«Воспитание познавательных интересов и потребностей детей дошкольного возраста, как предпосылки формирования учебной деятельности»
Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» определяет дошкольную образовательную организацию первой ступенью системы образования в целом.
Система образования сегодня ориентирована на воспитание и развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения.
Если между ступенями образования (между ДО и НО) нет плавного перехода, то такого развития личности будет добиться непросто.
Принятие и утверждение ФГОС ДО и ФГОС НОО создали нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: дошкольное образовательное учреждение — начальная школа.
Целевые ориентиры дошкольного образования предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного учреждения.
Термин «предпосылки» в данном случае определяется как «предварительное условие чего-либо»
Термин «учебная деятельность» означает овладение системой теоретических знаний и общими способами решения конкретно-практических задач (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Наши воспитанники живут и развиваются здесь и сейчас, поэтому наша задача – помочь им прожить значимый возрастной период становления базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира и мотивированными перейти на следующий уровень образования (школьное обучение).
Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе.
Готовность к школе – это определенный уровень социальных навыков, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития.
Школьная готовность складывается из нескольких показателей:
физическая,
специальная (педагогическая), и
психологическая .
Важно отметить, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.
Чтобы осуществить эту задачу, необходимо четко определить какие предпосылки учебной деятельности должны быть сформированы у детей к концу дошкольного возраста, каковы условия их развития.
Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы:
Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.)
Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки)
Итак, первой предпосылкой формирования учебной деятельности является воспитание познавательных интересов и потребностей.
Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются важными мотивами человеческой деятельности, положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способности. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил.
Психологи утверждают, что источником познавательного интереса является жизнь, окружение ребенка.
Однако в окружающем мире далеко не всё и не в равной мере привлекает ребенка, не всё он стремится исследовать, понять, познать. Познавательная направленность ребенка носит избирательный характер.
Условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.
1. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
2. Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку. Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.
3. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными. Слишком легкий либо слишком трудный материал не вызывает интереса.
4. Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность, а учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.
Таким образом, для развития личности ребенка обучение и воспитание должно «разбудить» в нём познавательную потребность, которая является источником познавательной активности и основой развития познавательного интереса.
Каковы же этапы формирования познавательного интереса?
В исследованиях Г. И. Щукиной выделены три вида познавательного интереса, которые представляют последовательные фазы его развития:
Ситуативный, эпизодический интерес. Являясь относительно неустойчивым и неглубоким, ситуативный интерес способствует становлению познавательного интереса.
Устойчивый, активный интерес, проявляющийся в эмоционально-познавательном отношении к предметам, объектам или какому-либо виду деятельности.
Личностный интерес, являющийся отражением направленности личности.
Во ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.
ФГОС трактует понятие «познавательное развитие» как образовательную область. Выделяет 5 образовательных областей, которые реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО
игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры);
познавательно -исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
восприятие художественной литературы и фольклора;
коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
самообслуживание и элементы бытового труда (в помещении и на улице);
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
двигательная деятельность;
музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
Игровая детская деятельность
Игровая деятельность является приоритетной в ДОУ. Именно в игровой деятельности развивается произвольность психических процессов и возникают новообразования. Игра подводит дошкольников к порогу учебной деятельности, в игровой деятельности закладываются предпосылки к учебной деятельности
Игровой вид детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.
Игра с правилами - источник формирования предпосылок к учебной деятельности, так как в игре с правилами есть все, что характеризует учебную деятельность: мотив, понимание задачи, планирование общих действий, контроль, оценка.
Но главное отличие игры с правилами от других видов детских игр заключается в появлении произвольного поведения, умении управлять своими желаниями, подчиняя их правилам игры. В играх с правилом ребенок учится добровольно подчиняться и принимать внешние нормы, не испытывая внутреннего дискомфорта и принуждения.
Игры наиболее эффективно развивают познавательный интерес у дошкольников, активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят значения и выявляют результаты, узнают интересные факты. Игра расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.
Познавательно-исследовательской деятельности в развитии познавательного интереса дошкольников
Любой ребенок, вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольники получают возможность впрямую удовлетворить присущую им любознательность (почему, зачем, как устроен мир?), практикуются в установлении причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет им не только расширять, но и удовлетворять свои представления о мире.
Данный вид деятельности является эффективным средством обучения дошкольников, так как активизирует познавательные процессы ребенка, обогащает практический опыт, учит учиться на собственных ошибках.
