Кудряшова Н.Г., воспитатель ГПД
Воспитание учащихся младших классов средствами национальной культуры в условиях группы продленного дня
В настоящее время у многих народов ярко проявляет себя тенденция национально-культурного возрождения, выражающаяся в стремлении к возврату в лоно своей культуры, языка, обычаев и традиций.
История и культура народа имеет разнообразные формы, способы своего сохранения и выражения, а также признаки национальной принадлежности. В первую очередь, это живой родной язык, как средство продолжения этно-культурной традиции. Кроме того, это и историографические источники, и литературные памятники, и любые другие специально зафиксированные источники культуры (книги, музыкальные произведения, архитектура, ремесла и т. п.). Есть, однако, и такое совершенно уникальное средство национальной культуры, источник сохранения самобытности народа, его духовно-культурных достижений, как фольклор.
Выше сказанное имеет непосредственное отношение к перспективам культурно-образовательного обновления общественной жизни в Республике Мордовия. На протяжении многих десятилетий Республика Мордовия находилась в составе большого государства, в ней успешно развивались экономика и промышленность, однако развитие мордовской национальной культуры было недостаточным.
Тщательное изучение содержательного богатства мордовского детского фольклора позволяет утверждать о наличии заложенных в нем больших возможностей, которые могут быть реализованы в воспитании детей, особенно младшего школьного возраста. Это и определило актуальность данной статьи.
На сегодняшний день в республиканской педагогике проблема приобщения детей младшего школьного возраста к национальным культурным традициям народа решается, главным образом, на основе использования произведений устно-поэтического творчества мордвы (А.Н. Атеняева, О.В. Бурляева, Т.Н. Демина, В.А. Игнатова, А.И. Исайкина, О.В. Мальцева, В.А. Уронина, М.А. Якунчев и др.), но пока не существует работ, посвященных проблеме воспитания детей младшего школьного возраста средствами национальной культуры в условиях ГПД.
В течение последних десятилетий в полной мере осознана необходимость обращения к народной культуре как «универсальной основе воспитания личности, образования подрастающих поколений, гармонизации социальной среды – укрепления межличностных отношений, этнических и межличностных связей» [1, с. 12].
Возрастающий интерес к фольклору и этнографии Республики Мордовия обусловлен своеобразием и исторической глубиной местных народных традиций, принадлежащих северно-русскому этнокультурному комплексу.
В течение последних десятилетий в полной мере осознана необходимость обращения к народной традиционной культуре как универсальной основе воспитания личности (развития человеческого в человеке), образования подрастающих поколений, гармонизации социальной среды – укрепления межличностных отношений (дети – преемники опыта родителей), этнических и межличностных связей (объектный закон самосохранения этносов в их исторически обусловленных взаимосвязях) [8, с. 181].
Большое значение в воспитании дошкольников имеет народная педагогика. Г. Н. Волков подчеркивает, что народная педагогика, являющаяся предметом этнопедагогики, – педагогика природосообразная и жизнесообразная, демократическая и гуманистическая [2, с. 6].
Создание подлинно национального дошкольного образования, в том числе и мордовского, возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.
Народная педагогика отражает мысли, чаяния, образ жизни народа, его устремления и самосознание. В основе народной педагогики лежит стихийная самоорганизация взрослых, взаимодействующих с детьми, их взаимный интерес и привязанность. Народная педагогика – это результат коллективного творческого вклада многих поколений в духовную культуру народа. Педагогическая культура человечества, как отмечает ведущий отечественный специалист в области этнопедагогики Г. Н. Волков, возникла как практика, как искусство воспитания; она древнее педагогической науки [2, с. 6].
Исследуя сущность и содержание народной педагогики Г. Н. Волков отмечает, что это, прежде всего, педагогика трудящихся масс, педагогика труда и трудового воспитания. «В народе известны одержимые мастера-ремесленники, умельцы, певцы, сказочники. Рядом с ними жили и одержимые в буквальном смысле педагоги из народа. Их легче всего найти среди первых: народной педагогике присуще воспитание делом, в деле; способными воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности» [2, с. 39]. Именно поэтому воспитание детей осуществляется незаметно, «между делом».
Интересно отметить особенности эстетического воспитания народной педагогики. В народном творчестве – подчеркивает Волков, – «суждений о красоте почти нет. Народ пел красивые песни, создавал красивые орудия труда, предметы быта и одежду, прекрасны были народные праздники. Чувство прекрасного возникало от общения с природой, постоянного ее созерцания и отражалось в трудовой деятельности. Красоту народ ценил в деле, в действии, в деятельности, слов о ней было мало: ее надо было понимать и чувствовать. Народ красиво говорил, но не о красоте: нередко слово оказывалось лишним. Этническое до сих пор более всего устойчиво именно в сфере эстетики. Прекрасное в представлении народов сохраняет своеобразие, проникая во все области их жизни, труда и ума. Прекрасное – не самоцель, но оно неотъемлемая часть жизни народа» [2, с. 45].
