Методическое сообщение
Тема: Воспитание у обучающихся интереса к музыкальным занятиям в классе аккордеона (баяна)
Автор: преподаватель первой квалификационной категории МБУДО «Дубровская ДШИ» Колесникова Светлана Сергеевна
Содержание.
Введение.
Анализ причин негативного отношения некоторых детей к музыкальным занятиям.
Индивидуальный подход преподавателя к обучающимся.
Об активизации интереса обучающихся на уроке.
О работе с родителями.
Список используемой литературы.
Введение.
Главная цель в воспитании интереса у обучающихся школ искусств – ввести ребёнка в мир музыки, чтобы она стала частью его жизни, а не осталась лишь неприятным эпизодом его детства.
Всеобщее музыкальное образование выдвигается давно, но большинство родителей недооценивают значение музыкальных занятий для развития детей. Еще с эмоциональным воспитание музыкой как-то соглашаются, но часто упускают из виду ее колоссальную роль в интеллектуальном развитии человека. Ведь даже маленькому ребенку для того, чтобы воспроизвести простую нотную запись, необходимо одновременно прочитать ритмический и звуковысотный рисунок, следить за правильными пальцами, фразировкой и т.д. А при игре на аккордеоне или баяне все эти задачи во много раз усложняются из-за различий в строении клавиатур, сложности ведения меха. И о какой бы карьере для своего ребенка не мечтали родители, какую бы профессию он в будущем не избрал сам, музыкальные занятия принесут неоценимую пользу.
Анализ причин негативного отношения некоторых детей к музыкальным занятиям.
Иногда ребенок отчаянно сопротивляется музыкальным занятиям, учится, как говорится «из-под палки». Иногда же он лишь покорно выполняет волю родителей. Однако, такое обучение тоже не дает желаемого результата. Бывает, что по окончании школы искусств аккордеон или баян годами не вынимается из чехла или же совсем продается. Часто наблюдается и такая картина: ребенок более – менее увлеченно учится в школе, но после выпускных экзаменов круг его интересов ограничивается эстрадной музыкой. В лучшем случае такой выпускник иногда обращается к народной музыке и уж совсем прекрасным кажется порой такой факт, что человек, несколько лет, назад окончивший школу еще может сыграть что – либо из классического репертуара, пройденного на уроках, или, если этот человек хотя бы изредка посещает филармонические концерты.
А как обстоит дело с теми, кто выбирает музыку своей профессией? Бывает так, что и здесь не все благополучно. Есть немало профессиональных музыкантов, вообще не воспринимающих музыку как художественное явление. Как это ни парадоксально, музыка не вызывает у них никаких эмоций, не является источником внутреннего удовлетворения. Они не посещают филармонических концертов, редко или вообще не ходят в театры, инструмент используют как средство для заработка, а не для повышения своего культурного уровня.
Так от кого и от чего зависит отношение ребенка к музыкальным занятиям и к музыке вообще? Бесспорно, в первую очередь нужно назвать личность педагога. В основном именно от него зависит, будет ли ребенок охотно идти на урок, или при первой возможности постарается увильнуть от него. Захочет ли ребенок сам заниматься дома, или же его заставят родители. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно организовать характер».
Естественно, узко понимаемая цель рождает самые примитивные средства, такие как: скудность репертуара обучающегося, однообразно сформулированные, непродуманные домашние задания, скучная, сухая атмосфера на уроке, формальное общение с родителями.
Кроме личности педагога существует еще множество стимулирующих и дестимулирующих факторов обучения, например: отношение к музыкальным занятиям ребенка и к музыке вообще членов семьи, эмоциональная атмосфера в школе, условия занятий и пр. Порой самые незначительные, неважные на взгляд моменты играют для детей решающую роль.
Индивидуальный подход преподавателя к обучающимся.
От преподавателя в учебном процессе требуется профессиональность и глубоко заинтересованное отношение к делу. Термин «профессионализм» не требует особой расшифровки. Что касается личной заинтересованности педагога в успехах ученика – то она является необходимым условием для установления контакта с ним, создает благоприятные условия для его творческого самовыражения.
