МБУ ДО «Дом детского творчества» города Сорска
Республика Хакасия
Проект
Воспитание гражданской идентичности в дополнительном образовании
педагоги : Бандяева Елена Григорьевна
Кожуховский Александр Викторович
Зам.директора по ВР: Кожуховская Елена Ивановна
Сорск, 2017
Содержание:
1.Введение
2.Основная часть
2.1.Тестирование «Современная Хакасия»
2.2.Написание эссе по теме «Права и свободы человека и гражданина»
«Помнить, чтобы жить»
2.3.Встречи с участниками локальных войн.
2.4.Квест-игра «Равнение на героев».
3.Заключение.
4.Литература.
1.Введение
1.Формирование гражданской идентичности невозможно без формирования патриотизма.
Цель: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи:
- продолжение создания системы патриотического воспитания;
- привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных организаций, родителей, отдельных граждан;
- повышение качества патриотического воспитания
Ожидаемые результаты:
• повышение чувства гордости у подрастающего поколения за свою малую Родину;
• повышение степени готовности обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
• умение и желание сочетать общественные и личные интересы;
• повышение реального вклада подрастающего поколения в дело процветания родного края и Отечества.
Работу над проектом начали с семинара «Патриотизм - дань моде или историческая необходимость». После обсуждения пришли к выводу, что патриотизм- это историческая необходимость. Оформили статью. (Приложение 1)
2.Основная часть
2.1 Тестирование «Современная Хакасия».
Отправили участников проекта в библиотеку, чтобы ребята познакомились с литературой на заданную тему, составили вопросы и приготовили тест. Вопросы по истории Хакасии, ответ должен быть только один.
(Приложение 2)
2.2.Написание эссе по теме «Права и свободы человека и гражданина»
«Помнить, чтобы жить»
Обучающиеся получили задание написать эссе на данные темы. Эссе были зачитаны и обсуждены за круглым столом. Лучшие были отправлены в газету « Город мастеров» и «Сорский молибден». (Приложение 3)
2.3.Встречи с участниками локальных войн.
В городе Сорске проживает несколько семей, родственники которых были участниками локальных войн. Ребята посетили эти семьи. Были взяты интервью и собран материал для оформления стенда «Герои России», летописи «Воины-афганцы», также была сделана презентация «Афганистан - боль моя», проведен вечер встречи с воинами-интернационалистами на базе музея города Сорска.
2.4.Квест-игра «Равнение на героев».
Подготовительная работа к мероприятию шла на занятиях в объединениях «Спортивное ориентирование» и «Туристическое».
Сценарный план мероприятия.
I.Построение команд , торжественное открытие.
Звучит гимн РФ, РХ
Поднимаются флаги РФ,РХ.
Организатор мероприятия и гости поздравляют команды.
II.Организационная, техническая часть (жеребьевка, объяснение задания )
III.Старт.
IV.Прохождение этапов.
V.Финиш.
VI.Подведение итогов, награждение.
Ход мероприятия:
1.Построение команд.
2.Организационная,техническая часть
Выступление главного судьи.
Командиры команд подходят за порядковым номером старта.
В мероприятии принимают участие обучающиеся объединений «Краеведение», «Спортивное ориентирование», «Туристическое».
Команды (не более 8 человек) стартуют с интервалом 10 минут.
Цель и задача команд выполнить задания , пройти все этапы:
1этап «Подлаз». Каждый член команды друг за другом подлазит под препятствие между вертикальными столбиками, не сбивая горизонтальные перегородки.
Штрафные очки при нарушении правил: двое на этапе ( один проходит, поднимается, начинает движение следующий)- 1 балл добавляется; сбитая перекладина-1балл добавляется. Команда закончила этап, контролер заполняет оценочный лист, штрафные баллы. Дает разрешение перехода к следующему этапу.
2 этап «Кочки». Команда проходит этап , прыгая друг за другом по «кочкам».
Штрафные очки при нарушении правил: двое на этапе ( один проходит , начинает движение следующий)- 1 балл добавляется; срыв с «кочки»-1балл добавляется. Примечание: На кочку можно вставать как одной ногой, так и двумя.
Команда закончила этап, контролер заполняет оценочный лист и дает разрешение перехода к следующему этапу.
