СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется как в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома, так и в образовательной  деятельности по речевому развитию детей.       Взрослые исправляют ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании. В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей родного языка. Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности.

Просмотр содержимого документа
««Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ»»

Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения

"Детский сад комбинированного вида № 23 "Аленушка"

(МКДОУ "Детский сад № 23 "Аленушка")


Педсовет №2


«Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста в условиях современного ДОУ».


Подготовила:

старший воспитатель МКДОУ

«Детский сад №23 «Аленушка»

Волкова И.Ф.



Цель: совершенствование работы ДОО по формированию звуковой культуры речи (ЗКР) дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО;

Задачи:

Повысить уровень компетентности всех педагогов в организации работы с детьми по формированию ЗКР.

Проанализировать состояние работы по воспитанию ЗКР детей в ДОО. Обсудить возможные пути решения острых проблем ЗКР детей в современных условиях.


План проведения педсовета:


  1. Итоги выполнения решения предыдущего педагогического совета.

  2. Вступительное слово: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников»

  3. Аналитическая справка по результатам тематического контроля.

  4. Доклад «Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя»

  5. Доклад «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста»

  6. «Игралочка» (работа в группах, дидактические игры по развитию ЗКР детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста)

  7. Обсуждение проекта решения педагогического совета.


Проведение педсовета


  1. Итоги выполнения решения предыдущего педагогического совета.


  1. Вступительное слово: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников»

Работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется как в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома, так и в образовательной  деятельности по речевому развитию детей.  Взрослые исправляют ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании. В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей родного языка.

Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействие и взаимообщение между детьми. Как подчеркивают ученые, игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. Среди задач ведущими являются формирование навыков правильного произношения и выработка хорошей дикции.

        Считается, что первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта, когда ребенок пытается подражать речевым и неречевым движениям взрослого. Поэтому одновременно с артикуляцией (то есть с движением и позициями речевых органов, нужными для произнесения звуков) ребенок усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков родного языка.

        Воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе всех видов детской деятельности. Оно включает следующие задачи:

Формирование правильного звукопроизношения.

Умение пользоваться умеренным темпом речи.

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия посредством дидактических игр.

Голосового аппарата.

Речевого дыхания через игры на выработку воздушной струи.

Умение пользоваться интонационными средствами выразительности через образовательную область чтение художественной литературы.

1.   Формирование правильного звукопроизношения,  мы знакомим  детей со звуковой стороной слова. Здесь целесообразно использовать игровые приемы. Они помогают ребенку услышать, как звучит слово, четко произнести его, выделяя все звуки. Четкое произнесение воспитателем слова является образцом для подражания. Проговаривая слово и вслушиваясь в его звучание, дети как бы обследуют его, знакомятся с ним как со звуковым явлением.

        Сначала закрепляется произношение каждого звука в изолированном положении, затем в отдельных словах, фразах, в связной речи. При обработке звука в словах успешных результатов помогает достичь прием усиленного выделения его голосом, а в связной речи – использование специального речевого материала (чистоговорки, потешки, считалки, короткие стихотворения.)

Образовательная  деятельность  по развитию фонетики всегда имеет конкретные задачи:

постановка дыхания;

усвоение ритма слова (слогоразделение);

усвоение артикуляций отдельных звуков речи;

Для постановки и укрепления речевого дыхания детей воспитатель использует игры на поддувание: дети дуют на «листочки», сдувают с руки «снежинки», дуют на «горячий чай», «кашу», как «ветерок дует в окошко» Педагог учит произносить фразы, составляющие из трех-пяти слов, без дополнительных пауз, на одном выдохе  (например, «Щенки щиплют щетку», «Кошка бежит за мышкой», «Саня катает Соню на санках»)

Исправление ошибок должно быть тактичным: воспитатель показывает образец, как тот говорит в данном случае, и поощряет ребенка, когда тот старается подражать. Важно, чтобы дошкольники четко произносили все звуки родного языка. Особое внимание следует уделять звукам [с], [с`], [з], [з`], [ц], [ш], [ж],[ щ], [ч], [л], [л`], [р], [р`].

