ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ:
ОСНОВА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Панчук Александр Мефодиевич
Заместитель директора
Учитель истории и обществознания
МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»
«Педагогический энциклопедический словарь» дает такое
толкование понятия «Гражданское воспитание»: формирование
гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего
человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически
дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся
нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои
обязанности по отношению к своему государству и уважительно
относиться к другим гражданам.
Во многих современных научных работах упоминается проблема
воспитания патриотизма и гражданской ответственности у обучающихся.
Это работы Н.В.Логиновой, Ш. С. Гаджимагомедовой, Г.Я. Гревцевой,
Н.В. Ипполитовой, Т.И.Горной и Л.А.Дорошук. каждый из исследователей
обращает внимание на серьезные недоработки, присутствующие в этой
области воспитания. В первую очередь это касается сложностей в
формировании личности, которая чувствует себя комфортно в
гражданском обществе. Только такой человек может успешно принимать
участие в формировании экономически и социально стабильного
государства. Вследствие этого, выделяется также проблема отсутствия
духовных и нравственных норм.
Актуальность данного исследования заключается в категорично
новых целях и задачах процесса воспитания обучающихся, поставленных
современным обществом. Одной из главных среди них, является проблема
гражданско-патриотического воспитания школьника. Вследствие
недостаточной изученности, данное направление страдает отсутствием
теоретических основ, и приводит к необходимости изучения средств
приобретения практических навыков.
Целью работы является поиск теоретических обоснований,
разработка и апробация модели воспитательной работы в гражданско-
патриотической сфере, как основы деятельности классного руководителя.
Некоторые исследователи считают, что гражданское воспитание
неизбежно должно включать политическое. Без него невозможно понять
ни устройства власти, ни партийный подход к организации выборов власти
[1, с. 54]. Но есть и другое мнение. А. В. Клюев говорит о «политической
социализации» личности как процессе освоения политической культуры.
«Политическая социализация отражает процесс приобретения социальных
статусов и ролей, а также усвоение индивидом политических норм,
ценностей, действующих в данном обществе» [2, с. 57]. Значит,
политическая сознательность должна наступать позже гражданской и
патриотической.
Следует учитывать, что школа не является политизированной
организацией, поэтому гражданское воспитание будет более
приоритетным, нежели политическое. Для обучающихся любых возрастов
это, в первую очередь, патриотические чувства и выражение любви к своей
малой Родине. Роль классного руководителя – направить ориентацию
личности в правильное русло, чтобы к окончанию школы обучающийся
мог выбрать правильный путь саморазвития и самовоспитания.
В течение многих лет проверялись различные формы и методы
работы с обучающимися. Самыми эффективными оказались беседы с
сотрудниками полиции, МЧС, военнослужащими и т.д. Живое общение и
наглядность практически вполовину повышает интерес в освоении тем
патриотической и гражданской тематики.
В работе любого классного руководителя одним из главных
направлений считается гражданское воспитание. Для достижения высоких
результатов в этой области необходимо пользоваться нестандартными
формами и методами работы. На практике доказано, что наиболее
эффективными будут посещения музеев и памятных мест родного города.
Если такой возможности нет, то на помощь придут классные экскурсии
любого вида (литературные, виртуальные и т.д.), составленные
совместными усилиями. Если же обучающийся покидает стены учебного
заведения и полностью погружается в красоту города, то его сознание
расширяется и появляется возможность формирования направлений
дальнейшей деятельности. Посещение театров и парков дает возможность
окунуться в культурную сферу жизни дончан, а также рассказать о реалиях
современной жизни. К примеру, посещение Парка Кованных фигур, где
уже давно имеется фигура, созданная из снарядов нашего времени.
Воспитывается любовь и стремление к красоте, а не разрушениям.
Не менее важным является и теоретический аспект воспитательной
работы. В первую очередь это классные часы и внеклассные мероприятия:
«Урок мужества», посвященный 23 февраля; «Единый день
государственности», приуроченный ко Дню Республики;
«Международный день памяти», проводимый в честь Дня Победы и
другие. Главное, чтобы материал, подобранный классным руководителям,
был интересным и, по возможности, непосредственно касался территории
их проживания или вмещал реальные вырезки из старых газет, к примеру.
Выполненная работа по воспитанию патриотизма и
гражданственности, а также духовных и нравственных качеств личности,
была успешно апробирована в 2017-2018 учебном году. Были получены
хорошие результаты и найдены пробелы, которые были устранены к
началу нового учебного года. Классный руководитель работает в
комплексе с представителями различных организаций и учителями-
предметниками, что существенно повышает процесс успешности
воспитательной работы. Обучающиеся становятся более активными,
самостоятельно создают планы и маршруты экскурсий, готовят доклады о
партизанском движении времен ВОВ на территории их поселка, находят
истории ровесников, которые стали героями во время защиты Родины.
Проявляют больше интереса и стремления узнать о современной ситуации
в Республике, ее экономическом и социальном развитии. На данный
момент ведется работа над расширением форм и методов работы классного
руководителя для воспитания гражданина и патриота в лице современного
школьника.
Список литературы
1. Логинова Н.В.Гражданское воспитание как объект педагогического исследования /
Н.В. Логинова // Человек и образование. – 2009. – №1 (18). – С. 53-57.
2. Клюев А. В. Динамика политической социализации личности / А.В. Клюев //
Образование ХХI века: проблемы, прогнозы, модели, проекты: материалы
международной науч.‐практ. конф. – СПб.: Изд‐во ЛОИРО, 1998. – С.56‐58.
3. Гаджимагомедова Ш.С. К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании
старшеклассников / Ш.С. Гаджимагомедова // Сибирский педагогический журнал. –
2008. –№ 3. – С. 345 – 352.
4. Гревцева Г.Я., Ипполитова Н.В. Воспитание гражданственности и патриотизма
молодежи: исторический аспект // Вестник Челябинского государственного
педагогического университет. – 2015. – №6. – С. 27-32.