3 этап « Теория по спортивному ориентированию».
Контролер показывает команде 10 условных обозначений. Каждый не правильный ответ-1 балл добавляется.
Контролер заполняет оценочный лист, указывая штрафные баллы.
4этап « Маятник».
Правила прохождения этапа: каждый участник команды при помощи веревки, закрепленной на ветке дерева, должен перепрыгнуть через «ров», не сорвавшись. Штрафные баллы: срыв с веревки и падение в «ров» и заступ. Контролер заполняет оценочный лист, штрафные баллы. Дает разрешение на дальнейшее движение.
5 этап. «Теория по краеведению»
Каждой команде задается по 10 вопросов. Не правильный ответ - штрафное очко. Контролер заполняет оценочный лист и дает разрешение команде уходить на следующий этап.
6этап. «Разведение костра»
Команда собирает ветки, разжигает костер и находится на этапе пока нитка, натянутая над кострищем, не перегорит. Контролер дает команду на движение.
7 этап «Установка палатки». Команда устанавливает двухскатную палатку по правилам. Штрафные балл- перекошенные углы, отвисание. Контролер выставляет штрафные баллы в оценочный лист и дает команду на движение к финишу.
Объявляю 3-х минутную готовность . Первая команда на старт.
III.Старт
Команда на старте получает карту, оценочный лист. Главный судья засекает время.
IV.Команды проходят этапы.
V.Финиш
Команда завершает прохождение этапов. Главный судья останавливает секундомер, регистрирует приход команды, результаты отдает в судейскую коллегию.
VI. Подведение итогов. Награждение.
Команды построились. Участникам соревнований, занявшим 1,2,3 места вручаются грамоты и абонемент на разовое посещение бассейна. Остальные команды награждаются грамотами за участие
8.Методические советы организаторам.
Карты, условные знаки делаем только цветные. Перед соревнованием оповещаем органы Администрации, полиции, так как мероприятие проводим в лесном массиве. Обязательно с детьми проводим инструктаж по поведению в лесу, проверяем наличие страховок от несчастного случая и от клещевого
энцефалита.
Вопросы к участникам мероприятия «Равнение на героев».
1.В каком году было учреждено звание «Герой Советского Союза»
А.1935г.
Б.1934 г.
В.1936 г.
2.Первые Герои Советского Союза
А.В.Ляпидевский, С.А.Леваневский,В.С.Молоков,М.В.Водопьянов,И.В.Доронин,М.Т.Слепнев,
Н.П.Каманин за что были удостоены почетного звания «Герой»
А. За спасение челюскинцев
В.За оборону Москвы
Г.За первый полет в космос
3.В каком году было установлено «Звание Героя Российской Федерации»
А.1991 г.
Б.1992 г.
В.1993 г.
4.В каком году был учрежден орден Славы трех степеней?
А. 1941 г.
Б.1942 г.
В.1943 г.
5.Первый полный кавалер ордена Славы
А. Константин Шевченко
Б. ефрейтор Митрофан Питенин
В.сапер А.Г.Власов
Г.все перечисленные воины
6.Сколько человек удостоены звания Героя в годы Великой Отечественной войны?
А. свыше 11 тысяч человек
Б.свыше 12 тысяч человек
В. свыше 13 тысяч человек
7. Сгруппируй Героев по группам:
А. «Дважды Герой Советского Союза»
Б. «Трижды герой Советского Союза»
А) С.М. Буденный Е)Г.К.Жуков
Б) К.Е.Ворошилов Ж)И.Н.Кожедуб
В)А.М.Василевский З) А.П.Покрышкин
Г)Р.Я.Малиновский И)С.К.Тимошенко
Д) М.Е.Катуков К) И.С.Конев
8.Соотнесите города-герои и даты, когда городу было присвоено почетное звание «Герой»
1.Ленинград А)1965г
2.Москва Б)1945г
3.Керчь В)1973г
4.Минск Г)1976г
5.Тула Д)1974г
6.Мурманск Е)1985г
Ж) 1987г
9.За что было дано Москве звание «Герой».
А. В течение 73 дней войска Советской Армии отражали яростные атаки врага.
Б.Наступление противника было остановлено, миф о непобедимости германской армии был развеян, за героизм и мужество.