        У воспитанников с каждым годом значительно возрастает интерес к звучанию слова. Они с удовольствием вслушиваются в слова, играют ими. А значит, продолжается работа по формированию представлений о значениях терминов «слово», «звук». Осуществляется она разными средствами.

При выработке дикции педагог следит за правильностью и четкостью произнесения слов и,  кроме того, широко использует специальный материал: чистоговорки, в которых имеются сложные по звукослоговой структуре слова.

  У Кондрата куртка коротковата.

  После росы росли розы.

  На дворе – трава, на траве – дрова.

  Мама, нас ты не ищи,

  Щиплем щавель мы на щи.

  Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

  Милу мама мыла мылом.

  Кот молоко лакал,

  А Витя булку в молоко макал.

  Вёз корабль карамель

  Наскочил корабль на мель.

  И матросы три недели

  Карамель на мели ели.

          Для усвоения ритма слова используется прием деления слов на слоги с помощью хлопков, с помощью руки и подбородка (опускание подбородка на гласные звуки) с использованием зеркала, отстукивание с использованием игрушек-погремушек (ма-ши-на, кук-ла, ка-ран-даш)   

При постановке звуков по подражанию ребенок сознательно пытается найти артикуляцию, нужную для постановки звука. Работа проводится перед зеркалом с привлечением зрительного, слухового и тактического анализаторов.

Для формирования правильных артикуляционных движений выработаны специальные упражнения. Вначале необходимо показать ребенку перед зеркалом правильную артикуляцию, затем ребенок повторяет это при помощи логопеда или самостоятельно. Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Следует использовать также попеременное выполнение упражнений.        

  Звуки преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый Язычок. В этих сказках полость рта называется домиком для языка, кончик языка – хвостиком, твердое нёбо – потолком, нижние зубы – крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхаемая струя при артикуляции звука – ветерок. Каждая песенка язычка связана с определенным конкретным образом. Положительная эмоциональная окраска и применение игровой формы во всех видах речевых упражнений является основным требованием при проведении образовательной деятельности по речевому развитию. Из выше сказанного следует, что наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, является дидактическая игра. Именно с помощью нее легче и удобнее воспитателю прививать навыки звуковой культуры речи детям дошкольного возраста.

Если у многих детей в группе еще не выработалось четкое звукопроизношение, педагог организует дополнительную индивидуальную деятельность или с несколькими воспитанниками, имеющими одинаковые дефекты речи.

2. Умение пользоваться умеренным темпом речи. При развитии восприятия этого интонационного компонента может возникнуть необходимость провести предварительную работу: познакомить детей с понятиями "быстро", "медленно", "умеренно". Сначала вводятся контрастные образцы темпа: "быстро" и "медленно", после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки. Первоначально у детей формируют умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагают выполнить серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым воспитатель читает стихотворные тексты. Если взрослый ускоряет речь (переходит от медленного темпа к быстрому или умеренному), то дети тоже должны ускорять свои движения. Для успешного запоминания терминов можно использовать специальные символы: круг зеленого цвета обозначает "быстро", круг желтого цвета - "умеренно", круг красного цвета - "медленно». По мере овладения детьми этими понятиями использование наглядных опор прекращается. 

 3. Для развития фонематического слуха воспитатель предлагает детям упражнения, в ходе которых они на слух определяют наличие того или иного звука в слове. При произнесении слов воспитатель выделяет голосом отрабатываемые звуки слова, а дети определяют, есть ли в этом слове заданный звук.

        Такие упражнения даются в форме дидактической игры. В дальнейшем задания усложняются. Воспитатель называет звук, затем произносит слово, не выделяя в нем этот звук голосом. Дети определяют, есть ли в слове названный звук. Или из двух разных предметов отрабатываемый звук. Например, Д/и «Ромашка», «Лото», «Чудо-дерево».

        Далее дети выполняют задания на подбор таких игрушек, предметов, в названиях которых есть определенные звуки.

Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале дети учатся слышать, различать и определять первый звук в одном слове, затем – первый и последний звуки в ряде слов. Далее они определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце и в середине). В дидактической игре, например, «Найди пару»  ребенок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова, близкие по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом.

