УДК 159.923.7
Воспитание нравственных ценностей у младших школьников на уроках "Окружающий мир"
Аверина Виктория Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мелитопольский государственный университет»
Аннотация. В статье были сформулированы определения нравственных ценностей, воспитания нравственных ценностей, экологического образования в младшей школе. В данной работе были рассмотрены взаимосвязи применения игровых методик на уроках цикла «Окружающий мир» и воспитания у детей младшего школьного возраста нравственных ценностей.
Ключевые слова: младшие школьники, нравственные ценности, воспитание нравственных ценностей, игра, игровая форма, экологическое образование, курс «Окружающий мир».
Постановка проблемы. Развитие экологического образования актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все этапы и звенья школьного обучения. Начальная школа − важнейший этап становления личности, формирования экологической и нравственной культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире. Младший школьный возраст − наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.
В связи с этим актуальность темы исследования состоит в выборе наиболее эффективных способов, методов и форм организации экологического образования младших школьников с целью формирования экологических знаний, сведений о закономерностях взаимоотношений природы и общества, природы и человека, воспитании школьников знающими, бережливыми, рачительными хозяевами своей страны, своей Родины – России.
Анализ последних исследований. Разработкой теоретико-методологичных основ проблематики нравственного воспитания младших школьников занимались такие ученые, как О.С. Багданова, Е.В. Бондаревская, Н.И. Бондырев. Значительный вклад в разработку вопросов теории и практики воспитания нравственных ценностей у младших школьников на уроках курса «Окружающий мир» осуществили такие педагоги, как З. Абдуллаев, Т.А. Бабакова, О.М. Барковская, Л.Д. Бобылева, Л.П. Печко, С.В. Васильев, Н.Ф. Виноградова, А.В. Гагарин, И.Б. Дуденко, Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.М. Соловьева, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, А.Н. Ильина, Г.Н. Каропа, В.Д. Купров, Т.В. Кучер, Л.А. Сайдакова, Л.П. Салеева, В.М. Сенкевич, Л.П. Симонова, Т. Тарасова, П.Ю. Утков, К.Д. Ушинский.
Формулирование целей статьи. Цель нашего исследования – исследование проблем воспитания нравственных ценностей у младших школьников на уроках курса «Окружающий мир».
Изложение основного материала исследования.
Исследование формирования нравственной культуры младших школьников было проведено в СОШ № 7 г. Мелитополя на основе следующей гипотезы: применение игровых методик на уроках «Окружающий мир» у детей младшего школьного возраста способствует более эффективному воспитанию у них нравственных ценностей.
Диагностика развития нравственной сферы ребенка включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента развития нравственных основ личности и духовной культуры младших школьников. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д. Для диагностики данных компонентов духовно-нравственных качеств младших школьников были подобраны методики: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Г.М. Фридмана, «Как поступать» И.Б. Дермановой, «Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов» Н.П. Капустиной [9, с. 55].
Диагностика нравственных основ личности и духовной культуры младших школьников включает в данном исследовании такие методики:
1) «Что такое хорошо и что такое плохо?» Г.М. Фридмана (изучение когнитивного компонента нравственного развития).
Высокий уровень (3 балла) – сформировано целое и четкое понимание о представленных нравственных ценностях.
Средний уровень (2 балла) – понимание о нравственных ценностях верное, но не совсем целое и чёткое.
Низкий уровень (1 балл) – сформировано неверное понимание представленной нравственной ценности.
В итоге тестируемый получает от 10 до 30 баллов (30 баллов – это 100%).
2) «Как поступать» И.Б. Дермановой (изучение эмоционального компонента духовно-нравственных качеств младших школьников). Данная методика предназначена для выявления отношения к нравственным нормам.
1 балл – нравственные ориентиры имеются, однако согласовываться с ними он не желает, либо считает это недоступной мечтой, правильно дает оценку действиям, но позиция к моральным нормам нестабильная, бездейственная, чувственные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры имеются, оценки действий и чувственные реакции адекватны, но позиция к моральным нормам ещё не совсем стабильная.
3 балла – ребёнок аргументирует собственный выбор нравственными правилами, чувственные реакции адекватны, позиция к моральным нормам активная и стабильная.
В итоге тестируемый получает от 2 до 6 баллов (6 баллов – это 100%).
3) «Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов» Н.П. Капустиной (исследование поведенческого компонента нравственного развития). Детям необходимо напротив каждого пункта поставить свою оценку от 1 до 3. Далее подсчитывается сумму по каждому пункту и определяется уровень воспитанности учащегося за одно задание (в задании 3 пункта). За одно задание ребенок суммарно получает от 3 до 9 баллов. В итоге за 5 заданий тестируемый получает от 15 до 45 баллов (45 баллов – это 100%).
