СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Воспитание успехом детей группы риска»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание успехом заключается в формировании у воспитанников важных качест характера - уверенность , самооценка, достоинство.

Просмотр содержимого документа
«« Воспитание успехом детей группы риска»»

Доклад на тему: « Воспитание успехом детей группы риска»


Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в нее жизнь — хорошо; но развить юный ум, вылепить по- своему юную душу и вдохнуть в нее чувство правды — еще лучше. 

В. Гюго

Слайд 2. Каждому человеку свойственно получать два воспитания, одно из которых ему дается от окружающих, а второе — которое он дает себе сам.

Дети «группы риска» – это дети, подверженные воздействию ряда взаимосвязанных биологических, психологических, социальных факторов. Мы называем их «трудными», не только потому, что нам взрослым трудно с ними, но и потому что им трудно с самим собой.

Воспитание успехом требует единственного усилия – извлекать наружу лучшие качества, заложенные с детства, никогда не падать духом, если ничего не получается.

Слайд 4. Воспитание успехом  заключается в формировании у воспитанников важных качеств характера, таких как:

- уверенность в собственных силах,

- высокая самооценка,

- нравственная устойчивость личности,

- достоинство.

Каждый ребенок в своем детстве должен познать чувство успеха. Ведь именно успех рождает уверенность в себе, побеждает всякий страх.


Слайд 5. Принцип воспитания успехом заключается в том, что воспитатель, работая с личностью ребенка, стремится, как можно глубже понять его, осмыслить его особенности, выделить его достоинства, умения, стремления, ценности, социально значимые отношения, мечты, цели, созидательные потребности и постараться, используя психолого-педагогические методы, развивать любые, самые маленькие ростки успеха.

Учим своих воспитанников, что самый лучший успех может прийти после провала, и на пути к нему не исключены ошибки. Важно так же объяснить, что успех необязательно должен быть трудовым подвигом, он также может сопровождаться удовольствием от созидания.

Слайд 6. Создание ситуации успеха:

  1. Атмосфера доброжелательности

  2. Снятие страха.

  3. Высокая мотивация предлагаемых действий.

  4. Реальная помощь в продвижении к успеху.

  5. Краткое экспрессивное воздействие.

  6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы.

  7. Оценивание.

Слайд 7. Добиться успеха  невозможно без определенных усилий и стараний. Воспитанник, познавший вкус успеха, отчетливо запомнит эти радостные мгновения и окрыляющие эмоции. Ощущение успеха характеризует его отношение к себе, и формирует место ребенка в окружающем мире.

Воспитанника направляем по маршруту успеха с первых дней поступления в ЦПД. Пусть это будет даже самая простейшая игра, поручение в которой он станет победителем. Таким образом, достигнув определенного успеха, ребенок проходит определенный путь, тем самым приобретая ценный опыт. Не зря существует такая мудрая поговорка: «Под лежачий камень вода не течет». Если ребенок ничего не начнет искать или пробовать, то ничего не произойдет — ни разочарования проигрыша, ни сладкой победы.

Работать с детьми – это, прежде всего, создавать среду возможной успешности, когда каждый воспитанник сможет почувствовать и испытать успех.


Девочки семьи «Почемучки» решили сделать «Вечер чаепития», объединившись с воспитанниками других групп. Первый раз самостоятельно работали с тестом: жарили пирожки. Сколько интересного они узнали о тесте: как правильно замесить его, какие ингредиенты нужны, как правильно сделать начинку для пирожков. Девочки правильно и последовательно выполняли действия по приготовлению, помогали друг другу, старались дать совет. В итоге Таня, Аня, Вика, Даша, Света, Алина радовались своим успехом, накрыли стол, угощали всех пирожками и все вместе пили чай.

