ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Романова Светлана Сергеевна
Барабинский филиал ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина»,
преподаватель истории
В наше время проблема воспитывающего обучения приобрела особую актуальность.
Общественность всё пристальнее и критичнее всматривается в работу колледжа. Колледж часто критикуют за низкий уровень знаний многих выпускников, и особенно - за разрыв между обучением и воспитанием.
Я конечно согласна, что дети должны оканчивать колледж с добротными знаниями по предмету - история. Но совместно с хорошими знаниями надо усилить роль воспитания, но так, чтобы оно "не выпирало".
Это очень важно в нашем колледже. Ведь наш студент, как и все дети этого возраста, терпеть не может, когда его воспитывают. К тому же и время для внеурочной воспитательной работы ограничено. Дети не особо хотят оставаться после уроков.
По - моему мнению, систему воспитания следует активно включать в каждый урок. Именно в нашем колледже урок должен быть одним из главных средств воспитания, а не просто формой передачи знаний.
Особенно это относится к урокам истории. В основательном, вдумчивом изучении истории заключена громадная воспитательная сила.
Но в 2020 году в связи со сложной эпидемиологической ситуацией российское образование столкнулось с проблемой дистанционного обучения. И если с образовательным процессом всё более или менее понятно, то что делать с воспитанием подрастающего поколения? Задачи воспитания становятся трудно достижимыми из-за отсутствия взаимодействия преподавателя и обучающегося.
Образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенных знаний, но и на развитие самостоятельности, ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться и эффективно трудиться в современных условиях.
На это ориентирует и Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".
Воспитание - важнейшая составляющая образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности.
Особую роль для воспитания в учебной деятельности играют видеоматериалы. Они полезны при работе с учебным материалом, связанным с изучением различных исторических процессов. При проведении урока с видеофрагментом, я не просто даю ссылку на видео, но и, чтобы просмотр не прошёл впустую, составляю вопросы к просмотренному отрывку, дидактические задания. Обучающийся не должен быть пассивным зрителем.
Своих студентов я стараюсь приучить подмечать и запоминать не только великие имена и фактологическую канву событий, которые присутствуют почти в каждой изучаемой теме, но и непременно анализировать тот или иной исторический сюжет. Например, при изучении раздела «Российское государство в XIV – XVII веках» я предлагаю обучающимся посмотреть отрывки из документального фильма «Романовы», который состоит из восьми фильмов. Каждый фильм погружает зрителя в эпоху изучаемой темы и рассказывает о развитии страны во времена царствования рода Романовых. После просмотра предлагаю задания: написать историческое эссе, раскрывающее роль правителя в истории России, дать оценку указам правителя, сравнить ситуацию в стране во времена правления одного царя и другого. Просмотр документальных видеофильмов делает урок интересным и облегчает процесс усвоения знаний. Обучающийся ярко представляет изучаемую эпоху, погружается в неё, имея более живое представление о прошлом.
Ещё одна работа, которая обязательно присутствует на уроке истории – это работа с картой. Сейчас благодаря интернету есть возможность поработать с любой картой, что мы и делаем. Изучая раздел «Российская империя в XVIII веке», то работая с картой обучающимся предлагается определить, какие изменения произошли в территориальном размещении промышленности и в развитии торговли в течение XVIII века. Большое значение карта имеет при изучении мировых войн и Великой Отечественной войны. Много информации можно узнать, просто посмотрев в карту: расположение территорий, изменение линии фронта, даты основных сражений.
2020 год объявлен президентом России В.В. Путиным годом Памяти и Славы. Именно в этом году проводится очень много конкурсов, олимпиад, викторин и просто тестирование на знание истории нашей страны. И студенты нашего колледжа активно участвуют во всех мероприятиях. Разнообразные задания развивают мышление, логику, память, внимательность.
Например, 21 ноября 2020 года Всероссийское общественное движение "Волонтёры победы" проводило Международный исторический квест "За пределами", приуроченный к 75-летию начала Нюрнбергского процесса. Цель Квеста - противодействие фальсификации истории и героизации нацизма путём привлечения молодого поколения к изучению Нюрнбергского процесса.
Студенты нашего колледжа с увлечением проходили задания Квеста, которые были основаны на исторических фактах, воспоминаниях ветеранов и архивных документах.
Почему мы участвуем в таких мероприятиях? Потому что это наша история. И мы должны её знать.
Любая форма организации работы с обучающимися используется для того, чтобы у детей возникало желание задавать вопросы не только преподавателям, но и себе, вырабатывать собственное мнение и гражданскую позицию по всем общественно значимым проблемам в жизни родного города, страны и всего мира.
Таким образом, на уроках истории ведется систематическая работа по воспитанию студентов. "Важно, чтобы молодые люди усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязан с готовностью служения своему Отечеству - тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут".
Список используемой литературы
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".
Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Настольная книга по патриотическому воспитанию.- М.: Глобус, 2007.
Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Некоторые проблемы воспитания студенческой молодёжи// Молодёжь и образование. – М.: 1972. – С. 152.
Семёнов В.Е. Ценностные ориентации современной молодёжи // Социс. – 2007. – С. 37 – 43.