Высокий уровень (31-45 баллов) – присутствие стабильного позитивного навыка морального поведения, саморегуляция совместно с желанием к организации действий, желание совместной деятельности и взаимопомощи, полная ответственность перед коллективом, высокая степень коммуникативности.
Средний уровень (16-30 баллов) – стабильное позитивное поведение, присутствие навыков саморегуляции и регуляции, средняя степень желания совместной деятельности и взаимопомощи, неполная ответственность перед коллективом, присутствие некоторых коммуникативных умений.
Низкий уровень (0-15 баллов) – незначительное выражение позитивного, еще нестабильного навыка поведения, низкая саморегуляция и самоорганизация, недостаток желания к совместной работе и взаимопомощи, дефицит ответственности перед коллективом, незначительный уровень коммуникативности [9, с. 72].
Исследование включает три этапа:
констатирующий этап – выбираются участники (30 детей экспериментальной группы и 30 детей контрольной группы), методики исследования («Что такое хорошо и что такое плохо?» Г.М. Фридмана (изучение когнитивного компонента нравственного развития); «Как поступать» И.Б. Дермановой (изучение эмоционального компонента духовно-нравственных качеств младших школьников); «Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов» Н.П. Капустиной (исследование поведенческого компонента нравственного развития)); проводится начальное исследование показателей экспериментальной и контрольной групп детей;
формирующий этап – выбираются наиболее действенные и актуальные методики для формирования нравственной культуры младших школьников; в экспериментальной группе детей на основе выбранных методик проводится комплекс занятий;
контрольный этап – в тех же экспериментальной и контрольной группах детей на основе уже обозначенных методик исследования («Что такое хорошо и что такое плохо?» Г.М. Фридмана (изучение когнитивного компонента нравственного развития); «Как поступать» И.Б. Дермановой (изучение эмоционального компонента духовно-нравственных качеств младших школьников); «Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов» Н.П. Капустиной (исследование поведенческого компонента нравственного развития)) проводится окончательное исследование показателей экспериментальной и контрольной групп детей, осуществляется анализ полученных данных и их интерпретация.
Итак, в ходе констатирующего этапа работы мы исследуем показатели формирования нравственной культуры младших школьников из экспериментальной и из контрольной групп [2, с. 60]. На констатирующем этапе исследования средний процент уровня нравственной, экологической и социальной культуры младших школьников в экспериментальной и контрольной группах.
Таблица 1
Средний процент уровня нравственной, экологической и социальной культуры младших школьников в экспериментальной и контрольной группах (констатирующий этап исследования)
| Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Средний процент группы, % | 50,8 | 51,9 |
На основании данных таблицы 1 мы видим, что на констатирующем этапе исследования средний процент уровня нравственной, экологической и социальной культуры младших школьников в экспериментальной и контрольной группах составляет соответственно 50,8% и 51,9%. Это можно отобразить графически (рис. 1.).
Рис. 1. Средний процент уровня нравственной, экологической и социальной культуры младших школьников в экспериментальной и контрольной группах (констатирующий этап исследования)
Итак, мы видим, что средние показатели формирования уровня нравственной, экологической и социальной культуры младших школьников экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования практически совпадают.
На формирующем этапе исследования мы проводим комплекс специальных игровых урочных занятий в экспериментальной группе для формирования нравственной культуры младших школьников; контрольная группа развивается планово, т.е. без этих занятий [5, с. 18].
В ходе контрольного этапа работы мы исследуем показатели формирования нравственной культуры младших школьников на контрольном этапе исследования [7, с. 37].
На контрольном этапе исследования мы видим средний процент уровня нравственной, экологической и социальной культуры младших школьников в экспериментальной и контрольной группах.
Таблица 2
Средний процент уровня нравственной, экологической и социальной культуры младших школьников в экспериментальной и контрольной группах (контрольный этап исследования)
| Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Средний процент группы, % | 55,8 | 53,1 |
На основании данных таблицы 2 мы видим, что на контрольном этапе исследования средний процент уровня нравственной, экологической и социальной культуры младших школьников в экспериментальной группе составляет 55,8%, в контрольной группе – 53,1%. Это можно отобразить графически (рис. 2).