         Дети хорошо воспринимают ритмические повторы и созвучия. Настольные речевые дидактические игры дают возможность уделить внимание каждому ребенку – «Рифмочки-нерифмушки», «Подскажи словечко»:  

Рифмованные загадки 
Есть одна игра для вас. 
Я прочту стихи сейчас. 
Я начну, а вы кончайте, 
Дружно хором отвечайте. 
Где отгадка - там конец. 
Кто подскажет - молодец! 

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас ... (труду)

На ветке не птичка –

Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.

Кто же это? … (БЕЛКА)

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (ВАСИЛЁК)

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь, правда, вкусная … (КАРТОШКА)

Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … (ЛУК)

 

Я – хозяйка разных снов про дельфинов и слонов,

Про дворцы хрустальные и про звезды дальние.

Вы ложитесь, и на ушко вам нашепчет сны ... (подушка).

 Много, много окон в нем.

 Мы живем в нем. Это ... (дом)

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? …(АПРЕЛЬ)

4. Для развития голосового аппарата, умения менять громкость голоса используются словесные игры и упражнения. Они учат детей внимательно слушать. Способствуют развитию слухового восприятия и внимания. Например, д/и «Тихо-громко», «Айболит» (в гости к деткам пришел Айболит и хочет узнать, все ли у них в порядке со здоровьем,  скажите «ААА»), «АУ» (дети заблудились в лесу и кричат «А-У»), «Кто, как кричит?» (используя приемы звукоподражания) и.т.д.

5.  Для укрепления речевого дыхания. Эта задача интегрируется с целями работы по развитию правильного произношения, которую я уже осветила.

 6. Умение пользоваться интонационными средствами выразительности осуществляется через образовательную область «Чтение художественной литературы». Задачи, которые осуществляются на данном этапе, способствуют:

- формированию целостной картины мира, в т.ч. первичных ценностных представлений;

-   развитию литературной речи;

- приобщению к словесному искусству, в т.ч. развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.

Дети дошкольного возраста  в целом более углубленно воспринимают художественные произведения: не только понимают сюжет, но и замечают яркую, образную речь, поэтичность сказок и рассказов, высказывают свое отношение к персонажам. Дети  дифференцированно воспринимают художественные формы:   различают прозаическую и поэтическую речь, замечают эпитеты, сравнения при условии, что воспитатель обращает их внимание на выразительные свойства речи.  Дети с удовольствием выполняют задания воспитателя: пересказывают сказку, сопровождая изложение сюжета показом плоскостных фигурок, драматизируют известные сказки, стремятся воспроизвести в речи, мимике характерные особенности изображаемых персонажей, передать свое отношение к ним. Следует регулярно организовывать по желанию детей игры-драматизации по русским народным сказкам, привлекать ребят к загадыванию и отгадыванию загадок.  Следует побуждать детей к рассказыванию по их выбору.

Разнообразные упражнения и задания на материале поговорок, пословиц, загадок развивают поэтический слух дошкольников и подводят детей к использованию средств художественной выразительности в самостоятельном словесном творчестве.

 Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи: выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

         


  1. Аналитическая справка по результатам тематического контроля.


  1. Доклад « Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей.

Требования к культуре речи воспитателя.»

  Доказано, что подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи». 

Именно поэтому к речи педагога дошкольной организации сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. 

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольной организации. 

Что же такое культура речи?  

Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традициям для литературного языка.

Обладать культурой речи — значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.

Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье. Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому педагоги должны иметь хотя бы общее представление о стилях литературного языка, т. е. о том, что люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о чем они говорят.

Человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, в частной жизни, и тогда его речь - разговорного стиля; в общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями - научной, публицистической, поэтической, деловой речью.

Для дошкольников представление о стиле речи соотносится, прежде всего, с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство проявляются в определенном речевом поведении); кроме того, совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания.

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в повседневной, хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности, он организует их игры, говорит с ними во время проведения образовательной деятельности, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в дошкольной организации целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности.

Обучению стилю речи включает в себя определенные воспитательные задачи.

Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет ему и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у детей.

