СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание творческой личности и патриота в детской школе искусств

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

     В современном мире важно формировать творчески активную личность, способную к преобразованию мира. Общеизвестно, что главным средством формирования личности является искусство, т.к. оно универсально по своему воздействию на внутренний мир человека. Особое место в системе искусств занимает музыка.      В современном мире важно формировать творчески активную личность, способную к преобразованию мира. Общеизвестно, что главным средством формирования личности является искусство, т.к. оно универсально по своему воздействию на внутренний мир человека. Особое место в системе искусств занимает музыка.      В современном мире важно формировать творчески активную личность, способную к преобразованию мира. Общеизвестно, что главным средством формирования личности является искусство, т.к. оно универсально по своему воздействию на внутренний мир человека. Особое место в системе искусств занимает музыка.      В современном мире важно формировать творчески активную личность, способную к преобразованию мира. Общеизвестно, что главным средством формирования личности является искусство, т.к. оно универсально по своему воздействию на внутренний мир человека. Особое место в системе искусств занимает музыка.      В современном мире важно формировать творчески активную личность, способную к преобразованию мира. Общеизвестно, что главным средством формирования личности является искусство, т.к. оно универсально по своему воздействию на внутренний мир человека. Особое место в системе искусств занимает музыка.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание творческой личности и патриота в детской школе искусств»

Воспитание творческой личности и патриота

в детской школе искусств

Доклад преподавателя ДШИ №8 г. Ульяновска

Г.В.Казюхановой



«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»

Дмитрий Сергеевич Лихачёв


В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, в политике. Отошли в прошлое известные праздники и появились новые. В средствах массовой информации распространяются идеи вседозволенности, проповедуется культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, истории, познания отечественной культуры.. Всё это свидетельствует о падении нравственности нашего общества, о падении интереса и уважения к прошлому России у подрастающего поколения. Тема патриотизма является весьма актуальной, так как она касается каждого гражданина. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране и родному народу, к состоянию и сохранению отечественной культуры, природных богатств. От уровня преданности стране зависит вклад конкретной личности в науку, искусство, безопасность и еще множество областей социальной жизни человека. Для настоящего патриота необходимо приносить пользу родной стране, неважно на каком поприще.

В современном мире важно формировать творчески активную личность, способную к преобразованию мира. Общеизвестно, что главным средством формирования личности является искусство, т.к. оно универсально по своему воздействию на внутренний мир человека. Особое место в системе искусств занимает музыка. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного, патриотического, умственного воспитания человека: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

Пласт патриотического воспитания в общеобразовательных школах разработан достаточно полно и объемно. Но в детских школах искусств патриотическое воспитание достаточно редко выделяется в отдельное направление работы. На мой взгляд, вся деятельность школы искусств (учебная и внеклассная) направлена на воспитание творческой личности, способной справляться с задачами созидания. Искусство обогащает человека, совершенствует его мышление, он становится более наблюдательным и чутким, оснащенным столь необходимыми сегодня навыками общения. Детским школам искусств по плечу задача воспитания человека высоконравственного, инициативного, творческого, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.

С гордости за свою малую Родину, за достижения ее земляков и ее красоту, и начинается воспитание патриотизма в подрастающем поколении. Еще одна сторона этого воспитания - стремление сберечь природные богатства родной страны. Разумеется, ученики моего класса поют песни военных лет, исполняют лучшие образцы советской классики. Мы проводим концерты в Областном госпитале ветеранов войн в рамках проекта «Поклон ветеранам», участвуем в акциях «Ночь музеев», поём в 1000-м хоре… Личное участие, которое вызывает сопричастность детей к великим страницам истории своей страны, является мощным воспитательным средством в духе патриотизма.

Сегодня я остановлюсь на нашем участии в Ивашевском фестивале. Областной фестиваль «Праздник в усадьбе Ивашевых» впервые состоялся в Ундорах, в Ивашевском парке, на месте усадьбы, в 1974 году. Как видим, праздник имеет давнюю традицию и в августе 2019 г. проводился 45-й раз. Меня с учениками пригласили принять в нем участие 6 лет назад с исполнением произведений русской классики. Одна из страниц праздника - разыгранная учащимися местной школы искусств сценка из жизни дворянской семьи. Вот там и звучит бытовое музицирование. На протяжении 6 лет мы принимаем участие в фестивале ежегодно.