Контакт с учеником, устанавливается с первых же уроков и для того, чтобы этот контакт был успешным, педагог должен иметь максимум информации о своем ученике и, прежде всего – о его музыкальных пристрастиях. Но здесь не всегда ребенок с самого начала может ярко проявить, показать свои интересы. Поэтому преподаватель обязан интересоваться, что и как изучает ребенок в общеобразовательной школе и по другим музыкальным дисциплинам, какова его семейная среда, каковы его интересы, какие фильмы смотрит, что видит и слышит по телевидению и радио. Помимо непосредственной радости, это общение принесет много пользы в плане изучения психики ребенка. Именно такого рода общение позволяет выявлять индивидуальные качества обучающегося и на их основе строить свои занятия.
Подобный подход учитывает и такие психологические моменты, как особый тон общения: для одного более требовательный, строгий, для другого менее. Очень важен даже темп произнесения слов: одному более подвижно, другому – совсем медленный. Контролирующий момент здесь – успешность восприятия ребенком замечаний учителя.
Естественно, все поставленные задачи неимоверно сложны. И каждый педагог решает их по-своему. Действую я чаще всего интуитивно. Важным стимулирующим моментом в работе преподавателя (особенно с начинающими) – своевременная похвала. Она помогает ребенку ощутить результат своей работы. Однако ученик должен точно знать – за что его хвалят. Конкретика похвалы- важный момент в обучении.
Хочется отметить еще один момент. Ученик пришел в школу. Первая встреча с преподавателем. Учитель должен как минимум нравиться ребенку. Дети, как правило, безошибочно угадывают фальшь и натянутость в общении. Важно сразу найти, угадать подходящую интонацию. Большинство детей предпочитают дружеский, мягкий тон общения, а не жесткий, авторитарный.
Таким образом, правильно налаженные взаимоотношения обучающегося и преподаваателя- залог успеха всего учебного процесса. Во-первых, они создают взаимную теплоту и доверительность общения; во-вторых, у ребенка возникает желание сотрудничать, «угодить» педагогу; в-третьих, индивидуальный подход педагога помогает обучающимся наиболее полно творчески самовыразиться.
Об активизации интереса обучающихся на уроке.
Главная цель учебного процесса – творческое самовыражение обучающихся. Наиболее полно самовыжение ребенка происходит в игре. В игре он свободен, активен, непосредственен. Поэтому важно продлить атмосферу игры на весь начальный период обучения. Удобнее всего игровые формы использовать в донотном периоде. Здесь минимум теории, минимум технологии; познание музыки носит чисто эмоциональный характер. Этот период требует от педагога максимум фантазии и изобретательности: всевозможные музыкальные игры, слушание музыки, музыкальные загадки, по возможности подбор по слуху простейших мелодий и попевок, ритмические считалки и т.д. Естественно, что при всем этом присутствуют не только развлекательные моменты; параллельно решается целый ряд воспитательных задач. Творческое самовыражение обучающихся неразрывно связано с их инициативой. Педагог же обязан поддержать и стимулировать самостоятельные поиски ребенка.
Существуют способы стимулирования интереса обучающихся на уроке. Например, возможно активизировать слух ребенка непосредственно через музыку. Педагог методом показа (играя какое-либо произведение) обращает его внимание на наиболее выразительные и характерные эпизоды (ритм, литературное содержание и т.д.).
Дети активно себя ведут на уроках при игре в ансамбле. Коллективизм сам по себе очень стимулирует музыкальные занятия учеников, как на уроке непосредственно, так и дома. Возможно также проигрывание одной и той же пьесы разными детьми (т.е. активизация ребенка за счет конкурентности).
Присутствие в классе других детей и родителей создает благоприятные психологические предпосылки – ведь каждый ребенок в той или иной степени артист.
О работе с родителями.
В настоящее время уже стало правилом, что успех начального этапа обучения не просто во многом зависит от родителей – он невозможен без их участия. Это участие требует определенных усилий.