Разнообразная стилистическая дифференциация речи обеспечивается синонимией языка:

лексической (жилище - дом - квартира - приют - угол - гнездо - крыша над головой - жилье - берлога - логово - нора - гнездышко);

грамматической (идти полем - по полю - через поле; идущий - который идет; красивее - более красивый);

фонологической, одну и ту же фразу (например, «Садитесь!») можно произнести с разной интонацией, выразив этим свое отношение к собеседнику: проявить к нему уважение или, напротив, обидеть. Вспомним старую пословицу, отражающую это свойство интонации: «То же слово, да не так бы молвить!».

Знание синонимии родного языка поможет воспитателю не только улучшить собственную речь, но и даст ему легкий и очень эффективный прием обучения речи детей: если ребенок не понимает какого-то слова или какой-то грамматической формы, достаточно бывает особенно, в средней и старших группах, предложить соответствующий синоним, чтобы он все понял. Например, в стихотворении А. Прокофьева «На улице лужа» есть слова: «на воду спускают флот, оснащенный парусами». Встречающаяся здесь грамматическая форма причастного оборота трудна для понимания ребенка. Вместо нее воспитатель предлагает знакомую уже форму спрягаемого глагола: оснащенный парусами - значит «флот, который ребята оснастили (оборудовали) парусами».

Воспитатель обязан быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, что сделает более четкой его дикцию, а также натренирован в модулировании своим голосом всех просодем: силы голоса, высоты тона, темпа речи, тембра голоса - для выражения различных человеческих чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки и т. д. Это даст ему умение легко схватывать стиль произношения связной речи:  будь то книжный стиль или разговорный стиль.

Важность совершенствования произносительной культуры речи воспитателя обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного с ними общения, поскольку одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.  Дети обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь речь воспитателя.

Воспитатель должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т. е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания. 

Компоненты профессиональной речи воспитателя

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Требования к речи воспитателя

Среди требований к речи педагога дошкольной организации выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Безусловно, знание педагогом дошкольной организации названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей дошкольного возраста.


  1. Доклад «Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста»

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Дети младшего дошкольного возраста, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко нелитературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения.

При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

    Наша задача – уделить более пристальное внимание этой проблеме в детском саду и в работе с родителями. По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с 3-х летнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные патологии, что способствует их ранней коррекции.

      К 3-м годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение со взрослым становится речевым. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление в этом возрасте еще несовершенно: нет чистоты звучания шипящих, звуков [р], [л], наблюдается перестановка звуков. Обычно эти особенности исчезают к 4-5 годам жизни. Для профилактики речевых нарушений у детей ,важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям:

-Развитие правильного дыхания

Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка правильно дышать.

Дуть в дудочки, надувать различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.

2. «Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть) ;

3. «Забей мяч в ворота»;

4. «Сдувать с ладони ватку, перышко»;

5. Подуть на легкий шарик, плавающий в воде;

6. «Узнай овощ» (на столе блюдо с овощами: лук, чеснок, огурец, укроп. Дети рассматривают овощи, называют их. Затем на овощах делаются надрезы, укроп растирается в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запах, узнают овощ).

Развитие мелкой моторики

О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

  1.Гладить животных (мягкие игрушки)

2. Игры с массажными мячами

3. Игры с пальчиковым бассейном (горох, фасоль, шарики из пенопласта)

4. Выполнение пальчиковых игр

5. Кроме упражнений в стихотворной форме полезно использовать игры с бусинами, мелкими камешками, крупой, горохом, задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование, обводка, штриховка, раскрашивание.

6. Мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться

-Развитие артикуляционной моторики

 Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.

1. Максимально открывать и закрывать рот

2. Растягивать губы в улыбочку

3. Вытягивать губы трубочкой

4 . «Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик»

5. Худышки-толстячки. Втягивать в себя щеки и надувать и т.д.

Развитие чувства ритма

Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить. Если чувство ритма несовершенно, у ребенка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.

Что самое главное в развитии чувства ритма у детей этого возраста? Формирование умения двигаться в такт с музыкой. Формированию и тренировке умения способствуют упражнения утренней гимнастики, повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки), пение, исполнение песенок на клавишных инструментах.