В. С 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года оттягивал на себя силы противника.
10.Выберите из героев-покорителей космоса - Героев Советского Союза
А) Гречко Г.М. Г)Артюхин Ю.П.
Б) Волков В.Н. Д)Авдеев С.В.
В)Комаров В.М. Е) Корзун К.Г.
11.Кто из перечисленных героев космоса является дважды Героем Советского Союза?
А) Добровольский Г.Т. Г)Демин Л.С.
Д) Беляев П.И.
Б) Иванченков А.С. Е)Джанибеков В.А.
В) Кизим Л.Д.
12.Определите, о ком идет речь.
С началом войны назначается членом Ставки ,а в 1942 г.- заместителем Верховного Главнокомандующего. В 1943 году ему было присвоено маршальское звание. С его именем связана оборона Ленинграда и Москвы, разгром немецких войск под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, в Белоруссии, взятие Берлина.
А) Жуков Г.К.
Б) Ватутин Н.Ф.
В) Черняховский И.Д.
13. «Да» или «Нет».Если вы согласны с утверждением, напишите «Да»,если не согласны- «Нет»
1.Наступление Красной Армии под Москвой в декабре 1941 года началось в необычных условиях: измотанный в наступательных боях противник даже не успел перейти к обороне.
2.Орден победы был учрежден в СССР в мае 1945г.
3.За мужество и героизм, проявленный в сражениях Великой Отечественной войны, звания Героя Советского Союза удостоены 7 кабардинцев,8 калмыков,36 ингушей и чеченцев.
14.Сколько всего городов-героев?
А)15
Б)12
В)13
15.Сколько человек « Звание герой Советского Союза» получили дважды
А)305
Б)104
В)260
16.Когда был введен нагрудный знак «Золотая Звезда»
А)1937
Б)1938
В)1939
17. Сколько женщин за годы войны получили «Звание Герой Советского Союза»
А)96
Б)120
В)86
18.В каком году был введен орден Суворова, Кутузова, Невского?
А)1941
Б)1942
В)1943
19.Полные кавалеры ордена Славы и Герои Советского Союза.
А) Алешин А.В.
Б)Дубинда П.Х.
В)Кузнецов Н.И.
Г)ДраченкоИ.Г.
Д)все перечисленные герои
20).Какие герои водрузили знамя Победы над Рейхстагом.
А)Егоров М.А.
Б) Кантария М.В.
В) Клочков В.Г.
21.Какая из битв относится к коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны
А) за Берлин
Б) под Москвой
В) Сталинградская
Г) за Кавказ
22) В 1941 году началось одно из перечисленных сражений
А) Сталинградская
Б) Курская
В) освобождение Крыма
Г) битва под Москвой
23) Выдающимися военачальниками в годы Великой Отечественной войны были
А) Василевский А.М.
Б) Конев И.С.
В) Чапаев В.И.
Г) Фрунзе М.В.
24.Определите, кто написал эти строки
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете
А) Д.Бедный
Б) О.Бергольц
В) А.Т.Твардовский
25.В составе, какой дивизии сражались воины Хакасии
А)306 стрелковая
Б)309 стрелковая
В)308 стрелковая
26. Кому из Хакасии было первому присвоено звание Героя
А) Г.Суворов
Б)М.Н.Доможаков
В)В.Г.Тихонов
27. Сколько воинов Хакасии удостоено звания Героев Советского Союза
А)25 чел.
Б)26 чел.
В) 27 чел.
Ответы на тест:
1 Б
2 А
3Б
4В;
5 А,Б.
6 А
7А- б,в,г,д,и,к. Б- е,ж,з ;
8 1Б, 2А,3В, 4Д,5Г,6Е
9 Б;
10 А,Б,В;
11 Б,В,Е ;
12 А;
13. 1Да, 2 Нет; 3 Да;
14 В;
15 Б;
16 В,
17 В,
18 Б,
19 Г,
20 А,Б
21В
22Г
23А,Б
24 В
25А
26 В
27.В
3.Заключение.
Возрастная группа обучающихся: 11-16лет
Период работы над проектом : март-июнь
Итоги подводятся на торжественной линейке, лучшие участники отмечаются грамотами.
