СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание личности на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нравственность – это не только определенные нормы поведения, но и чувство     патриотизма. Его отличительной чертой является любовь к Отечеству, умение бережно хранить и передавать из поколения в поколение то, что делает человека поистине красивым, добрым, чутким, мужественным.

О патриотизме написано и сказано столько, что, кажется, добавить нечего. Наше Отечество изменилось. Пересматривается прошлое, тревожит настоящее, пугает своей неопределенностью будущее. Историю судить нельзя, ее надо изучать. Другого Отечества и другой истории у нас не будет. Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с глубоким изучением истории нашей Родины и других стран. В этом плане курс биологии предоставляет большие возможности.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание личности на уроках биологии»

Воспитание личности на уроках биологии

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи в обучении биологии направлены на достижение главной цели – всестороннее развитие личности учащихся.

Для достижения этой цели при обучении биологии решаются следующие воспитательные задачи:

Воспитание нравственности – одна из важнейших задач школы.

Сегодня высокая нравственность - черта едва ли не самая важная для человека и общества в целом. Человек должен быть достоен этого звания. Он не может жить без высокой цели, без идеала, без морали и нравственности. Качества эти не врождённые и не передаются из поколения в поколение.

Дома и в школе мы учим детей жить честно, поступать правильно. Мы учим их справедливости и бережливости, а жизнь порой преподносит свои уроки. В школе мы говорим о любви к природе, по весне ребята сажают деревья на пришкольном участке. А потом ребята узнают, что по вине людей горят леса, горят те самые деревья, которые надо любить и беречь.

Необходимо воспитывать в детях убеждённость, что добро победит, учить их добиваться этой победы. Но самое главное - самим нам соответствовать этим принципам. Помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра. Но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня.

Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением даёт возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека и природы, важности охраны окружающей среды. Учитель биологии помогает ребёнку осознать, что человек – это малая часть окружающего мира. Обучение биологии должно происходить под девизом: «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено»

Патриотическое воспитание на уроках биологии

Нравственность – это не только определенные нормы поведения, но и чувство патриотизма. Его отличительной чертой является любовь к Отечеству, умение бережно хранить и передавать из поколения в поколение то, что делает человека поистине красивым, добрым, чутким, мужественным.

О патриотизме написано и сказано столько, что, кажется, добавить нечего. Наше Отечество изменилось. Пересматривается прошлое, тревожит настоящее, пугает своей неопределенностью будущее. Историю судить нельзя, ее надо изучать. Другого Отечества и другой истории у нас не будет. Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с глубоким изучением истории нашей Родины и других стран. В этом плане курс биологии предоставляет большие возможности.

Тема  «Методы селекции растений» раскрывает какие экспедиции у нас в стране были проведены под руководством академика Н.И. Вавилова – выдающегося генетика и селекционера, который организовал научные экспедиции в разные регионы Земли для сбора образцов культурных растений, их диких предков и сородичей. Им же был создан Всесоюзный институт растениеводства (ВИР). Здесь хранится мировая коллекция семян дикорастущих сельскохозяйственных культур.

При изучении темы «Оплодотворение» , изучаем процесс двойного оплодотворения у растений и отмечаем, что этот процесс был открыт русским ботаником С. Г. Навашиным в 1898г. При изучении темы «Фотосинтез» отмечаем, что данный процесс открыл Тимирязев

Имя И.И. Мечникова вписано золотыми буквами в историю науки. Много сделали для развития микробиологии отечественные ученые и просто врачи. Еще один пример – это имена двух великих ученых: Ивана Михайловича Сеченова и Ивана Петровича Павлова, которые изучали высшую нервную деятельность.

Трудовое воспитание

Особое значение в биологическом образовании имеет трудовое воспитание школьников, их подготовка к самостоятельной жизни и труду.