Во-первых, в семье, если не была, то должна создаваться атмосфера благоговейности, или хотя бы интереса к музыкальным занятиям детей. Это возможно в том случае, если педагог постоянно в контакте с родителями, разъясняет им значение занятий музыкой для развития их ребенка. Конкретно же можно говорить следующее:
Развиваем духовно и нравственно посредством музыки;
Другое искусство не может так развивать ребенка эмоционально (ведь музыка - искусство чувств, эмоций);
Целый ряд навыков ученика связан с умением ориентироваться в пространстве;
Совершенствуются координация движений, вплоть до самых мельчайших и разнообразных, каких нет ни в одном виде спорта;
Развитие тактильных ощущений (прикосновение к клавиатуре, напряжение мышц, например, при игре мехом);
Воспитываем концентрацию внимания;
Развиваем интеллектуальные способности;
Неоспоримое преимущество в индивидуальном общении педагога с обучающимся в школе искусств по сравнению с общеобразовательной (ведь в первом случае педагог развивает ребенка исходя из особенностей его личности);
Педагог должен сообщить родителям о достоинствах аккордеона (баяна); этот инструмент наиболее успешно позволяет приобщить ученика к самым разнообразным стилям и жанрам;
Музыка организует и дисциплинирует характер ребенка.
Хочется особенно заострить внимание на последнем пункте. Родители должны знать, что занятие музыкой – это не постоянное удовольствие, удовлетворение и самовыражение; здесь ребенок приучается к труду. Это всегда требует от него немало усилий и времени. При этом ребёнку особенно нужна поддержка взрослых. Он должен знать, что за трудом последует результат.
Во-вторых, родители вместе с педагогом должны продумать и установить режим домашних заданий ребенка. Главное условие – ежедневность и результативность.
Сколько времени дома заниматься ученику? Этот вопрос очень индивидуален. Он зависит от возраста и психических особенностей обучающегося. Что касается результативности, то родители (а позже и ученик) должны научиться каждый раз ставить небольшие реальные задачи и выполнять их. Родителям необходимо следить за тем, чтобы ребенок не занимался усталым, после обильной еды. Нельзя заниматься много времени подряд.
Психологические трудности преподавателя в современных условиях усугубляются и потому, что общество лишь декларирует значение культуры, а на самом же деле преподаватель школы искусств находится на самой низкой ступени социальной лестницы.
Учитывая все это, для успешной работы преподавателя необходим не только поиск новых прогрессивных методик, поиск репертуара, но и новые формы работы. Каждый преподаватель сам должен найти эти формы и способы.
Особенно актуален сегодня следующий вопрос. В связи с тем, что в общеобразовательной школе ребенок не получает поддержки своим занятиям музыкой (да и дома нередко встречается несерьезное отношение: «Лишь бы стекла не бил!»), необходимо в школе искусств создать «противовес». Для этого индивидуальные занятия должны сочетать с коллективными формами работы.
Например:
Коллективное музицирование (желательно объединить детей не по учебному плану, а втягивать всех, независимо от классов);
Каждый должен иметь возможность оценивать другого (для этого хорошо устраивать коллективное прослушивания со всеобщим обсуждением и общей оценкой);
Коллективное посещение концертов и прослушивание музыки с последующими дискуссиями;
Выступления класса (особенно хорошо с выездами).
Последний момент особенно важен для развития детского интереса. При коллективных обсуждениях атмосферу в классе регулирует преподаватель – необходимо воспитывать у детей доброжелательность и объективность.
Все вышесказанное должно быть направленно на то, чтобы создать в классе особый микроклимат для поддержания интереса обучающихся к занятиям музыкой.
У педагога, творчески относящегося к своей профессии, учиться детям будет всегда интересно.
Список используемой литературы
Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие., 1989г.
Баренбойм Л. «Путь к музыцированию», 1979г.
Баренбойм Л., Перунова Н. «Путь к музыке». Пособие., 1989г.
Мильштейн Я.И. «Вопросы теории и истории исполнительства»., 1983г.
Сохор А. «Воспитательная роль музыки»., 1975г.
Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»., 1974г.