Реализация этого проекта позволит улучшить здоровье детей, повысить общефизическую подготовку, решить проблему занятости подростков, сформирует и закрепит понятия: патриотизм, гражданственность, идентичность, технология, проект. Поможет детям научиться выживать в трудных условиях, воспитать взаимовыручку и чувство коллективизма, отстаивать свою точку зрения. Расширит и углубит знания при изучении истории своего родного края.
Для создания проекта «Воспитание гражданской идентичности в дополнительном образовании» мы используем технологию проектного обучения, т.к. она дает возможность:
реализовать конечный продукт через "обучение посредством открытия";
моделировать программу в образовательном пространстве, учитывая потребности социума и разрешать проблемы общими усилиями всех участников проекта; самоопределения обучаемых к выполнению той или иной образовательной деятельности.
4.Список литературы:
1.Научно-редакционный совет издательства «Советская энциклопедия»,1985
2. История России: учеб/ А.Ю.Дворниченко, Ю.В.Тот, М.В. Ходяков.-М.:ТК Велби, изд-во Проспект,2007.-472с.
3.История России с древнейших времен до наших дней: учеб.: в 2т. Т2/ А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.Н.Шестаков; под.редакцией А.Н.Сахарова.-М.:Проспект,2009 г. 720 с.
4.Энциклопедия для детей. Т.5 История России и ее ближайших соседей. Ч3 XX век-3-е изд., перераб. и испр./ Глав.ред.М.Д.Аксенова-М.Аванта +,1999-704 с.
5.Степан Ултургашев «Пирятинская Краснознаменная». Красноярское книжное издательство 1985г.
6.Константинов Ю.С. «Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма» 2009г.Москва,изд.Советский спорт.
7.Шкенев В.А.» Спортивно-прикладной туризм» 8-9класс. 2009г.Волгоград,изд.Учитель.
8.Научно-редакционный совет издательства «Советская энциклопедия»,1985
9. История России: учеб/ А.Ю.Дворниченко, Ю.В.Тот, М.В. Ходяков.-М.:ТК Велби, изд-во Проспект,2007.-472с.
10.История России с древнейших времен до наших дней: учеб.: в 2т. Т2/ А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.Н.Шестаков; под.редакцией А.Н.Сахарова.-М.:Проспект,2009 г. 720 с.
11.Энциклопедия для детей. Т.5 История России и ее ближайших соседей. Ч3 XX век-3-е изд., перераб. и испр./ Глав.ред.М.Д.Аксенова-М.Аванта +,1999-704 с.
12.Степан Ултургашев «Пирятинская Краснознаменная». Красноярское книжное издательство 1985г.
13.Научно-редакционный совет издательства «Советская энциклопедия»,1985
14. История России: учеб/ А.Ю.Дворниченко, Ю.В.Тот, М.В. Ходяков.-М.:ТК Велби, изд-во Проспект,2007.-472с.
15.История России с древнейших времен до наших дней: учеб.: в 2т. Т2/ А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.Н.Шестаков; под.редакцией А.Н.Сахарова.-М.:Проспект,2009 г. 720 с.
16.Энциклопедия для детей. Т.5 История России и ее ближайших соседей. Ч3 XX век-3-е изд., перераб. и испр./ Глав.ред.М.Д.Аксенова-М.Аванта +,1999-704 с.
17.Степан Ултургашев «Пирятинская Краснознаменная». Красноярское книжное издательство 1985г.
18.Константинов Ю.С. «Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма» 2009г.Москва,изд.Советский спорт.
19. Шкенев В.А.» Спортивно-прикладной туризм» 8-9класс. 2009г.Волгоград,изд.Учитель.
20.Эриксон Э. Детство и общество.- СПб., 1996. 592 с.
21. В.Д. Сиповский «Родная старина». – М./ Современник, 1993.
22. И. О.Ионов. Российская цивилизация. – М.,2000.
23. А.Ф. Никитин, Я.В.Соколов. Граждановедение. – М., 1991
Интернет-ресурсы:
http://moscompass.ru/
http://knowledge.allbest.ru/
http://refleader.ru/merpolyfsaty.htmlfleader.ru/merpolyfsaty.html
Приложение 1
Патриотизм- дань моде или историческая необходимость.