Восприятие художественной литературы и фольклора
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она развивает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов.
Формирование познавательных интересов в процессе восприятия художественной литературы и фольклора включают в себя как традиционные, так и инновационные методы и приемы.
К традиционным методам относятся: чтение и рассказывание произведений литературы на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, на прогулке и др.).
К инновационным методам работы с художественной литературой можно отнести следующие:
интегрированные занятия, объединяющие содержание разных образовательных модулей (например, «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» и др.),
театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;
обсуждение иллюстраций известных художников на тему сказок,
«сочинение» сказки. Предлагается детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию;
«салат из сказок». Предлагается детям свести в новой сказке героев различных произведений. Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу;
проектная деятельность (например, игровой проект «Играем в сказку»);
занятия с использованием мультимедийных средств;
занятия – экскурсии (например «Золотая осень в стихах А. С. Пушкина») и др.
Взаимосвязь традиционных и инновационных методов и приемов делают процесс ознакомления дошкольников с художественными произведениями более эффективным.
Для развития познавательного интереса в группе немаловажное значение имеет создание развивающей предметно-пространственной среды, которая включает «Книжный уголок», в которой подобраны альбомы с портретами писателей, иллюстрациями и сериями сюжетных картинок к книгам, красочные издания различных жанров – стихи, рассказы, сказки, фольклор, загадки и другие. Кроме того, имеются аудиокниги, которые можно прослушивать. В книжной мастерской можно самому ребенку изготавливать мини-книжки с иллюстрациями и брать их домой для семейного чтения.
Художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Роль художественной литературы и фольклора в развитии познавательных интересов детей действительна велика. И во многом, как от родителей, так и воспитателей зависит, станет ли ребенок испытывать радость от общения с книгой, чтобы это общение стало потребностью, тогда книга будет способствовать развитию и воспитанию ребенка.
Изобразительная детская деятельность
Изобразительная деятельность является составной частью культуры человека, это его живая потребность, т.к. занимаясь искусством, человек не только овладевает практическими навыками, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, а также развивает свои психические процессы.
Изобразительная деятельность развивает умение наблюдать, анализировать, развивает творческие способности, художественный вкус, воображение, эстетические чувства (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности, развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии
Рисование, лепка, аппликация являются специфическим средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге, эти образы складываются в сознании ребенка в процессе чувственного познания – восприятия.
Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы), а, следовательно, запас знаний о вариативном использовании материалов расширяется и это помогает детям в их деятельности. К примеру, взять обычный листок бумаги. Рисовать карандашом лучше на гладкой бумаге, а красками на шероховатой. Сложить лодку легче из мягкой бумаги, хорошо поддающейся сгибанию, чем на плотном картоне.
Таким образом, изобразительная деятельность, выступая как форма художественного познания мира, представляет большие возможности для развития познавательных интересов дошкольников.
Мы рассмотрели значение лишь некоторых видов детской деятельности для развития познавательных интересов дошкольников.
В организации различных видов деятельности детей необходимо ориентироваться на возрастные возможности детей и особенности их развития.
Организация различных видов деятельности для поддержания интереса детей возможно, как в режимных моментах, так и в непосредственно образовательной деятельности.
Однако не следует забывать, что поддержание познавательного интереса и развитие познавательных действий возможно только при условии большой самостоятельности детей и соблюдения психологопедагогических условий поддержания познавательной активности детей:
опора на природную детскую любознательность;
поощрение самостоятельности и познавательной инициативы ребенка, проявляющееся в одобрении, вопросах, рассуждениях;
уважительное к ним отношение;
опора на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;
организация развивающей среды, стимулирующей познавательную активность детей;
обогащение предметно-пространственной среды.
Требования к построению предметно-пространственной развивающей среды прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Важной составляющей в развитии познавательных интересов детей является взаимодействие педагогов ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников.
Педагогический коллектив нашего детского сада системно ведет работу по педагогическому просвещению родителей (законных представителей) для вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.
В связи с этим разработан проект «Окно в детство», который занял второе место в республиканском конкурсе проектов по родительскому просвещению.
Заключение
Таким образом, развитие познавательного интереса ребёнка происходит в процессе воспитания и обучения – в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Вокруг ребёнка создаётся специальная предметно – развивающая среда, в которой он живёт и учится самостоятельно.
В различных видах деятельности дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, на собственном опыте приобретает знания.
Активное участие ребенка-дошкольника в различных видах деятельности – это условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на развитие его познавательных интересов.