Рис. 2. Средний процент уровня нравственной, экологической и социальной культуры младших школьников в экспериментальной и контрольной группах (контрольный этап исследования)
В таблице 3 мы видим разницу среднего процента уровня нравственной, экологической и социальной культуры младших школьников в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Таблица 3
Разница среднего процента уровня нравственной, экологической и социальной культуры младших школьников в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах исследования
| Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Констатир. | Контрольн. | Разница | Констатир. | Контрольн. | Разница |
Средний процент группы, % | 50,8 | 55,8 | 5,8 | 51,9 | 53,1 | 1,2 |
На основании данных таблицы 3 мы видим, что между констатирующим и контрольным этапами исследования разница среднего процента уровня нравственной, экологической и социальной культуры младших школьников в экспериментальной группе равна 5,8% (именно на столько в ходе эксперимента вырос показатель уровня нравственной, экологической и социальной культуры экспериментальной группы), в контрольной группе – 1,2% (на столько в ходе эксперимента вырос показатель уровня нравственной, экологической и социальной культуры контрольной группы). Это можно отобразить графически (рис. 3).
Рис. 3. Разница среднего процента уровня нравственной, экологической и социальной культуры младших школьников в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах исследования
Таким образом, в процессе проведения исследования становится понятным, что применение игровых методик на уроках «Окружающий мир» у детей младшего школьного возраста способствует более эффективному воспитанию у них нравственных ценностей.
Выводы
Исследование формирования нравственной культуры младших школьников было проведено в СОШ № 7 г. Мелитополя на основе следующей гипотезы. Гипотеза исследования: применение игровых методик на уроках «Окружающий мир» у детей младшего школьного возраста способствует более эффективному воспитанию у них нравственных ценностей.
Диагностика нравственных основ личности и духовной культуры младших школьников – методики:
1) «Что такое хорошо и что такое плохо?» Г.М. Фридмана (изучение когнитивного компонента нравственного развития).
В итоге тестируемый получает от 10 до 30 баллов (30 баллов – это 100%).
2) «Как поступать» И.Б. Дермановой (изучение эмоционального компонента духовно-нравственных качеств младших школьников).
В итоге тестируемый получает от 2 до 6 баллов (6 баллов – это 100%).
3) «Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов» Н.П. Капустиной (исследование поведенческого компонента нравственного развития). В итоге за 5 заданий тестируемый получает от 15 до 45 баллов (45 баллов – это 100%).
Исследование включает три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На констатирующем этапе исследования средний процент уровня нравственной, экологической и социальной культуры младших школьников в экспериментальной и контрольной группах составляет соответственно 50,8% и 51,9%.
На формирующем этапе исследования мы проводим комплекс специальных игровых урочных занятий в экспериментальной группе для формирования нравственной культуры младших школьников; контрольная группа развивается планово, т.е. без этих занятий.
На контрольном этапе исследования средний процент уровня нравственной, экологической и социальной культуры младших школьников в экспериментальной группе составляет 55,8%, в контрольной группе – 53,1%.
Между констатирующим и контрольным этапами исследования разница среднего процента уровня нравственной, экологической и социальной культуры младших школьников в экспериментальной группе равна 5,8% (именно на столько в ходе эксперимента вырос показатель уровня нравственной, экологической и социальной культуры экспериментальной группы), в контрольной группе – 1,2% (на столько в ходе эксперимента вырос показатель уровня нравственной, экологической и социальной культуры контрольной группы). Таким образом, в ходе исследования выдвинутая нами гипотеза (применение игровых методик на уроках «Окружающий мир» у детей младшего школьного возраста способствует более эффективному воспитанию у них нравственных ценностей) была доказана.
Список литературы
Бондаревская, Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы [Текст] / Е.В. Бондаревская. – Рн/Д.: Наука, 2020. – 120 с.
Бондырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории [Текст] / Н.И. Бондырев. – Просвещение, 2019. – 224 с.
Гагарин, А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А.В. Гагарин. – М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2017. – 232 с.
Запартович, Б.Б. С любовью к природе / Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.М. Соловьева. – М.: Педагогика, 2019. – 232 с.
Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы [Текст] / А.Н. Захлебный. – М.: Педагогика, 2019. – 184 с.
Зверев, И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе / И.Д. Зверев // Краеведческая работа в школе. – М.: Просвещение, 2018. – 154 с.
Каропа, Г.Н. Теоретические основы экологического образования и воспитания школьников / Г.Н. Каропа. – М.: Педагогика, 2019. – 325 с.
Кучер, Т.В. Экологическое воспитание учащихся [Текст] / Т.В. Кучер. – М.: Просвещение, 2017. – 318 с.
Моисеева, Л.В. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Л.В. Моисеева, И.Р. Кастунов, С.К. Измайлов. – Екатеринбург: УГПИ Науч. Пед. Центр «Уникум», 2018. – 148 с.
Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.П. Симонова. – М.: Академия, 2017. – 160 с.