Исторический опыт показал, что поступательное развитие общества, экономическое развитие страны, профессиональная состоятельность выпускника не могут быть успешно осуществлены без воспитательного базиса, без учета духовного потенциала личности и общества.
Патриотизм, как известно, – это не только любовь к Родине, но и уважение к своему государству, к нации, к президенту как гаранту, к армии как защитнице.
Воспитание доброго, честного, ответственного, любящего свою Родину человека – это основная задача педагога. В новых современных условиях – это актуально как никогда. Это дело государственной важности. Об этом говорил в своем выступлении Президент РФ В.В.Путин на встрече с участниками Архиерейского Собора Русской Православной Церкви:
«В основе всех побед и достижений России - патриотизм, вера и сила духа. Эти неотъемлемые свойства национального характера помогли нашему народу и в 1612 году одолеть Смуту, помогли победить в Великой Отечественной войне 1812 года. Она тоже была великой для нашего народа, так же как и война 1941-1945 годов. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов опора на истинные ценности вдохновляла наш народ и наше воинство, помогала нам побеждать и помогла победить. Именно сила подлинной, исторической России — России Минина и Пожарского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Сергия Радонежского и Серафима Саровского — сокрушила нацизм и спасла мир…»«Как нет человека без самолюбия, - писал Константин Дмитриевич Ушинский, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [1, с. 321].
Воспитание нравственности и патриотизма в системе дополнительного образования возможна на любом занятии, если педагог ставит это в основу своей работы.
В объединении «Туристическое» можно научиться разжигать костер, варить кашу, ставить палатку, преодолевать полосу препятствий, стрелять в мишень. Здесь формируется воля, характер, бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Задушевные беседы за костром позволяют многое переосмыслить и понять. Нравственные качества в походах закаляются как нигде, без взаимовыручки и уважения друг к другу нельзя почувствовать себя нужным, уверенным в своих силах.
В объединении «Спортивное ориентирование» ребята учатся ходить по карте в любую погоду и в любое время года. Причем участки местности разной сложности. Особенно нравится всем «Полоса выживания». Пройти по висячей лестнице, преодолеть ров нужен и характер и сила воли, а еще и выполнить интеллектуальное задание. При прохождении каждого этапа ребятам нужно ответить на вопросы викторины «Правила пожарной безопасности», «Правила дорожного движения», « Мои права». Мероприятия проходят за населенным пунктом, в горной лесной зоне. Места красивые, правда в последние годы загрязнятся отходами хозяйственной деятельности человека, но и это решается общими усилиями, проводим трудовые десанты по очистке территории. Настоящим патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, необходимо увлечь учащихся, так как будущее рождается сегодня. Необходимо не только создавать условия для всестороннего развития молодого человека, но формировать его активную жизненную позицию.
Использую разные формы и методы, чтобы детям было интересно: конкурсы, вечера, игры, экскурсии, встречи, сбор информации для музейной комнаты. Неоценима роль в системе воспитания нравственности и патриотизма встречи с интересными людьми : берем интервью у людей, прошедших горячие точки. Так была встреча с Бяковым Петром Федоровичем участником войны в Афганистане. В музее города Сорска проходят встречи с ветеранами ВО войны, с детьми войны, с тружениками тыла, с ветеранами комсомольского движения, со строителями Сорского молибденового комбината, художниками и писателями. Ходим в пожарную часть, чтобы познакомиться с людьми этой героической профессии. Елена Даниловна Станкевич- председатель Совета ветеранов - частый гость в Доме детского творчества, готовили архивный материал к 70-летию Великой победы, вместе проводили мероприятия: встречи , беседы: Сталинградская битва, Ветераны войны, Юрий Гагарин; литературно – музыкальный вечер «Цвети, моя Хакасия моя» и многие другие.
Традиционными стали мероприятия ко Дню конституции, ко Дню неизвестного солдата, Героя России, Молодой избиратель, День Победы.
Наши выставки технического и декоративно-прикладного творчества носят патриотическую направленность. Прежде чем приступить к изготовлению поделки, в обязательном порядке собираем материал об этом событии, обсуждаем и беседуем по заданной теме. В газете учреждения «Город мастеров», на сайте всегда освещаем проведенные мероприятия. Если педагог сам патриот, компетентен в своей работе, умеет ставить цель и добиваться ее решения, значит, его ученики будут идти за ним. Те же компетенции в детях можно воспитать только в системе, чему способствует дополнительное образование, где дети определяются по интересам.
