишь отдельные ученики - нравственное благополучие (8 %). Большинство из опрошенных не имеют правильного представления о главных факторах здоровья человека. Лишь 30 % отмечают образ жизни человека. Невысокими показателями характеризуются знания старших подростков о слагаемых здорового образа жизни человека. Большинство (54 %) ЗОЖ связывают с двигательной активностью, на второе место ставят - рациональное питание и отказ от вредных привычек. Только 15 % старшеклассников в состав здорового образа жизни человека включают культуру общения и лишь 7% - творческую и социальную активность.

Одной из причин несовершенства содержания современных общеобразовательных программ и учебно-методических пособий по проблемам формирования здорового образа жизни человека и как следствие - невысокого уровня культуры отношения подростков к здоровью, умения вести здоровый образ жизни, является недостаточная разработанность самого понятия здоровый образ жизни в специальной, психолого-педагогической и методической науке, а также в концепциях экологического и валеологического образования.

В последние годы в исследовании этой проблемы появилось несколько направлений: философско-социологическое, медико-гигиеническое, социальное и психолого-педагогическое. Наиболее разработано медико-гигиеническое. Так, по мнению А.П. Лаптева, "ЗОЖ - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия". Важным показателем здоровья является работоспособность человека. ЗОЖ включает в себя плодотворную трудовую деятельность, отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим.

В философско-социологическом направлении "здоровый образ жизни - это все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях", это ориентированность деятельности личности на сохранение, укрепление и формирование здоровья.

ЗОЖ - это часть образа жизни человека. Образ жизни с одной стороны обусловлен социально-экономическими условиями и в то же время во многом зависит от особенностей психики конкретного человека, от мотивов его деятельности, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим объясняется многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории-характеристики: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни - это, в первую очередь, экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Качество жизни - это степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни - социально-психологическая категория, характеризующая поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт поведения.

Проблеме формирования знаний о здоровье и факторах здоровья, о здоровом образе жизни человека посвящен ряд исследований: выделены ведущие понятия экологии человека и показана необходимость целостного подхода к формированию знаний о здоровье на основе теоретико-экологической проблемы защиты человека от неблагоприятных воздействий последствий научно-технического прогресса (Суравегина И. Т., 1986,1987). Исследована проблема взаимосвязи гигиенического и экологического содержания в курсе "Человек и его здоровье" (биология - 1Х) (Лернер Е.И.). Раскрыта взаимосвязь гигиенического и нравственного воспитания в системе всестороннего развития личности, отмечено значение личностного аспекта отношения к здоровью(Мухина Е.В.,1987). В ряде работ предприняты попытки решения проблемы формирования знаний о здоровье и окружающей среде через расширение и углубление содержания курса "Человек и его здоровье" (Е.П.Бруновт, И.Д.Зверев, Е.И.Кальченко, Д.В.Колесов, А.Г.Хрипкова). Проблеме формирования фундаментальных понятий по экологии человека, которые содержательно определяют характер отношений к здоровью и окружающей среде и оказывают влияние на изменение образа жизни учащихся, посвящено специальное исследование О.А.Шкляровой (1991). Разработано учебное содержание и структура фундаментальных понятий, определено место и последовательность их развития в рамках специального факультативного курса "Здоровье и окружающая среда", определены планируемые результаты обучения, методы и приемы формирования системы понятий. Методика изучения глобальной проблемы здоровья человека - федерального и регионального компонентов - разработана в исследовании С.Е.Мансуровой (1998).

Однако в приведенных исследованиях недостаточно разработано учебное содержание понятия "здоровый образ жизни", особенно социально-психологический и социально-экономический аспекты. Не определены планируемые результаты его изучения в общеобразовательной школе. Не разработан механизм формирования интегративного по содержанию понятия через естественнонаучные и общественногуманитарные дисциплины общеобразовательной школы.

Проблема формирования знаний о здоровом образе жизни на интегративной основе полностью не решена и через содержание программ по валеологии, созданных в ряде регионов страны (ЛГ.Татарникова, 1993-1998, Г.К.Зайцев, 1997-1998, М.Б.Шилов, 1995), через программы курса экологии и специальные программы культурологического характера (например, П.С.Гуревича "Человек»)