Воспитание сплоченного детского коллектива и развитие самостоятельности
Основным структурным элементом в школе является класс. В классах осуществляется забота о социальном благополучии обучающихся , решаются проблемы досуга детей , первичного сплочения коллективов , формируется эмоциональная атмосфера . Поэтому роль классного руководителя очень важна . В рамках своей деятельности классный руководитель осуществляет комплексный подход к воспитательной работе с учащимися . К важнейшим функциям классного руководителя относятся :
- становление классного коллектива
- формирование гармонично – развитой личности
Классный коллектив – это большая воспитательная сила , т.к. он способен удовлетворять духовные потребности подростков в общении , самоутверждении , самовыражении. Коллектив дает возможность каждому школьнику приобрести опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные способности.
Успех в работе классного руководителя во многом зависит от его плановости и систематичности . Деятельность классного руководителя представляет собой часть общего процесса воспитания . Поэтому важно согласовывать ее со всеми другими звеньями школьной работы. Организационно – педагогическая работа классного руководителя включает в себя постоянное изучение учащихся, мероприятия по организации и формированию классного коллектива .
Работа классного руководителя не ограничивается рамками школы . Он поддерживает тесную связь с семьей . Классный руководитель доходит до каждого ученика, информирует родителей об учебной работе , привлекает их к проведению различных мероприятий в классе. Все это способствует становлению классного коллектива. Управляя ученическим коллективом класса, классный руководитель представляет интересы учащихся своего класса. Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний , фактов , теорий , а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Учение в котором , заинтересован ученик , где есть не просто накопление фактов , а изменение ученика, его поведения , его « Я –концепции». Можно выделить следующие закономерности воспитания :
- воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей .
- любая воспитательная задача решается через активные действия ; физическое развитие – через физические упражнения
- нравственное – через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное – через мыслительную активность , решения интеллектуальных задач
- содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка Опережая актуальные потребности , классный руководитель рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка . то процесс воспитания затрудняется и нарушается соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий классного руководителя в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности классного руководителя превышает активность ребенка , затем активность ребенка возрастает , и на заключительном этапе ребенок делает все сам под контролем классного руководителя.
Работая над становлением классного коллектива классный руководитель осуществляет повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся , проводит индивидуальные и групповые диагностические беседы, посещает учащихся на дому . Все это помогает делать обобщающие выводы по вопросам отношения учащихся к учебной деятельности , выявлять черты характера , культуру поведения, отношения с одноклассниками и т.д.
Непосредственное общение с детьми , духовно – ценностное влияние на них требует от классного руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям и состоянием детей , формированию их идеалов , взглядов , убеждений , личностных качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда когда педагоги стремятся перевести внешние социально ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения. Воспитательный эффект велик , когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития , перерастает в самовоспитание , а ребенок из объекта воспитания превращается в его субъект.
Механизмом такого превращения является осмысление детьми процесса собственной жизнедеятельности , осознание ее целей , требований , перспектив. Классный руководитель , анализирующий вместе с учащимися общественную жизнь , процесс их становления , как личностей , формирования их мировоззрения , творческих способностей , предстает перед ними в качестве мыслителя , помогающего активно участвовать в становлении собственной личности.
Личность – это человек в его социальных связях и взаимных отношениях , формирование личности протекает , как движение , вызываемое причинами проходящее свои этапы . Это движение длительное. В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться правила : « Недостаток ребенка – это такое достоинство , которому мы не нашли применения» А , значит , нет у детей недостатков , с которыми нужно бороться , тратя нервы детей и свои собственные . Большую роль для ребенка играет психологическая поддержка Для ребенка важно услышать от педагога высказывания типа: « Я тобой горжусь» , « я рада , что ты попытался это сделать» и т.п. Поэтому сегодня для меня , как классного руководителя , одним из приоритетных направлений в работе является задача создания единой системы воспитания гармонично – развитой личности ребенка.
Формируя классный коллектив использую следующие направления в воспитательной работе:
Традиционные дела;
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание
Здоровье;
Учение;
Профилактика правонарушений и безнадзорности среди обучающихся;
Экология.
Для достижения этих целей определяю воспитательные задачи:
сформировать навыки культурного поведение в школе, дома, на улице, в общественных местах;
создать условия для возможности самовыражения каждого члена коллектива, возможности комфортно чувствовать себя в коллективе;
привить интерес к здоровому образу жизни, соблюдению гигиенических правил;
воспитать уважительное отношение к своему Отечеству;
создать условия для увеличения степени вовлеченности в воспитательный процесс родителей за счет совместных мероприятий;
создать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем.
В работе с классным коллективом использую следующие методы , приемы, формы работы: лекция , объяснение , беседа , диспут , пример . поощрение.
Очень важной считаю индивидуальную работу с учащимися : психологическая диагностика,
индивидуальные беседы, вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.
Важное место отвожу регулярным контактам с учителями предметниками , провожу индивидуальные беседы с учащимися . их родителями .
Особое место в деятельности классного руководителя занимают классные часы. Классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников , в ходе которого поднимаются важные моральные , нравственные и этические проблемы .
В течение учебного года ученики посетили следующие классные часы: «Моя будущая профессия», «Здравствуй, осень золотая», «Хлеб всему голова», «Я и моя Родина», «Я+ ты+ мы», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Режим дня и здоровье», «Здоровье в саду и на грядке», «Если хочешь быть здоров, закаляйся!», «Чистый дом-залог здоровья», «Расти здоровым», «Развивай свою память», «Самое главное чудо на свете», «Наши руки не для скуки», «Обо всём на свете», «Правила поведения в школе и на улице», «Безопасная дорога», «Путешествие в страну дорожного движения», «Как научиться жить без ссор?»,
«Пожарным можешь ты не быть», «Земля- наш общий дом», «Зелёная аптека», «Экологический калейдоскоп», «Синичкин день», День земли.
Учащиеся класса принимали участие в школьных конкурсах рисунков «Мама-главное слово», «День народного единства». Изготовляли поделки для общешкольной выставки урожая. Также воспитанники учились жить в коллективе дружно, весело, интересно. Готовили номера художественной самодеятельности для общешкольных праздников , возрастных мероприятий «Именины у рябины», «Масленица», «Прощание с начальной школой», «День Матери», «День Победы», и т.д..
В воспитании своих детей немаловажную роль играют и родители. Между родителями и классным руководителем сложились доброжелательные отношения. Родители во всех делах поддерживают классного руководителя, они откликаются на просьбы, принимают участие в работе родительского комитета, помогают в поддержании и развитии материально-технической базы класса . В течение года с ними проводились индивидуальные беседы и родительские собрания на следующую тематику: «Садимся за уроки», «Домашние задания. Как научить ребенка стать самостоятельным?», «Хочу», «могу», «надо» в воспитании второклассников», «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка».
Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся . Он организует и направляет воспитательный процесс в классе , объединяет воспитательные усилия учителя , родителей , общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе. В деятельности классного руководителя органично сочетаются воспитательные и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей , о коллективизме , трудолюбии , о повышении качества знаний , укрепления дисциплины и порядка в классе.
Основное в деятельности классного руководителя – воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно , в центре внимания стоят вопросы учебной работы , повышения уровня знаний . Но к их решению он подходит прежде всего как воспитатель.
В условиях современного мира классный руководитель должен быть на шаг впереди тех кого он воспитывает . Ему необходимо быть интересной личностью , глубоко владеть знаниями , увлекаться театром , живописью , литературой , разбираться в моде , владеть информацией из сети интернет и быть просто культурным человеком .