Отчет по теме самообразования «Воспитание у подростков ценностного отношения к своему здоровью»
Воспитатель 2-й группы: Е.Н.Курдикова
Здоровый образ жизни- важнейшее условие здоровья любого человека. Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело еще только формируются.
Проблема здоровья подрастающего поколения сейчас является одной из самых актуальных. Поиск путей сохранения и укрепления здоровья школьников является важной государственной задачей, на что указывал президент Российской Федерации В.В. Путин в своем обращении к Федеральному Собранию. В связи с этим, важным является построение образовательного процесса на основе здоровье сберегающих технологий, частью которых является психолого-педагогическое сопровождение всех его элементов . Одной из основных целей психо - коррекционной работы в плане здоровье сбережения является ценностное отношение школьников к своему здоровью .
Проблема формирования навыков здорового образа жизни заинтересовала нас, когда знакомясь с медицинскими картами воспитанников группы, мы обратили внимание на то, что у многих детей выявлено нарушение зрения, нарушение осанки, наличие хронических заболеваний.
Здоровье сберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью воспитанника. В своей работе по формированию здорового образа жизни воспитанников были использованы следующие здоровье сберегающие технологии :
1. Медико – гигиенические (контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов)
- соблюдение требований санпинов (в частности вынос мусора из санитарных комнат должны выполнять технические работники),
- расположение мебели в комнатах воспитанников (в частности, письменных столов) и соблюдение ее размеров по нормам санпинов,
- освещение в комнатах и коридорах,
- рациональное питание и личная гигиена,
- оказание первой медицинской помощи,
- соблюдение нормальной продолжительности сна воспитанников.
2. Физкультурно – оздоровительные
- соблюдение режима дня воспитанников пансиона,
- ежедневное посещение утренней зарядки ,
- уроков физической культуры по расписанию уроков воспитанников,
- посещение спортивных секций (волейбола) и тренажерного зала,
- участие в спортивных мероприятиях.
3. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности воспитанников
- соблюдение гигиенических требований к расписанию занятий ,
- общему объему учебной нагрузки,
- выполнение домашних заданий ,
- проведение физкультминуток при выполнении учебных заданий,
- различных видов гимнастики(дыхательная, пальчиковая, для глаз. Для правильной осанки), самомассаж ( можно с помощью катания грецкого ореха проводить самомассаж рук, ног, стоп).
4.Экологические технологии
- поддержание оптимального состояния и озеленение холлов. Комнат проживания, участка вокруг лицея, закрепленного за пансионом.
Здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям окружающей среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
Ценностное отношение к здоровью подразумевает совокупность взглядов и способов поведения индивида (подростка), характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков. Белорусский социолог Шухатович В.Рv, кандидат социологических наук, доцент, заведующий сектором, Институт социологии Национальной академии наук Беларуси отмечала, что «Деятельность педагога, направленная на развитие у учащихся ценностного отношения к здоровью, заключается в определенных этапах» , а именно:
- принятие педагогом системы убеждений, касающихся сохранения здоровья, на уровне самоактуализации. Степень информированности воспитателя, его приверженность нормам здорового образа жизни имеют существенное значение для его деятельности на последующих этапах формирования здоровье сберегающих установок у воспитанников.
- рассмотрение и обсуждение понятий «здоровый образ жизни» как способ сохранения здоровья и полноценной социализации личности.
Педагог, убежденный в целесообразности и актуальности здоровье сберегающей деятельности, сообщает свои убеждения воспитанникам (ссылки на традиции, на мнение , стиль и образ жизни авторитетных людей, ученых, политиков, знаменитых спортсменов и т.д., высказывание личного мнения). Методы которые были использованы в индивидуальных беседах с воспитанниками:
- метод противоречия – т.е. непротиворечивое аргументирование в ответ на противоречия, выявленные в доводах воспитуемого. Например, в беседе о вреде курения( воспитанник Плюгин Даниил) , старшеклассники приводили примеры курящих знаменитых людей , аргументируя «это не запрещается , это модно, это повышает активность мозговой деятельности и т.д). Мои известные аргументы об одном грамме никотина, который убивает лошадь.
Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Выкурили пачку — минус 3 часа жизни. Курите одну пачку сигарет в день — сокращаете свою жизнь на 45 дней. Просто задумайтесь: выкуривая по пачке в день, вы за год выкинете на помойку полтора месяца жизни.
- метод кажущейся поддержки в дискуссиях – принятие доводов и даже приведение аргументов в их поддержку для создания впечатления о хорошей осведомленности с последующим представлением контраргументов.
В беседе с одной воспитанницей (Конюхова Ангелина) был приведен аргумент, что при курении сохраняется вес и даже наблюдается похудение курящего.
«Курение средством для похудения, конечно, не назовешь, но некоторый эффект на вес курение все-таки оказывает. Почему это происходит? Во-первых, курение воздействует на нервную систему. Являясь психо-нейростимулятором, никотин резко активизирует симпатическую нервную систему, ускоряет обменные процессы, притупляет вкусовые рецепторы и снижает аппетит. Но прежде всего будут страдать кожа лица, органы полости рта, гортань, бронхи и лёгкие. Ущерб может быть физическим (раздражение дыхательных путей, ЛОР заболевания) или психическим (колебания настроения). Синдром зависимости от табака начинается тогда, когда человек теряет контроль над потребляемой дозой никотина. Он начинает курить больше и чаще, чем планировал. Упорно продолжает искать очередную дозу, несмотря на негативные последствия. Есть мнение, что курение – это легкий наркотик. Вред наркотиков известен всем.
- метод «извлечения выводов» - аргументы излагаются постепенно, на каждом этапе подводя воспитанника к согласию. Конечно, готовясь к беседе, необходимо продумать выводы, к которым стремимся подвести воспитанников.
В качестве основных форм воспитания ценностных основ здорового образа жизни могут выступать : воспитательские часы, «метод проектов», индивидуальное взаимодействие, учебные занятия по физкультуре и предметов гуманитарного цикла, рассказ, беседа, тренинг, ролевая игра, конкурс рисунков, активное слушание, диспут.
В следствии большой учебной нагрузки воспитанников чаще всего были использованы: метод бесед, индивидуальное воспитательное взаимодействие, контроль за посещением уроков физкультуры, обращение внимания воспитанников на изучение содержания стендов в коридорах лицея о здоровом образе жизни во время перемен. Неоднократно проводились беседы с воспитанниками по поводу гигиены питания с теми, кто пропускает приемы пищи, делали дозвон родителям по этому поводу. Беседы о соблюдении режима дня воспитанниками возникают всякий раз когда ребята трудно встают на зарядку, приходят на зарядку непричесанными, в ненадлежащей форме одежды.
Освоение воспитанниками ценностного отношения к своему здоровью предполагается диагностировать следующими методами диагностики в конце учебного года:
- анкета «Будем здоровы!» ( автор Шишковец М.А.);
- методика «Определение уровня здорового образа жизни подростков;
- методика сужения поля ценностных ориентаций ( ценностные ориентации выбирались Кирьяковой А. В. – доктором педагогических наук, профессор, психолог и ведет свою научную и профессиональную деятельность в Оренбургском государственном университете).
Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется , то и значительные перегрузки. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Литература.
1.Васильков А.Н.Теория и методика физического воспитания. Ростов-на Дону: Феникс, 2008.- 384с
2. Шухатович В.Р. Здоровый образ жизни. Энциклопедия социологии.-Мн.: Книжный Дом. 2003.- 435с.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ(в ред. От 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации». Российская газета.- 31.12.2012. - №303.
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «об утверждении Стратегии развития в Российской Федерации на период до 2025 года». Российская газета. – 08.06.2015.- № 122.
5.Суворова О.С. Является ли здоровье личной ценностью?- - Текст электронный. Философская мысль. – 2017.- №2.- С. 84-98.URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id= 21933/