Приложение 2
«Современная Хакасия»
1.Как называется высший представительный и законодательный орган Республики Хакасия?
а) Верховный съезд Республики Хакасия
б) Верховный Совет Республики Хакасия
в) Верховная Дума Республики Хакасия
2.В каком году принята Конституция Республики Хакасия?
а)1995г.
б)1996г.
в)1997г.
3.В 1992г. «Закон о языках народов Республики Хакасия» провозгласил государственным языком …
а) хакасский язык
б) русский язык
в) оба языка
4.После 1917года постоянно сокращается количество хакасских поселений.
Что способствовало такому процессу?
а) коллективизация 1929-1930г.
б) поднятие целины и преобразование колхозов в совхозы в 1956-1957гг.
в) политика сокращения числа «бесперспективных» сел
г) верны все высказывания
5.Он сформировал научную школу по исследованию саяно-алтайской тюркологии.
а) В.Г.Карпов
б) Н.И.Лиховид
в) В.Е. Майнагашев
6.Какие отрасли хозяйства в Хакасии основные?
а) электроэнергетика, топливная, машиностроение
б) электроэнергетика, топливная, цветная металлургия
в) электроэнергетика, овцеводство, цветная металлургия
7.Какое имя в ряду лишнее?
А.В.Щукин, В.П.Чебодаев, А.Г.Щетинин, А.К. Стоянов
8. Какая дивизия, в конце 1941., была сформирована в годы Великой Отечественной войны на территории Хакасии в г.Абакане?
а) Рижская
б) Воронежская
в) Пирятинская
9.Первый роман в хакасской литературе Н.Доможакова назывался…
а) «В далеком аале»
б) «Старая лиственница»
в) «Цвет радости»
10.Празднование 250-летия присоединения Хакасии к России было отмечено в …
а) 1958г.
б)1959г.
в) 1960г.
11.С какого танца зародился ансамбль «Жарки»
а) «Маральи панты»
б) «Текущие реки»
в) «Рукавицы – любимому»
12. 309 Пирятинская дивизия за боевые заслуги была награждена…
а) орденом Ленина
б) орденом Красной Звезды
в) орденом Кутузова II степени
13. В апреле 1958 года на XIII съезде ВЛКСМ комсомол призвал молодежь об оказании помощи в строительстве железнодорожной линии Абакан- …?
Ответы: 1б, 2а, 3в, 4г,5а, 6б, 7.А.К.Стоянов, 8в, 9а, 10а, 11в, 12в, 13. Тайшет
Приложение 3
Права и свободы человека и гражданина.
Рано утром, когда солнечный зайчик только - только начал заглядывать в окно, мама сообщила мне радостную весть, что взяты билеты в Москву, и надо собираться. Я была на седьмом небе, и мне хотелось петь, я поцеловала маму и стала собираться в дорогу. Я давно мечтала побывать где-то за пределами Республики Хакасия. Мое первое путешествие по стране началось. Вечером я уже лежала на полке и под размеренный стук колес засыпала. В голову приходили разные мысли: как здорово, что мама заработала деньги на поездку, что ей дали отпуск летом и вообще жить прекрасно.
Весь следующий день я не отходила от окна, где проносились дома, машины, люди. Какая же необъятная наша Родина, сколько в ней людей и каждый мечтает, думает, путешествует, занимается любимым делом. Разве не хорошо жить в этой стране, быть ее гражданином? Пользоваться благами и самой быть ей полезным. Хотя над этим мне еще следует подумать.
