«Воспитание на уроках музыки»
«Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».
Василий Александрович Сухомлинский
Урок музыки в общеобразовательном учреждении - мощное средство эстетического и нравственного воспитания школьников. Личностное развитие учащихся обеспечивается реализацией цели музыкального образования и воспитания, формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. В содержание федеральных государственных стандартов общего образования «второго поколения» входит и музыкальная деятельность, способствующая личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Проблема сегодняшнего дня – снижение нравственно – эстетического и культурного уровня.
В обществе культивируются ценности и идеалы, не требующие ни культуры чувств, ни культуры знаний, ни культуры веры, тщетным становятся воззвания к прекрасному, доброму, вечному. Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности.
Таким образом возникла острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нём духовно – нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества.
Урок музыки способствует становлению личности, её неповторимой индивидуальности, духовности, раскрытию творческого потенциала, поддерживает духовные ценности общества. На уроке музыки происходит не просто ознакомление учащихся с культурой как с содержанием той или иной эпохи, но и воспитание культуры их жизнедеятельности с позиций красоты, гармонии и любви. Главная задача на уроке - это воспитание потребности в красивом, утверждение моральной красоты, непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому.
"Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого",- гласит старинная мудрость. Зло и подлинная красота несовместимы. Образно говоря, дать в руки каждому ребенку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка. Не допустить, чтобы молодое поколение стало только потребителем красоты - это проблема не только эстетического, но и нравственного воспитания. Музыка и жизнь - это генеральная тема, своего рода, “сверхзадача” в школьных занятиях музыкой. Она пронизывает все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем,- все должно помогать постепенному решению этой “сверхзадачи».
Прослушивание или просмотр музыкально-драматических, вокальных или инструментальных произведений и есть воспитание музыкальной культуры и привитие интереса к искусству. Вот в этот момент приходит понимание того, как важно то, чему учим детей. Либо это современные песенки, исполняемые под фонограмму, порой не имеющие никакого смысла, либо это культурный пласт, накопленный поколениями.
Для решения поставленных задач на уроке необходим психологический комфорт, который предполагает наличие атмосферы творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции при организации образовательного процесса. Интеграция как средство обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связь отдельных частей мира как системы, в которой все элементы взаимосвязаны.
Эффективность уроков музыки зависит не столько от программы и методик, сколько от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства. Воспитательный потенциал современного урока музыки должен заменить такие понятия как «усвоить», «повторить», «закрепить» на «пережить», «оценить», «создать».
Практически нет ни одного урока музыки, который бы не был пронизан тем важным, что мы привыкли называть «воспитательным моментом». Но уроки музыки отличаются от всех других, стремлением заставить задуматься о сложностях жизни, заглянуть в себя посредством музыки. Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности обучающихся.
По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. По результатам исследований дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте - лирические и спокойные произведения и песни. Это означает, что у младших школьников развивается способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему.
Слушая народную и классическую музыку, обучающиеся осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают народную мелодию, переживания простого русского народа, восхищаются природой. Народная музыка, народная сказка, былины, сказания легли в основу многих произведений великих русских композиторов: как М.И. Глинка, П.И Чайковский, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, оркестровые произведения А. Лядова "Баба-Яга", "Волшебное озеро", "Кикимора" и т.д.
«Детский альбом» П.И.Чайковского заставляет детей переживать все эмоции: «Болезнь куклы» - первая, по-настоящему печальная, пьеса в цикле. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. «Утренняя молитва» - пьеса - образец музыкального выражения покоя и возвышенного созерцания. В музыке слышится звучание детского хора. Мелодия соткана из живых как бы говорящих интонаций. «Зимнее утро» - призрачно-просветленная музыка рисует туманное морозное утро. Музыка, как всегда у Чайковского, развивается очень естественно, потому она легко воспринимается и запоминается - все эти произведения высокодуховного содержания, раскрывающие перед ребёнком мир прекрасного, нравственного.
В начальных классах дети слушают музыку природы, которая является важнейшим источником эмоциональной окраски слова, ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии. Слушая музыку природы, дети эмоционально готовятся к хоровому пению. С большой любовью ребята поют хором "Колыбельную" В. Моцарта, чешскую народную песню "Сорока", "Детскую песенку" П. Чайковского. У детей появляются любимые произведения. Песня входит в их духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску их мыслям, пробуждает чувство любви к Родине, к красоте окружающего мира. Только песня с ее чарующей мелодией способна донести до сознания и сердца эти картины. Только песня может раскрыть красоту души народа.
Можно привести множество примеров музыкального влияния. Учитель способен поднимать серьёзные темы для обсуждения среди старшеклассников: патриотизм, межнациональная рознь и находить выход из сложившейся ситуации в великих образцах музыкального искусства. Примером мужества и героизма всегда показательной является «Ленинградская симфония» Д.Д. Шостаковича («Симфония №7») и фрагмент из оперы С.С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» - «Зелёная рощица». Поколения, которые не видели войны, с помощью музыки могут прочувствовать в «Симфонии № 7» безжалостную машину войны, которая сметает всё на своём пути, не жалея никого: ни солдата, ни ребёнка. Постепенно нарастающий, угрожающий солдатский марш – лицо врага. Мы можем услышать вой сирены, гул самолётов. Это произведение стало не только достоянием нашей культуры, но и оружием во время войны. А сколько эмоций, воли в песне «Зелёная рощица» - только задумайтесь на миг: как смогла песня вселить силу духа, решимость в Алексея Маресьева не уступить судьбе – заново научиться ходить! Такие образцы музыки учат детей быть сильными духом, воспитывают любовь к искусству, к родной земле. Ребятам необходимо провести границу разных понятий: немецкая культура и фашизм, чтобы не было желающих вступать в ряды таких неформальных организаций! Тогда в классе исчезнет необходимость объяснять: почему мы не называем Л.В Бетховена – фашистом!? Он немецкий композитор, чьё творчество ценно не только для немецкого народа, но и для нас. Любой человек может найти в музыке Бетховена успокоение или, наоборот, набраться сил, поверить в себя. На примере творчества Л.В. Бетховена можно говорить и о борьбе духа, о вере в свои силы, стремлении победить недуг. Урок музыки – это ещё и урок релаксации. Негативные эмоции покидают учащегося, когда есть возможность отвлечения от неудач, возникших на предыдущем уроке, за счёт коллективного пения. Достаточно вспомнить песни В.Я. Шаинского: «Если с другом вышел в путь» - песня о дружбе, «Облака» - песня о красоте природы, «Уголок России» - кладезь воспитания патриотизма. Какая раздольная, широкая мелодия, напоминающая русскую народную песню и замечательные стихи: «Уголок России – отчий дом, Где туманы сини за окном. Где твои немного грустные, И глаза и песни русские!».
Песни для детей современного композитора Л.А. Семеновой, которая называется «Русь», также способна воспитать веру, гордость и любовь к земле, на которой живём. Ведь в этой песне есть замечательные строки о нас, - русских людях: …Живут они просто, отнюдь не богато, Богаты их души, прекрасны сердца!» От слов песни сразу же завязывается беседа: «Что такое богатство души? Какое оно – прекрасное сердце?». Всего лишь красивая мелодия и слова, но какое большое воспитательное значение она может оказать на ребёнка!
Каждый предмет имеет воспитательный потенциал! Важно об этом всегда помнить! «Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего кроме вреда, не приносящая».