Просмотр содержимого документа
«"Воспитание ценностного отношения ребёнка к труду".»
Воспитание ценностного отношения ребенка к труду. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. Ушинский «Труд облагораживает человека» В.Г. Белинский «Истинное сокровище для людей – умение трудиться» Эзоп «Неусыпный труд все препятствия преодолевает» М.В.Ломоносов Труд на протяжении многих веков является основой жизни и культуры, главным условием физического и нравственного развития человека. К сожалению, не каждому даются от природы трудолюбие, самостоятельность и умение трудиться в коллективе. Трудовое воспитание является неотъемлемой частью семейного воспитания. О значении приобщения ребенка к труду сказано немало. Самое главное - труд воздействует на становление личности. Прогрессивные мыслители, педагоги и общественные деятели подчеркивали, что вне труда невозможно сформировать основополагающие качества личности. Разные исследователи отмечали, что подготовка подрастающего поколения к труду - естественная часть общего образования, неотрывно связанная с его содержанием. В традиционном обществе ребенок с ранних лет был естественно вовлечен в трудовую жизнь семьи. В современном информационном обществе иные реалии: период детства затягивается, а начало трудовой деятельности, особенно в городах, откладывается. Общество столкнулось с такими проблемами, как недостаточная самостоятельность подрастающего поколения, сложности с профориентацией, отсутствие готовности к длительному напряженному труду, стремление к красивой «киношной» жизни, низкий уровень ответственности. При этом тенденции развития общества и современных технологий требуют воспитания человека образованного, активного, способного нестандартно мыслить, готового к грамотному преобразованию мира и самого себя. Справляется ли сегодня семья с функцией первоначального трудового воспитания? Каковы особенности трудового воспитания ребенка дошкольного возраста в современной семье? Родители убеждены в значимости трудового воспитания ребенка, поскольку в дальнейшем его ждет трудовая деятельность и в семье, и в профессиональной сфере. Некоторые родители считают, желание ребенка трудиться определяется наследственностью. Трудовому воспитанию в современных семьях не отводится ключевая роль. Теоретически родители считают этот процесс важным, но сконцентрированы скорее на подготовке ребенка к школе. При этом не осознается тот факт, что трудовое воспитание может выступать эффективной частью подготовки ребенка к школе. Основными формами трудового воспитания в семье являются трудовые поручения, труд детей не систематичен, родители не концентрируют их внимание на труде взрослых, недостаточно вовлекают в него. Содержание трудового воспитания сужено, зачастую ограничивается самообслуживанием. Тогда как в семье существуют объективные возможности для расширения содержания трудового воспитания по сравнению с трудовым воспитанием в ДОУ. Основным педагогическим условием трудового воспитания в современной семье, по мнению специалистов, является систематическая трудовая деятельность детей дома, которая призвана способствовать развитию в ребенке таких личностных качеств, как ответственность, опрятность, уважение к труду, которые разовьются в трудовое сознание» которая будут содействовать появлению трудолюбия, формированию умений и навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности. Влияние семьи на трудовое воспитание ребенка заключается в выработке трудолюбия, доброго отношения к труду, постоянной демонстрации примеров достойного труда. Таким образом, можно выделить основные шаги трудового воспитания детей в семье: 1. приобщение к труду за счет увеличения объема самообслуживания; 2. постепенный переход от самообслуживания к труду для других членов семьи; 3. расширение круга обязанностей, их усложнение; 4. тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений; 5. организация домашнего обучения выполнению трудовых операций; 6. формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной работы; 7. учет индивидуальных особенностей ребенка при распределении трудовых поручений; 8. регулярные поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы. Путем выполнения этих простых действий можно сформировать у ребенка устойчивое желание трудиться и заложить основы глубоких нравственных качеств. Однако для этого родителям важно понимать, как значение и особенности трудового воспитания детей в семье, так и специфику формирования у них трудовых умений, формы и методы приобщения к труду