Слайд 8. А ребята семьи №2 организовали «Практикум Картошка» и « Окрошка». Эти внеурочные мероприятия сблизили детей между собой и воспитателем, что сопутствовало доброжелательности и положительным эмоциям


Слайд 9 . Дети принимали участие в международной интернет олимпиаде проводимой на педагогическом портале «Солнечный свет»: - Диплом 1степени по русскому языку для 2 класса и Диплом 2 степени по ПДД для дошкольников и начальных классов - Ваня, Света, Никита; – Диплом 1 степени, Даша по математике 5 классов; - 1 место во Всероссийском педагогическом конкурсе «Педлидер» в номинации «С белой кисточкой зима» коллективная работа детей 4-5 класса.

Слайд 10 . УСПЕХ особое значение имеет для детей группы риска. Дети группы риска, как правило, неуспешны и в учебной деятельности и в социальной адаптации. Даже когда у них появляется желание работать, достичь успеха, им мешает неспособность выдержать трудовое напряжение.

Слайд 11, Ключом к созданию ситуации успеха является готовность воспитателя вести диалог, если он организует любую деятельность в такой последовательности: 1) установка на определенную деятельность, т.е. эмоциональная подготовка 2) обеспечение деятельности, т.е. создание условий для успеха; 3) сравнение полученных результатов с запланированными.

Через диалог реализуется общение, решаются многие воспитательные задачи. От умения вести диалог зависит его воспитательная сила.

Задача воспитателя правильно формировать самооценку у воспитанников, поддерживать эмоциональное самочувствие, без психологических травм. Если самооценка у ребенка занижена, то наступает отчаяние, безысходность. Необходимо воспитанника подбадривать, внушать веру в свои силы успехом.

Если самооценка завышена, то у ребенка появляются вспышки озлобленности, зависти, при неудачах. Завышенную самооценку перестроить нелегко. Необходимо тактично отметить недостатки и изъяны, вести борьбу с неорганизованностью и т.д.

Воспитатели создают в семьях благоприятный климат, творческую, доброжелательную атмосферу. Главные средства общения воспитателя – это вопросы и интонация. Воспитатель задает вопросы, главным образом обращенные к внутреннему миру, жизненному опыту каждого ребенка. При этом он может использовать широкий веер интонаций:

- вопросительную;

- шутливую; - восторга: «Какой молодец! Как интересно!»;

- удивления: «Как ты это увидел? Как же мы раньше не понимали?»

- сомнения: «Может быть, ты прав». «Мне кажется, это не всегда так». «Надо подумать»

- сочувствия: «Я понимаю, что это трудно…»

- уверенности: «Мы обязательно справимся с этим».

В ответ дети активно включаются в работу, им очень важно рассказать о себе, обратить на себя его внимание.


Слайд 12. Приемы воспитания успехом:

  • создание комфортного микроклимата в семье;

  • побуждение к действию: совет, просьба;

  • побуждение к самостоятельности, активности;

  • искренность взаимоотношений;

  • переживание неудач воспитанника

  • радость за успехи каждого воспитанника

  • уважение личности воспитанника

  • поддержка полезных начинаний каждого воспитанника

  • поощрение инициативы и творчества

  • оказание поддержки каждому воспитаннику



Слайд 14.15, 16, 17, 18 Принципы организации детской деятельности:

- опора на положительное в человеке, на сильные стороны его личности ; - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

- сочетание прямых и параллельных педагогических действий;

- увлечение детей перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости.


Воспитатели прикладывают максимум усилий, чтобы чем-то занять, увлечь воспитанников. Занимаясь в кружках, спортивных секциях, посещая библиотеки, театр, воспитанники приходят к выводу, что вместо «нельзя» (нельзя совершать правонарушения, курить,), есть альтернатива – «можно» (можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, танцевать, играть, участвовать в конкурсах и т.д.). И мы верим, что дети обязательно поймут, что жизнь может быть интересна, насыщенна.

В соответствии с годовым планированием проводятся интегрированные занятия, спортивные мероприятия, праздники. Ежедневно проводятся воспитательские часы: «Как бороться с вредными привычками», «Путь в никуда…», «Я и здоровый образ жизни», беседы, игры, прогулки.