1.Негромкое, с усиленной артикуляцией, проговаривание текста песенок с одновременным прохлопыванием или простукиванием кончиками пальчиков по столу.

2. Проговаривание “понарошку”, беззвучное с максимальной артикуляцией и одновременным “прохлопыванием” кончиками пальцев.

3. Громкое ритмичное проговаривание с одновременной “ходьбой” руками по столу или коленям.

4. Пение под фонограмму с одновременной “ходьбой”, сидя на месте.

5. Ходьба на месте под фонограмму, высоко поднимая ноги или раскачиваясь.

-Развитие понимания речи

Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Поэтому взрослые поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.    

   Речь у ребенка зарождается только в процессе совместной со взрослым предметной деятельности, тогда, когда в его сознании слово, которое произносит взрослый, связывается с предметом, действием или признаком, которое оно обозначает.  Только взрослый может научить его пользоваться различными предметами, показать, для чего они предназначены. Именно в таком взаимодействии, когда родитель показывает малышу предмет и называет его, слово и вещь соединяются в детском сознании, развивается понимание речи и происходит ее собственное появление.

        Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.

     Используйте каждый час, каждую минутку, проведенную вместе с ребенком. По дороге в магазин описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина - она красная, она большая, идет собака - она маленькая, добрая, красивая. Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

       Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.

1.Запомнить название игрушки, части тела

2. Назвать предметы одежды для осени по картинкам и без них

3. Назвать предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать ощущения с использованием поверхностей (сухие, мокрые) – используются миски с теплой водой.

4. Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий: спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает. Дети показывают эти действия на картинках, называют их и выполняют, определяют по имитации, кто что делает.

5. Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки

6. Понятия «громко – тихо» со звучащими игрушками

7. Учить узнавать игрушки по их описанию (у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы; у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он круглый, красный, пластмассовый).

-Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.

Игры на развитие слухового внимания

• «Угадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук.

• «Угадай, чей голос» Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал

• «Узнай музыкальный инструмент» Взрослый показывает как звучат музыкальные инструменты (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.

Игры на развитие фонематического слуха

• Узнать звучание барабана среди других музыкальных инструментов

• Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают

• Узнай по голосу

      Телевизор, компьютер, телефон, планшет прочно вошли в нашу жизнь. Взрослые восхищаются умениями малыша справляться с неопознанным чудом 21 века. Экран  совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, беседы перед сном, совместные игры,  разговоры с отцом. Гаджет становится главным «воспитателем» ребёнка.              

        Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит,  не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные  проблемы.

       И самая главная и актуальная проблема - отставание в развитии речи.

      Говорите с ребенком, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.).  Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье.   Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться.

   Помните, общение с родителями через разнообразные виды совместной с ними деятельности, ребенок усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий – происходит социализация личности, формируется и развивается её субъективность.




6. Мастер-класс : «Игралочка»

1. Артикуляционная гимнастика

Введение в тему (выступление учителя-логопеда):

-что такое артикуляционная гимнастика

-почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

-рекомендации к проведению упражнений

Задания для работы в группах (на обсуждение каждого задания отводится до 5 мин)

1 группа. В средней группе разучиваются упражнения: "Месим тесто", "Вкусное варенье", "Маляр", "Дятел", "Моторчик"

2 группа. В старшей группе, где более 50% детей неправильно произносят звук с, для разминки выбраны следующие упражнения: "Лопатка", "Чашечка", "Качели", "Маляр", "Лошадка", "Чистим зубки"

3 группа. В подготовительной группе, где дети правильно, но нечетко произносят все звуки, выбраны следующие упражнения: "Слоник", "Лягушка", "Лопатка", "Иголочка", "Вкусное варенье", "Киска".

Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя задачи на:

- формирование правильного звукопроизношения,

- развитие голосового и артикуляционного аппарата,

- развитие речевого дыхания,

- развитие умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности,

- развитие фонематического восприятия и формирование умения дифференцировать звуки (ближе к старшему возрасту).

