Княжева Наталья Анатольевна
Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
В период дошкольного возраста происходит формирование культурно- ценностных ориентаций, духовно- нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, осознание себя в окружающем мире. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально- психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.
Академик Д. С. Лихачачев писал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
В связи с этим в рамках организации дополнительного образования углубленно занимались с детьми старшего дошкольного возраста по данной теме. Дети 5- 7 лет должны быть воспитаны как полноценные граждане своей страны, должны быть полноправными членами общества, в котором живут, должны осознавать, к какой социальной группе они относятся (пол, семья, национальность, государство).
Сущность понятия «гражданственность» состоит в способности убеждено и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу.
Гражданственность формируется в процессе усвоения нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения, т.е. в ходе накопления социально- нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия дошкольной организации, семьи, социального окружения, а также в результате самовоспитания.
Хорошо известно, что процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. А потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданственного воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитания гражданина своей страны.
Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста эффективно осуществляется при создании определенных педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении. Понятие «педагогические условия» является производным от основного понятия «условие» и имеет конкретную интерпретацию применительно к педагогической деятельности. Условия составляют ту среду, в которой рассматриваемое явление возникает, существует и развивается.
Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста дошкольника включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Принципами педагогической деятельности в дошкольной организации по воспитанию гражданственности являются:
Индивидуализация обучения, включающая в себя учет индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
Постоянное стимулирование творческой, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
Системность и последовательность воспитания и обучения, представленная формированием целостного процесса познания социального мира;
Обеспечение психологического комфорта при организации деятельности детей;
Преемственность в организации разнообразных видов деятельности, способствующих целостному восприятию данного цикла.
Воспитание гражданственности у старшего дошкольного возраста возможно при решении комплекса задач:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Воспитание уважения к труду;
Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
Формирование элементарных знаний о правах человека;
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
Развитие чувства ответственности и гордости за достижение страны;
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в образовательной деятельности, в играх, в труде, в режимных моментах- так как воспитывают в ребенке не только гражданственность, но и формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Учет интегративного характера гражданственности позволяет определять содержание нескольких компонентов: патриотизма, гражданские права и обязанности, межнациональная толерантность. Именно этими характеристиками определяются педагогические условия воспитания гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Патриотизм включает в себя: формирование у ребенка общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств. Как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность); приобщение к истокам национальной региональной культуры; формирование духовно- нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; воспитание любви, уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Гражданские права и обязанности могут быть представлены для детей старшего дошкольного возраста в рамках правового воспитания (элементарные знания и представления о Международных документах по защите прав ребенка «Конвенция о правах ребенка»).
Задачи правового воспитания:
Формирование у детей положительного самоощущения;
Развитие у детей положительного отношения к окружающим людям;
Приобщение дошкольников к ценностям сотрудничества с другими людьми;
Развитие коммуникативной компетентности дошкольников и формирование у них социальных навыков;
Формирование правового сознания у детей через ознакомление их с ближайшим окружением;
Дети могут и должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе по своим справедливым «законам», которые «установят» сами.
Межнациональная толерантность, которая является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей, символами. Затем он узнает свои права и обязанности.
Задача педагога- отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события, права и обязанности детей и взрослых- граждан России и т.д.
В воспитании гражданственности у детей дошкольного возраста огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д.
Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Поэтому особенно важно в дошкольной организации поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит ее быт, характер труда и т.д.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого- в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья- ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи- счастье и благополучие народа, общества, государства.
Важной частью работы по воспитанию гражданственности является формирование у детей представлений о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников). Также надо на конкретных примерах познакомить детей с характером российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину). Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры- путешествия- все это помогает решать поставленную задачу.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом имеются ввиду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые имеют характер игры (обряды, праздники, ярмарки).
Разработана и реализована система занятий по воспитанию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации, включающая направления: «Я и моя семья», «Мир взрослых», «Мы живем в городе Северодвинск», «Моя страна- Россия», «Страны мира». Данные направления предусматривали организацию разнообразной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, интереса к событиям, происходящим в стране, потребности в обществоведческих сведениях, стимулирование у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний.
Основные формы работы: индивидуальные и групповые.
Основные методы работы: беседа, посещение городского краеведческого музея, чтение художественной и познавательной литературы, обсуждение ситуаций, праздники, дидактические игры, организация выставок совместного творчества детей и родителей, проектной деятельности.
К работе привлекали родителей дошкольников, что обеспечивало тесный контакт дошкольной организации с семьей дошкольников и позволяло использовать жизненный опыт семьи в процессе воспитания гражданственности.
Задача дошкольной организации, педагогов заключается в обеспечении детям старшего дошкольного возраста успеха в его деятельности, направленной на воспитание себя гражданином своей Родины.
Психологическую сущность этого процесса составляет формирование положительной мотивации у детей старшего дошкольного возраста, при которой потребность быть полезной обществу, народу, Отечеству является нравственным стержнем личности.
Таким образом, воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста является воспитание человека- гражданина.
Данилина Г.Н. Дошкольнику- об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы. - 3-е изд.. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Ривина Е. К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: Методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов.- М.: АРКТИ, 2003.