Стараемся привлекать воспитанников к подготовке мероприятий, доверяем им ответственные участки работы. Каждому стараемся подыскать дело по душе, с учетом личностных особенностей, возможностей и желаний. Очень распространенной формой индивидуальной работы с детьми «группы риска» являются разовые поручения, дежурство, участие в трудовом десанте, работа по интересам (Настя любит вязать и шить)

Участвуя в праздниках, мероприятиях города, области («Созвездие», «Живем по настоящему»» дети приобретают позитивный социальный опыт, получают новые впечатления, общаются друг с другом, учатся решать конфликты, уважать чужое мнение, следовать социальным нормам и правилам. 

Воспитатель в своей работе использует такие методы, как наблюдение, игры, проявляют доброжелательное и понимающее общение - беседа с детьми. По возможности стараемся игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять его хорошее поведение.

Во время самоподготовки ограничиваем до минимума отвлекающие факторы, предоставляем воспитаннику возможность обращаться за помощью в случаях затруднения.

Слайд 21. Правила, обеспечивающие ситуацию успеха

- Не наказывать грубой критикой в адрес воспитанника.

- Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой, за помощь другим,

- Отметить успехи и достижения воспитанников во всех видах деятельности.

- Использовать поощрение воспитанника за старание, за усилия, прилежание, за качество результата.

Слайд 23. Воспитательная работа строится на следующих принципах:

  • принцип уважения индивидуальности личности (если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются);

  • принцип коллективной деятельности (личность должна уметь согласовываться с другими, индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает);

  • принцип разумной требовательности (можно все, что не противоречит закону, правилам режима, не вредит здоровью, не унижает достоинство);

  • принцип возрастного подхода (каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и метода воспитательного воздействия);

  • принцип диалога (уравнивание позиций воспитатель и воспитанник помогает достичь доверительных отношений.

  • принцип педагогической поддержки  (ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым, даже если он плохо учится. Он должен видеть взрослого, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием);

  • принцип стимулирования самовоспитания  (каждый воспитанник должен знать себя, научиться критически рассматривать свои поступки, воспитывать в себе чувство ответственности. Задача педагогов создать такие условия, где ребенок приобретет опыт планирования и рефлексии своей деятельности);

  • принцип связи с реальной жизнью. (Дети должны чувствовать себя гражданами России, действовать на ее благо);

  • принцип согласования (все действия педагогов должны быть согласованы между собой, подчинены одной общей цели. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что его педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и взрослых).

Нам необходимо не забывать, что успех - это эмоциональное состояние, которое закрепляет в воспитанниках уверенность в своих силах.

В процессе работы оказываем необходимую поддержку детям. Она совершается обычно путем коротких реплик либо мимической реакции на предварительные результаты: «Так-так»; «Не так уж и плохо»; «Неужели ты это сам придумал?!», «Ты на совесть потрудился! Я тобой горжусь!», «Приятно посмотреть на твою работу!». Формируем адекватную самооценку воспитанника.

В нашей работе воспитателя важна система. Нужно ценить индивидуальность ребёнка, радоваться вместе с ним даже небольшому успеху, отмечать улучшение и помогать, что бы они состоялись. Необходимо поддерживать самоценность воспитанника, помогать ему полюбить себя. Серьёзное отношение к достижениям и трудностям, помогут детям быть уверенными в себе и укрепят психику ребенка.В каждой работе воспитанника найдется, за что можно было бы его похвалить. Похвала способна повысить интеллектуальные достижения.

Доверительное общение, постоянный контакт, вера в ребёнка, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей, способны формировать адекватную самооценку, положительную динамику в обучении и воспитании наших воспитанников. Организация воспитания успехом детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна.











Доклад

на тему:

« Воспитание успехом детей группы риска»


27.03. 2017год


Воспитатель:

Кучеренко В.В.