Все задачи решаются с помощью игр. В одной игре собраны сразу несколько задач: и на развитие правильного звукопроизношения, и на развитие речевого дыхания, и т. д.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи раньше осуществлялась систематически (1 раз в неделю) на специальных речевых занятиях, но сейчас в связи с ФГОС ДО задачи по звуковой культуре речи входят в речевое развитие(60%- обязательная часть программы; 40% - вариативная) и реализуются в непосредственной образовательной деятельности или в организованной образовательной деятельности. Это и интегрированные, и игровые, и комплексные, и тематические занятия. ФГОС ДО предполагает проявление творческой инициативы педагога, умение увлечь и заинтересовать детей, вызвать желание к деятельности. Однако, нигде не сказано, что нельзя проводить занятия в традиционном смысле. Поэтому далее в своей речи я буду употреблять термин «занятие». Просто наши традиционные занятия не должны быть единственной формой образовательной деятельности.

  Форму взаимодействия с детьми педагог выбирает сам, исходя из речевых возможностей детей своей группы и их индивидуальных особенностей.

Сейчас предлагаю вам поделится опытом: как вы ведёте работу по звуковой культуре речи, как планируете работу, какой литературой пользуетесь?

Высказывания педагогов.

Вывод: ФГОС ДО предусматривает звуковую культуру речи как часть интегрированного занятия. Но если уровень речевого развития детей в группе низкий, то всё занятие педагог может посвятить теме звуковой культуры речи.

Ведущий: назовите формы работы, которые используете.

Педагоги

 - занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);

- игры-драматизации;

- праздники и развлечения;

- артикуляционная гимнастика;

- дидактические игры;

- шутки-скороговорки.

Ведущий: какими методами пользуетесь?

Педагоги

 Игры (дидактические игры, подвижные, хороводные игры с текстом). Пальчиковые игры и упражнения. Упражнения на дыхание. Простые артикуляционные упражнения.

Ведущий: какие используете приёмы?

Педагоги

Образец педагога,

Объяснение,

Образное называние звука или звукосочетания (ззз- песенка комара,

Хоровые и индивидуальные повторения,

Совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя,

Оценка, исправление,

Образная физкультурная пауза.

Работу по звуковой культуре речи в средней группе целесообразно начинать с повторения материала младшей группы. Например, для развития артикуляционного аппарата можно провести игру «Кто как кричит?»«Что за шум?».

Игра «Кто как кричит?» картинки корова, гуси, курица, петух, утка. Ответ: Петух кукарекает – КУ-КА-РЕ-КУ.

Ведущий: За весь учебный год у детей надо закрепить произношение свистящих, познакомить и обучить чёткому произношению шипящих и сонорных звуков. Если педагог знакомит детей с новым звуком, то необходимо придерживаться следующего плана – это этапы работы над звуком.

Этапы работы над звуком можно включать как часть занятия в зависимости от речевого развития детей данного возраста и поставленных для решения задач.

1 Этап - Рассказ о звуке.

Педагог произносит звук. Хочется отметить, что в средней группе термин «звук» не употребляется, вместо него используется слово «песенка». Поэтому звук связывается с конкретным образом. (з - комар, ж - жук, р - тигр, ш -ветер,)

Педагоги играют в игру «Назови песенку звука»

Педагог должен подчеркнуть некоторые особенности звуков: с- тихо насвистывает, з – звонкая песенка, если кончик языка дрожать не будет, получится другая песенка р-л

2 этап - Показ и объяснение артикуляции звука.

Показ и объяснение артикуляции звука обязательны – это необходимо для правильного произнесения звука. У каждого звука своя артикуляция – это положение губ, зубов, языка.

(Все педагоги проговаривают звуки С, З, Ц, Ж, Ш, Л, Р, разбирают артикуляцию.)

Ведущий: как вы заметили, у каждого звука своя артикуляция, т. е своё определённое положение губ, языка. Для того чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его язычок и губы должны быть подвижными. А в этом нам помогают артикуляционные упражнения. В средней группе можно предложить детям несложные упражнения.

(Все педагоги выполняют артикуляционную гимнастику под видеоролик.)