Меня давно, со времени выхода на экраны фильма «Звезда пленительного счастья», не оставляет равнодушной судьба декабристов. Участие в празднике в Ундорах дает возможность прикоснуться душой к месту, где когда-то жила семья выдающегося нашего земляка.

2 октября 2018 года исполнился 221 год со дня рождения декабриста Василия Петровича Ивашева. Его жизни была тесно связана с Симбирской губернией. Родился он в селе Ундоры, где в родительской усадьбе получил домашнее образование и жил вплоть до поступления в 1812 году в Пажеский корпус.

Казалось, сыну заслуженного генерала, сподвижнику Суворова, герою русско-турецких войн, была уготована блестящая судьба. 5-летнюю программу пажеского корпуса он освоил всего за 2 года, прекрасно владел несколькими музыкальными инструментами, писал замечательные акварели. В июне 1819 года он, уже ротмистр лейб-гвардии Кавалергардского полка, был назначен адъютантом главнокомандующего второй Южной армии генерала Витгенштейна. Именно здесь он познакомился с Павлом Пестелем и Николаем Басаргиным и вскоре стал одним из активных членов тайного общества «Союз Благоденствия».

В восстании 14 декабря 1825 года Василий Ивашев участия не принимал, да и узнал о нём уже после того, как всё было кончено. Он в это время находился в Ундорах, в обществе родителей и влюбленной в него дочери гувернантки – Камиллы Ледантю. Конечно, о браке молодого русского аристократа с француженкой-протестанткой не могло быть и речи, но судьба распорядилась по-своему…

23 января 1826 года Василия Петровича арестовали по обвинению в участии в заговоре и отправили в каземат Петропавловской крепости. Затем последовали суд и приговор, означающий лишение чинов, орденов, дворянства, имущества, 20 лет каторжных работ и вечное поселение в сибири. Правда, император Николай I по случаю своей коронации 5 лет со срока каторги скостил.

По воспоминаниям товарищей по несчастью, уже находясь в Читинском остроге, Ивашев не мог примириться со своим положением и был готов «сделать большую глупость, которая может стоить ему жизни». Побег действительно означал бы верную смерть, и товарищи с большим трудом уговорили его «отложить свое намерение на одну только неделю с целью всё хладнокровно обдумать». И эта отсрочка стала спасительной, поскольку вскоре он получил письмо от матери, к которому было приложено послание гувернантки Мари-Сесиль Ледантю, где говорилось о бескорыстной любви её дочери Камиллы и о том, что та готова отправиться в Сибирь и выйти замуж за каторжника.

Последовавший вскоре приезд Камиллы стал спасением для впавшего в депрессию узника. Свадьба состоялась в сентябре 1831 года в Петровской Заводе. Молодые были счастливы, но вскоре их постигла невосполнимая потеря – первенец Сашенька умер через год и 4 месяца после рождения.

В июле 1836 года Ивашевы отправились на поселение в городок Туринск Тобольской губернии. Туда к ним, переодевшись камердинером, нелегально приезжала родная сестра Василия Петровича – Елизавета, которая привозила деньги и письма от родных. На поселении Василий Петрович активно занимался литературной деятельностью, и большинство его элегий было посвящено его жене. Одну из них он даже положил на музыку. Здесь же была создана не дошедшая до нас поэма «Стенька Разин».

Внезапно, после непродолжительной болезни, в возрасте всего 31 года Камилла умерла, оставив своего мужа безутешным…Он так и не оправился от тяжелейшего удара. Василий Петрович пережил любимую супругу всего на год и скончался, оставив троих детей. Они были переданы на воспитание матери Камиллы - 70-летней Сесиль Ледантю. По указу царя 1856 года семье декабриста Ивашева были возвращены фамилия и дворянство.

Недавно подаренная удивительная книга Александры Савельевой «Ивашевы – нежная память Ундор», дала мне новые знания о судьбах Ивашевых, сильные эмоции и, думаю, на долгие годы причастность к историческим праздникам на Ундоровской земле. Надеюсь, что произойдет обещанное восстановление усадьбы и парка Ивашевых.