На одной из остановок я вышла на перрон, и увидел мужчину без ног, на каталке, и мне стало не по себе. Хорошо ли ему живется и почему он не дома, где о нем заботились бы дети. А он стоит с протянутой рукой, ждет подаяния. Мама дала ему денег, но мне лучше не стало. «В нашей жизни есть и боль, и горе, но нужно думать о хорошем и надеяться на лучшее», - так сказала мама и я поверила ей. Я вырасту, выучусь, стану врачом, и моя старенькая мама всегда будет под моим присмотром. Может это и есть - быть полезным? Дальше я решила пройтись по поезду и задержалась возле пожилого мужчины, который рассказывал интересную историю о том, что когда он был молодым, он строил железную дорогу и за это получил награду от государства. Добросовестно работать - это тоже гражданский долг. Профессий много и у нас есть выбор, главное, чтобы было по душе. Мама говорит, что не место красит человека, а человек- место. Я люблю свою маму, на все у нее есть ответ. Как же плохо тем детям у кого нет мам. Кто же им объяснит, где правда, а где ложь. Чужим людям не до тебя, у них свои проблемы. Наше государство заботится о таких детях, строит детские дома, но там нет любящих мам. Семья- это главное и это долг - вырастить умных и честных детей. Никогда их не бросать и не обижать. Лучше, когда в семье много детей, но для этого нужен сильный и добрый папа, заботливая мама.
Наконец мы приехали в Москву, я растерялась от шума машин, большого количества людей и крепко вцепилась маме в руку. Нас встретил наш дядя, и мы сразу поехали на Красную площадь - символ нашей Родины. Какая мощь и красота! Здесь начиналась история нашей страны, здесь находится правительство, здесь создаются главные законы, которые мы должны знать и выполнять. Я увидела людей разных национальностей, которые толпами и поодиночке передвигались по площади и подмигивали мне, наверно их веселил мой глупый вид. Но ничего я скоро справилась с растерянностью и перестала на них смотреть удивленными глазами. В конце концов, люди разные и каждый имеет право на самовыражение, у каждого народа есть свои традиции, своя культура и надо их уважать. Дядя мой сказал, что хватит на сегодня и был прав, от усталости я просто падала.
Дальше были и музеи, и магазины, но ощущения первого дня были неповторимы. Я много думала, разговаривала с мамой, дядей и многое поняла. Детство - интересная пора, когда ты каждый день делаешь открытия, не задумываясь над тем, что это кем-то создано, что это нужно беречь и охранять. Хорошо, что есть строгие, но справедливые законы, которые дают нам возможность свободно передвигаться по стране, делиться своими впечатлениями с друзьями. С таким же удовольствием я ехала домой, где ждали меня товарищи, купание в озере, походы в лес за ягодой и грибами, мой дом родной, моя малая родина-частица огромной страны. Как я соскучилась о Султане - моем верном псе. Как говорит моя мама, в гостях хорошо, а дома лучше! Я вновь смотрела в окно и думала, что жизни не хватит, чтобы побывать во всех уголках земного шара и только здесь,в своей стране я могу быть спокойным- это моя страна, а я ее гражданин. Именно здесь есть возможность стать Человеком, потому что есть с кого брать пример. Мой дядя глазной врач и он помог очень многим людям. Сколько людей спасают пожарники. Военные стоят на своем посту и охраняют наши рубежи. Не обязательно иметь героическую профессию, надо просто любое дело выполнять добросовестно. Хотя я знаю, что есть много злых людей, которые убивают, грабят, постоянно нарушают законы. Кем же мне стать, чтобы быть полезной? На этот вопрос мне придется ответить самой после учебы в школе. А сейчас мне надо хорошо учиться, заступаться за малышей, быть хорошей подругой, помогать по хозяйству своей маме, заниматься спортом – это мои обязанности сейчас.
А еще я запомнила странный сон, который мне приснился в поезде. Много незнакомых людей, говорящих на непонятном языке, ведущих меня куда-то, что мне холодно, голодно, нет никакой помощи. Я кричу и плачу. Я проснулась и поняла, какая я счастливая, что это только сон. А законы нужны, чтобы по ним жить, чтобы они нас защищали.
Джаун Александра, 11 лет
Помнить, чтобы жизнь продолжалась.
Семья Кожуховских очень большая и дружная, у нее много добрых и красивых традиций. В 1985 году умер мой прадедушка Кожуховский Виктор Александрович – ветеран Великой Отечественной войны, и с тех пор каждый год на 9 мая семья собирается за большим столом, чтобы почтить память всех погибших и умерших за Победу. Когда родилась я и немного подросла, тоже стала частью этой традиции: обязательное возложение цветов к памятнику и посещение могилы прадедушки. Что же я узнала о своем прадедушке из рассказов моих родственников.