К эффективным средствам воспитания следует отнести устное народное творчество, песни и пляски, красоту быта, одежды, труда, игр и досуга.
Пословицы – не старина и не прошлое, а живой голос народа; народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. В пословице заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Г. Н. Волков подчеркивает: «Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства» [2, с. 37]. Во многих пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание, что природа – это сила, с которой надо считаться.
Ценность народной педагогики отмечают разные исследователи. Например, Г. В. Лунина подчеркивает мысль о том, что народная педагогика – это прежде всего семейная педагогика: «Передача накопленного опыта, знаний и умений от взрослых к детям осуществлялась раньше преимущественно в семьях… то есть то, чему учили и как учили подрастающего в семье человека» [4, с. 35].
Она также считает, что наибольшее воплощение народная педагогика получила в устном народном творчестве (сказки, пословицы и поговорки, загадки, потешки), обычаях и обрядах (крестины, свадьба, новоселье, календарные праздники). В народной педагогике существуют специальные приемы воспитания у детей оптимизма и жизнерадостности – качеств личности, которые помогают выжить в трудных условиях, не терять веры в себя, верить в лучшее, стремиться к нему.
В младшем школьном возрасте «возможно и необходимо заложить основы этнической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем» [7, с. 81].
Использование средств национальной культуры, в первую очередь фольклора при воспитании младших школьников в условиях ГПД способствует приобретению опыта духовного общения с миром и включает в себя развитие личностного сознания.
Практикой и исследованиями последних десятилетий показано, что в процессе целенаправленного систематического воспитания у детей можно сформировать очень важные личностные качества – начала национальной культуры.
Создание подлинно национального школьного образования, в том числе и мордовского, возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания «представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики» [5].
Итак, народная педагогика отражает мысли, чаяния, образ жизни народа, его устремления и самосознание. Это результат коллективного творческого вклада многих поколений в духовную культуру народа. В народной педагогике существуют специальные приемы воспитания у детей оптимизма и жизнерадостности – качеств личности, которые помогают выжить в трудных условиях, не терять веры в себя, верить в лучшее, стремиться к нему.
В последнее десятилетие отмечается взлет процесса национального возрождения народов, проживающих в Республике Мордовия. Это определенно выражено в новой государственной политике, отстаивающей приоритет региональных интересов. Не умаляя значимости развития национальных культур всех народов, проживающих в Республике Мордовия, все же следует признать вполне справедливой тенденцию усиления внимания к национальной культуре мордовского народа, как исконной для данной территории. С этим связано возрастание бережного отношения к мордовскому фольклору. Говоря о педагогическом аспекте данного феномена, отметим, что наилучшие условия для реализации его потенциала создаются в том случае, если знакомство детей с мордовским народным творчеством начинается с раннего возраста.
Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Он обладает большими воспитательными возможностями в воспитании младших школьников, что обусловлено доступностью и яркостью его образной системы; нравственно-эстетической содержательностью; жанровым многообразием, отвечающим разным эстетическим вкусам учащихся.
Сочетание воспитания младших школьников с мордовской народной педагогикой может носить всесторонне упорядоченный характер и охватывать такие параметры педагогического процесса, как содержание и формы работы с детьми в условиях ГПД.
Список использованных источников
Ахтырская, Е. Н. Изучение фольклора в начальной школе / Е. Н. Ахтырская [Текст] // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 12-15.
Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст] / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 2011. – 324 с.
Детям о Мордовии [Текст] : методическое пособие / О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина. – Саранск : Изд-во Мордов. гос. пед. ин-та, 2013. – 148 с.
Лунина, Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры [Текст] / Г. В. Лунина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 125 с.
Суконкина, Т. Н. Региональные аспекты реализации этнокультурного образования в начальной школе региона [Текст] / Т.Н. Суконкина // [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://regionsar.ru/node/1173/12-10-2014/
Устно-поэтическое творчество мордовского народа [Текст] : в 8 т. / общ. ред. В.П. Аникина, Л.С. Кавтаськина. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 1978. – Т. 8. Детский фольклор. – 300 с.
Шкаев, М. Великая сила искусства : Этнокультурное образование в мордовской начальной школе [Текст] / М. Шкаев // Учитель. – 2011. – № 3. – С. 81-82.
Шеянова, С. В. Этнокультурное пространство мордовского фольклора [Текст] // Вестник научно-исследовательского института Гуманитарных наук при Правительстве РМ. – 2012. – № 4. – С. 180-187.