Курс биологии органически связан с сельскохозяйственным трудом учащихся на школьных учебно-опытных участках по выращиванию культурных растений, поэтому в процессе разнообразной трудовой деятельности у школьников формируются такие важные нравственные качества, как трудолюбие, умение эффективно работать в коллективе, взаимопомощь и активное участие в совместной творческой деятельности. Выполняя практические работы в урочное и внеурочное время на учебно-опытных участках, школьники овладевают умениями обрабатывать почву, сеять семена, сажать, поливать растения, убирать урожай. Подготовка учащихся к трудовой деятельности продолжается в процессе изучения общей биологии, когда они овладевают знаниями теории эволюции, цитологии, генетики, экологии, селекции.

Экологическое воспитание

Важным направлением работы я считаю экологическое воспитание и просвещение учащихся.

Цель экологического воспитания: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Всё человечество и каждый человек - часть природы. Природа составляет постоянное окружение человека, эту естественную среду, в которой он живёт и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь.

Охрана природы - одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему важным в воспитании учащихся является формирование бережного отношения к природе, воспитание у каждого ученика правильного экологического мышления.

Здоровьесберегающий аспект в воспитании школьников

Цель: формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

"Мы все поступаем, как расточительный наследник богатых родителей, не зная постоянной цены здоровья. Мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, когда у нас является желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных". Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Неразумный образ жизни часто ведёт к болезням, потере трудоспособности и преждевременной старости. Поэтому каждый человек с детства должен следить за своим здоровьем, неуклонно соблюдать режим труда, отдыха и питания. Забота о здоровье учащихся представляется весьма актуальной педагогической задачей.

Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии большое внимание уделяю формированию правил здорового образа жизни.

Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для воспитания у подростков этих правил. При изучении каждой темы включаю материал о вредном действии алкоголя, никотина и наркотиков на организм человека.

Для сохранения здоровья школьников в повседневной жизни обращаю их внимание на то, что есть ядовитые грибы и растения, какой вред здоровью они могут причинить и как их отличить от неядовитых. А так же говорим на уроках о том, что некоторые животные так же могут причинить вред здоровью. Называем этих животных, на слайдах и картинках в учебнике смотрим как они выглядя и говорим о мерах борьбы с ними или профилактике, чтобы не навредить своему здоровью.

Также на уроках говорим о правилах оказания первой помощи пострадавшему, получившему различные травмы, чтобы сохранить его здоровье.

Гигиеническое и половое воспитание.

В школьные годы закладывается фундамент здоровья человека.

Особенно важным является период полового созревания организма, который связан с подростковым возрастом. Поэтому возрастает значение курса "Человек и его здоровье" в образовании и воспитании школьников. Усвоение гигиенических знаний - необходимый элемент подготовки школьников к самостоятельной жизни и труду, к воспитанию детей в семье. Воспитательная направленность уроков по гигиене определяет их основные учебно - воспитательные задачи:

1) достигнуть усвоения системы гигиенических знаний об организме человека;

2) сформировать умения учащихся обосновывать гигиенические правила анатомо - физиологическими знаниями;

3) содействовать формированию гигиенических умений и навыков в повседневной жизни школьников;

4) воспитывать нравственные мотивы ответственности и долга, соблюдение школьниками правил общественной и личной гигиены.

В заключении хотелось бы сказать, что духовно-нравственное воспитание в школе должно лишь продолжаться, а начинаться оно должно в семье и поддерживаться обществом.



Источники информации:

  1. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/11/24/metodicheskaya-statya-ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov-na

  2. http://festival.1september.ru/articles/570075/

  3. http://school17.beluo.ru/stepanchenko/index.php?Uchebnaya_deyatelmznostmz:Samoobrazovanie:Ekologicheskoe_vospitanie_na_urokah_biologii_%28referat%29

  4. http://infourok.ru/material.html?mid=145138

  5. http://chemistry48.ru/rabota/451-patrioticheskoe-vospitanie-na-urokax-biologii.html

  6. http://www.myshared.ru/slide/234542/