Родился Виктор Александрович в селении Форпост Ширинского района Красноярского края, а призывался в армию из Новоселовского района. В армию пошел добровольцем в 16 лет в 1942году, 17 лет исполнилось на передовой, командир на день рождение подарил пулеметную ленту. Виктор стал пулеметчиком 132 пехотной дивизии. Участвовал в Харьковской операции, выходил из окружения. В 1943 году был тяжело ранен, шел страшный бой, вокруг погибали друзья, но нужно было идти в атаку, раздался взрыв и все потемнело. От друзей узнал, что был засыпан метровым слоем земли, бойцы откапали его руками и тяжело контуженного отправили в госпиталь, в Москву. В 1944году прадедушка вернулся домой и еще четыре года ничего не слышал и ничего не говорил. Был инвалидом I группы, но всегда работал. Всю жизнь из его ран выходили осколки. За свой военный и трудовой подвиг награжден многими медалями. После войны стал киномехаником, ездил по деревням и показывал кино. Телевизоров тогда не было, и в клуб ходили всей деревней, неся с собой стулья. Мест в зале всегда не хватало, столько много было желающих. Женился мой прадед Виктор Александрович на моей прабабушке Зое Семеновне, которой в этом году исполняется 88лет, она ветеран труда. Девчонкой работала санитаркой в госпитале. Говорит, что Виктор ее сильно любил, всех женихов разогнал быстро и сам на ней женился. Родилось в семье пять детей, жизнь была тяжелая, но все выжили , среди них мой дедушка - Александр Викторович, который выучился на учителя и до сих пор работает педагогом. Если бы не выжил в годы войны мой прадед, не было бы и моей мамы, значит, не было бы и меня. Но многих война не пощадила, она унесла миллионы жизней, война - это страшно. Надо помнить о тех годах, чтобы война не повторилась, чтобы молодое поколение любило свою Родину и если нужно, встало на ее защиту. Мы благодарны людям, отстоявшим нашу землю от фашизма!
Война-это горе! Война – это зло!
Но подвиг простого солдата забыть не дано!
Чтоб солнце сияло и дети росли
Мы подвиг простого солдата забыть не должны!
Чтоб радость узнали и мир берегли
Мы подвиг простого солдата забыть не должны!
Джаун Александра , 11 лет
Заявление
Я, Кожуховская Елена Ивановна,
Республика Хакасия, город Сорск
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» города Сорска
Заместитель директора по воспитательной работе
«Воспитание гражданской идентичности в дополнительном образовании»
Подтверждаю авторство работы и даю согласие Организаторам Конкурса по выявлению лучшего педагогического опыта, направленного на формирование национальной гражданской идентичности обучающихся на использование моей конкурсной работы или фрагментов работы в некоммерческих целях (на безвозмездную публикацию любым способом и на любых носителях по усмотрению Организаторов Конкурса с обязательным указанием моего авторства)
09 марта 2017г.
Заявление
Я, Кожуховский Александр Викторович,
Республика Хакасия, город Сорск
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» города Сорска
педагог дополнительного образования
«Воспитание гражданской идентичности в дополнительном образовании»
Подтверждаю авторство работы и даю согласие Организаторам Конкурса по выявлению лучшего педагогического опыта, направленного на формирование национальной гражданской идентичности обучающихся на использование моей конкурсной работы или фрагментов работы в некоммерческих целях (на безвозмездную публикацию любым способом и на любых носителях по усмотрению Организаторов Конкурса с обязательным указанием моего авторства)
09 марта 2017г.
Заявление
Я, Бандяева Елена Григорьевна,
Республика Хакасия, город Сорск
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» города Сорска
педагог дополнительного образования
«Воспитание гражданской идентичности в дополнительном образовании»
Подтверждаю авторство работы и даю согласие Организаторам Конкурса по выявлению лучшего педагогического опыта, направленного на формирование национальной гражданской идентичности обучающихся на использование моей конкурсной работы или фрагментов работы в некоммерческих целях (на безвозмездную публикацию любым способом и на любых носителях по усмотрению Организаторов Конкурса с обязательным указанием моего авторства)
09 марта 2017г.