СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание патриотизма и гражданственности: основа работы классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание патриотизма и гражданственности: основа работы классного руководителя»

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ:

ОСНОВА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ


Панчук Александр Мефодиевич

Заместитель директора

Учитель истории и обществознания

МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»


«Педагогический энциклопедический словарь» дает такое

толкование понятия «Гражданское воспитание»: формирование

гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего

человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически

дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся

нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои

обязанности по отношению к своему государству и уважительно

относиться к другим гражданам.

Во многих современных научных работах упоминается проблема

воспитания патриотизма и гражданской ответственности у обучающихся.

Это работы Н.В.Логиновой, Ш. С. Гаджимагомедовой, Г.Я. Гревцевой,

Н.В. Ипполитовой, Т.И.Горной и Л.А.Дорошук. каждый из исследователей

обращает внимание на серьезные недоработки, присутствующие в этой

области воспитания. В первую очередь это касается сложностей в

формировании личности, которая чувствует себя комфортно в

гражданском обществе. Только такой человек может успешно принимать

участие в формировании экономически и социально стабильного

государства. Вследствие этого, выделяется также проблема отсутствия

духовных и нравственных норм.

Актуальность данного исследования заключается в категорично

новых целях и задачах процесса воспитания обучающихся, поставленных

современным обществом. Одной из главных среди них, является проблема

гражданско-патриотического воспитания школьника. Вследствие

недостаточной изученности, данное направление страдает отсутствием

теоретических основ, и приводит к необходимости изучения средств

приобретения практических навыков.

Целью работы является поиск теоретических обоснований,

разработка и апробация модели воспитательной работы в гражданско-

патриотической сфере, как основы деятельности классного руководителя.

Некоторые исследователи считают, что гражданское воспитание

неизбежно должно включать политическое. Без него невозможно понять

ни устройства власти, ни партийный подход к организации выборов власти

[1, с. 54]. Но есть и другое мнение. А. В. Клюев говорит о «политической

социализации» личности как процессе освоения политической культуры.

«Политическая социализация отражает процесс приобретения социальных

статусов и ролей, а также усвоение индивидом политических норм,

ценностей, действующих в данном обществе» [2, с. 57]. Значит,

политическая сознательность должна наступать позже гражданской и

патриотической.

Следует учитывать, что школа не является политизированной

организацией, поэтому гражданское воспитание будет более

приоритетным, нежели политическое. Для обучающихся любых возрастов

это, в первую очередь, патриотические чувства и выражение любви к своей

малой Родине. Роль классного руководителя – направить ориентацию

личности в правильное русло, чтобы к окончанию школы обучающийся

мог выбрать правильный путь саморазвития и самовоспитания.

В течение многих лет проверялись различные формы и методы

работы с обучающимися. Самыми эффективными оказались беседы с

сотрудниками полиции, МЧС, военнослужащими и т.д. Живое общение и

наглядность практически вполовину повышает интерес в освоении тем

патриотической и гражданской тематики.

В работе любого классного руководителя одним из главных

направлений считается гражданское воспитание. Для достижения высоких

результатов в этой области необходимо пользоваться нестандартными

формами и методами работы. На практике доказано, что наиболее

эффективными будут посещения музеев и памятных мест родного города.

Если такой возможности нет, то на помощь придут классные экскурсии

любого вида (литературные, виртуальные и т.д.), составленные

совместными усилиями. Если же обучающийся покидает стены учебного

заведения и полностью погружается в красоту города, то его сознание

расширяется и появляется возможность формирования направлений

дальнейшей деятельности. Посещение театров и парков дает возможность

окунуться в культурную сферу жизни дончан, а также рассказать о реалиях

современной жизни. К примеру, посещение Парка Кованных фигур, где

уже давно имеется фигура, созданная из снарядов нашего времени.

Воспитывается любовь и стремление к красоте, а не разрушениям.

Не менее важным является и теоретический аспект воспитательной

работы. В первую очередь это классные часы и внеклассные мероприятия:

«Урок мужества», посвященный 23 февраля; «Единый день

государственности», приуроченный ко Дню Республики;

«Международный день памяти», проводимый в честь Дня Победы и

другие. Главное, чтобы материал, подобранный классным руководителям,

был интересным и, по возможности, непосредственно касался территории

их проживания или вмещал реальные вырезки из старых газет, к примеру.

Выполненная работа по воспитанию патриотизма и

гражданственности, а также духовных и нравственных качеств личности,

была успешно апробирована в 2017-2018 учебном году. Были получены

хорошие результаты и найдены пробелы, которые были устранены к

началу нового учебного года. Классный руководитель работает в

комплексе с представителями различных организаций и учителями-

предметниками, что существенно повышает процесс успешности

воспитательной работы. Обучающиеся становятся более активными,

самостоятельно создают планы и маршруты экскурсий, готовят доклады о

партизанском движении времен ВОВ на территории их поселка, находят

истории ровесников, которые стали героями во время защиты Родины.

Проявляют больше интереса и стремления узнать о современной ситуации

в Республике, ее экономическом и социальном развитии. На данный

момент ведется работа над расширением форм и методов работы классного

руководителя для воспитания гражданина и патриота в лице современного

школьника.


Список литературы

1. Логинова Н.В.Гражданское воспитание как объект педагогического исследования /

Н.В. Логинова // Человек и образование. – 2009. – №1 (18). – С. 53-57.

2. Клюев А. В. Динамика политической социализации личности / А.В. Клюев //

Образование ХХI века: проблемы, прогнозы, модели, проекты: материалы

международной науч.‐практ. конф. – СПб.: Изд‐во ЛОИРО, 1998. – С.56‐58.

3. Гаджимагомедова Ш.С. К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании

старшеклассников / Ш.С. Гаджимагомедова // Сибирский педагогический журнал. –

2008. –№ 3. – С. 345 – 352.

4. Гревцева Г.Я., Ипполитова Н.В. Воспитание гражданственности и патриотизма

молодежи: исторический аспект // Вестник Челябинского государственного

педагогического университет. – 2015. – №6. – С. 27-32.