Ведущий: показ и объяснение артикуляции звука проводим с помощью «Сказки о Весёлом Язычке». Её дети знают ещё с младшей группы, и она с удовольствием воспринимается детьми. Педагог фиксирует внимание на положении губ, зубов, языка. При необходимости педагог даёт посмотреть ребёнку в зеркало, которое он держит в руке. Четырёхлетние дети способны усвоить артикуляцию звука по показу и по пояснениям:

 Послушайте, я расскажу вам «Сказку о Весёлом Язычке»:

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. И было в домике окошко. (губы окошком округлить) Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт дверью. (зубами).

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала язычок открыл окошко, потом дверь и вышел на улицу. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло. Очень замерз язычок, спрятался в свой домик далеко-далеко и решил согреться ш-ш-ш. согрелся язычок и закрыл окошко». А может и вы сочините свою сказку?

(Педагоги сочиняют «Сказку о Весёлом Язычке»: звук на выбор педагога)

3 этап- Многократное произнесение изолированного звука.

Параллельно отрабатывается речевое дыхание, формируется звуковая и интонационная выразительность.

Сказки и песенки Язычка делают материал занятий привлекательным и интересным для детей. Это очень важный момент, потому что особенность занятий состоит в многократном повторении звука или слогов. Педагог обращает внимание на особенности произношения звука: ш – тёплый воздух.

Определить с педагогами особенности произношения звука «С» – холодный воздух.

Упражнение с педагогами на речевое дыхание.

(Изготовление педагогами поделки «Птичка» - пособия на дыхание).

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной).

(Упражнение с педагогами на интонационную выразительность: комар - з громко и тихо, длинную и короткую песенку, комар злится).

Дети поют песню все вместе, по подгруппам, только девочки или мальчики. Даются и индивидуальные задания. Индивидуальному подходу уделяется большое внимание. У кого то отрабатываемый звук есть, у других детей он ещё не чёткий, у третьих не сформирован. Упражняя детей, педагог в зависимости от сложности задания адресует его разным детям. Чтобы было легче осуществлять работу, необходимо продумать размещение детей: ближе к педагогу те, у которых отрабатываемый звук нечёток.

4 этап - Проговаривание слогов и слов, в которые входит отрабатываемый звук.

Здесь звук в слогах звучит мягко и твёрдо.

(Игра с педагогами «Камень и вата» проговорить слоги твёрдо и мягко с показом атрибутов ваты и камня).

В работу по звуковой культуре речи надо включать разнообразные задания на повторение слогов с помощью пособий. Можно использовать клавиатуру фортепиано, кружочки, лесенки, крышечки. При проговаривании слоговых рядов, ребёнок одновременно сочетает речь с движением пальцев. Всё это поддерживает желание работать и повышает плотность занятия.

(Игра с педагогами «Пианино» с придумыванием слоговых рядов (звук на выбор педагога).

Большие возможности для дальнейшей отработки звука предоставляет проговаривание слогов с картинками. Отрабатывается отчётливость произношения, произношение звука твёрдо и мягко, рифмованность. Проговаривание слогов и придумывание слов вызывает интерес.

 Проговорите слоги и придумайте слово в рифму.

(Игра «Придумай слово». Педагоги проговаривают слоги и придумывают слова по картинкам).

Ведущий: Можно проводить и подвижные игры. Они дают возможность детям сменить позу, подвигаться. Предлагаю поиграть в игру «Жуки.

Подвижная игра со всеми педагогами «Мухи в паутине».

Ведущий: Положительный результат в развитии речи даёт такой приём, как использование пальчиковых упражнений и пальчиковой гимнастики. В коре головного мозга человека, зоны, отвечающие за движения пальцев рук и артикуляцию, находятся рядом. Отсюда вывод: стимулируя зону мелкой моторики, мы стимулируем и соседнюю, речевую зону.

(Пальчиковая гимнастика со всеми педагогами «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» или другая).

Выполнение со всеми педагогами отдельных пальчиковых упражнений.

5 этап -  Проговаривание слов в словосочетаниях и фразовой речи.

Ведущий: шутки-чистоговорки вводятся в работу по ЗКР в конце 2-го и квартала. Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой дикции. Аппарат дикции значительно легче формируется именно в младшем возрасте (четвёртый - пятый год, когда дети учатся делать активные правильные движения губами, открывать рот в процессе речи. Педагог сначала произносит её вместе со всеми детьми, далее первую часть произносит ребёнок (обязательно тот, у кого уже есть звук в речи, а вторую половину дети. Повторяя чистоговорки за педагогом, дети начинают придумывать и свои. Придумайте и вы окончание чистоговорки.

