МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №83 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Доклад к педагогическому совету на тему:
«Воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Якубович Е.В.
ОДИНЦОВО
2019
По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: - самообслуживание; - хозяйственно-бытовой труд; - труд в природе; - ручной труд.
Особая специфика в трудовом воспитании детей появляется в средней группе. Здесь дети впервые встречаются с понятием «вместе». В связи с этим педагогу необходимо правильно распределить одно задание между всеми участниками трудового процесса. Именно в этот период детское заявление «Я сам» постепенно перерастает в «Я сам вместе с друзьями». В процессе такой деятельности развертывается деловое общение.
Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их сюжетно – ролевые игры. Дети увлеченно играют в «Парикмахерскую», «Пароход», «Стройку», «Больницу», «Магазин», предавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.
При построении образовательного процесса по ознакомлению с трудом взрослых я используем такие методы и приемы работы, как:
наглядные: наблюдения за трудом взрослых, демонстрация, рассматривание дидактических пособий, иллюстраций, фотографий, применение ИКТ;
словесные: объяснение, чтение художественной литературы, рассказ, беседы;
практические и игровые: совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, показ и разъяснение рациональных способов трудовых действий, организация практических трудовых действий, познавательно-исследовательская деятельность, опыты и эксперименты, проектная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, моделирование, обыгрывание способа действий, игровые проблемные ситуации, игры-драматизации, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).
В процессе работы я широко используем дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Зачем это нужно?», «Угадай, что мы делаем?», «Назови профессию», «Кому предмет принадлежит?», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери картинку», «Чудесный мешочек», «Что исчезло?», «Найди отличия», «Дорисуй недостающие детали», «Ошибка художника» и т.д.. Большое внимание уделялось чтению художественной литературы. Разнообразные жанры (потешки, стихи, рассказы, сказки и басни) пробуждают интерес, уважение к труду, у детей возникает желание подражать литературным героям.
Таким образом, труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Организация труда - дело непростое. Но в труде даже самые непослушные, неуравновешенные дети становятся целеустремленными, активными, организованными. На самом деле они потому и непослушны, что не умеют реализовать свою потребность в активной деятельности. А труд помогает им в этом.
Трудовое воспитание – важнейшая грань воспитания нового поколения. Организованный правильно, посильный труд объединяет собой детей, способствует формированию дисциплинированности, умению распределять силы и время, преодолевать трудности, способен воспитывать самостоятельность, стремление хорошо и правильно выполнять работу. Труд – универсальное средство, позволяющее успешно адаптироваться в обществе.
Например новенькие дети, которые с утра еще иногда плачут. Им с утра я предлагаю помочь накрыть на стол. Или если у нас рисование, предлагаю налить стаканчики воды, подготовить краски, кисти, карандаши.
Игры:
«Кому без них не обойтись». Перечислить название предмета, ребенок должен назвать профессию, к которой этот предмет относится.
Шприц. Молоток. Кисть и краски. Кассовый аппарат.
«Угадай, что я делаю». Ребенок имитирует движения, по возможности со звуками.
Чистит пылесосом пол. Забивает гвоздь. Рубит дрова.