(Игра «Придумай чистоговорку». Педагоги придумывают окончание чистоговорки:

 Едем на метро, дети ро-ро-ро (это на этапе автоматизации звука),

Ра-ра-ра – ровная гора, веселая игра

Ру-ру-ру – красим конуру, я гармонь беру

Ры-ры-ры –в парке комары, новые ковры,

Ру-ру-ру – я морковь натру

Ор-ор-ор – убираем двор

Ур-ур-ур – мы накормим кур

Ир-иир-ир – весь народ за мир

Ара-ара –ара – вот идет Тамара

Рона-рона –рона – черная ворона

Ведущий: Поупражнявшись в упражнениях, дети уже сами придумывают рифмующиеся слова к своим именам: Даша-Маша, Игорёк – уголёк. Для подготовки обучения детей основам грамоты речевой материал надо подобрать так, чтобы звук встречался в начале, в середине и в конце слова, а также слова с твёрдым и мягким звуком. Например: шапка – мишка – мышь, угол-уголь.

Педагоги играют со звуками. Подбирают картинки, где звук в разной позиции. 

Ведущий: В конце занятия отрабатывается произношение в словах, несложных фразах и в простых стихотворениях. К концу учебного года можно ввести задания и на дифференциацию звуков.

 Что такое дифференциация звуков?

Педагоги: Дифференциация звуков – это различение звуков, схожих по каким-то признакам.

Игра для педагогов на дифференциацию звуков «С»-«Ш».

Игра «4-й лишний». Повтори ряд слов, определи, какое слово лишнее, объясни почему.

Ведущий: Занятие можно закончить игрой-инсценировкой или дидактической игрой. Игрушки или картинки для игры необходимо подбирать яркие, забавные, весёлые, чтобы не упустить интерес детей. В инсценировках дети совершают добрые дела, сопереживают и радуются героям – тем самым решаются задачи по интонационной выразительности речи. Содержание и герои в инсценировке подбираются по теме изучаемого звука. Например, звук «Ж» - жук, звук «Ш» - мышка, воздушный шарик, звук «З» - комар и т. д. это есть в конспектах занятий, но уместно и творчество педагога. Инсценировку проводит педагог, дети во время инсценировки повторяют слова, фразы, отвечая на вопросы педагога. Можно предложить дидактические игры: «Угадай, в каком слове есть звук («Ш»,«Ж»«Л»«С» и т. д.? «Чего не стало?»«Угадай и покажи!»

Мы с вами разобрали методику работы по звуковой культуре речи.            Предлагаю вам вспомнить основные её этапы.

 Структура занятия:

1. Организационный момент. (использование психогимнастики –психоэмоциональный настрой).

2. Основная часть (основные этапы работы над звуком с обязательным использованием пальчиковых, артикуляционных, дыхательных упражнений, игровых моментов, физкультминуток).

а) Рассказ о звуке: характеристика звука, уточнение артикуляции звука, показ.

б) артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом Язычке».

в) Многократное произнесение изолированного звука. Параллельно отрабатывается речевое дыхание, формируется звуковая и интонационная выразительность.

г) Проговаривание слогов и слов, в которые входит отрабатываемый звук.

д) Проговаривание слов в словосочетаниях и фразовой речи.

3. Заключение (подвижная или дидактическая игра).

Рефлексия. Педагоги придумывают часть занятия на основе материала мастер-класса.


- Уважаемые педагоги, сегодня я познакомила вас с методикой работы над звуковой культурой речи, а также показала использование в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использовала в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

Сегодня я постаралась использовать как можно больше практического материала, который может быть полезен в вашей работе. Получили ли вы те знания, которые хотели? ….
           Если наша встреча была полезной для вас -  возьмите жёлтую полоску, если вы потратили время зря - другого цвета.

            Из жёлтых полосок мы можем выложить лучики солнца.


7.Обсуждение проекта решения педагогического совета.