СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание и образование личности на основе народных традиций

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать познавательный интерес детей к народному искусству.  Сформировать представления о культурных традициях и обычаях родной страны, населения Воронежской области. Расширить знания об основных занятиях наших земляков в далеком прошлом, приобщать к национальной культуре как к системе общечеловеческих ценностей через городской краеведческий музей выставочного зала «Народные умельцы нашего края», музей Воронежской области г. Рамонь «Бирюльки» и музей «Романовская игрушка» Липецкой области.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание и образование личности на основе народных традиций»

Семинар- практикум «Воспитание и образование личности на основе народных традиций» - интегрированный урок географии и изобразительного искусства.

Авторы: Булдыженко Евгения Александровна учитель изобразительного искусства, МХК, искусства, МКОУ СОШ №12, г.Лиски, Воронежской области.

Жихарева Елена Александровна учитель географии и краеведения, МКОУ СОШ №12, г. Лиски, Воронежской области.

Батлукова Лариса Александровна учитель географии и краеведения, МКОУ СОШ №12. г. Лиски, Воронежская область


  • Структура музейной педагогики.

  • Цели и задачи в ходе исследовательской работы.

1. Развивать познавательный интерес детей к народному искусству. Сформировать представления о культурных традициях и обычаях родной страны, населения Воронежской области. Расширить знания об основных занятиях наших земляков в далеком прошлом, приобщать к национальной культуре как к системе общечеловеческих ценностей через городской краеведческий музей выставочного зала «Народные умельцы нашего края», музей Воронежской области г. Рамонь «Бирюльки» и музей «Романовская игрушка» Липецкой области.

2. Определить на карте центры народных художественных промыслов России и Воронежского края. Познакомить с географией художественных промыслов малой Родины, зависимость народных промыслов от природных ресурсов и значение в промышленности.

3.Приобщать учащихся к народному искусству. Воспитывать патриотические чувства, нравственное отношение к миру через эстетическое развитие, любовь к Родине, уважение к трудовому народу, к обычаям и традициям русского народа. Активизировать творческий потенциал учеников, показать практическую направленность уроков изобразительного искусства, в ходе которых дети раскроют свои творческие способности.

1.Дополнительное образование географического, художественного и духовного краеведения. Экскурсия в краеведческий музей г. Лиски на выставку: «Народные умельцы нашего края». Мастерицы Лискинского района познакомили детей со своим творчеством. Учащиеся увидели изделия народных мастеров: резьбу по дереву, аппликацию соломкой, работы из бисера, кружевные салфетки, народную вышивку. Совершили экскурсию в музей «Бирюльки» г. Рамонь, где ребята получили возможность познакомится с народными играми, с убранством русской избы и соприкоснуться с деревообрабатывающим станком, на котором работали наши предки. Школьники побывали на уроках «Мастер ‑ класс» в музее романовской игрушки Липецкой области. Они изготовили народную тряпичную и глиняные игрушки, узнали о народных промыслах, провели чайную церемонию, познакомились с традициями и обычаями русского народа. С целью активизации внимания учащихся во время экскурсии выполнили поисково – исследовательский проект,

Дети «Фотографы» собрали материал (фотографии, рисунки), «Журналисты» сделали необходимые записи, ученики владеющие ИКТ использовали этот материал с последующей его обработкой.




Интегрированный урок географического, художественного и духовного краеведения в 6 классе (основное образование).

Тема урока: Народные промыслы России и родного края

  • Цель урока: сформировать и обобщить знания о народных промыслах и их характерных особенностях.

Оборудование: видеофильм: «Музейная педагогика в школе» для доклада. Географическое лото. Видеофильм: «Гжельская керамика». Презентация: «Народные художественные промыслы родного края». Художественные материалы для практической работы: пластиковые белые заготовки тарелок, декупажные салфетки, клей, кисти, стихи, частушки, народные песни, поговорки и пословицы. Презентация с пояснением творческой работы «В научной лаборатории». Видеофильм  «Народные художественные промыслы России в музыкальной обработке».

Использованный потенциал: городской, краеведческий музей «Народные умельцы нашего края». Музей «Бирюльки» г. Рамонь. Музей «Романовская игрушка» Липецкая область». Музей - замок принцессы Е.М. Ольденбургской.

Ход урока.

1.Организационная часть.

2.Обобщение изученного материала.

Предмет географии. В ходе проектно - исследовательской работы на основе собранного материала дети приготовили к семинару видеофильм: «Изучаем и познаем нашу Родину». Выполнили презентации для урока географии и изобразительного искусства. Нашли видеофильм: «Фарфоровый завод керамических изделий». Выяснили, зависимость от природных условий и ресурсов расположения народных промыслов Воронежского края и России. Леса и поля, реки и озера, наши знаменитые черноземные почвы, шерсть, розовый мрамор, глина, – это природные ресурсы, которые использует наш талантливый народ в своем творчестве. Центром гжельской керамики является Московская область, район «Гжельский куст», где добывали много глины. По плакатам дети определяют тему урока: «Народные промыслы». Вспомним, какие народные промыслы мы изучили. Смотрим презентацию: «Народные художественные промыслы родного края».

Посещение интеллектуального клуба: «Что? Где?». Учащиеся проявят находчивость и свой талант.

Дети играют в географическое лото, определяют народные промыслы Воронежской области и России. Проверка знаний проходит по презентации. После окончания игры учащиеся поют частушки.

Предмет изобразительного искусства.

Продолжим говорить о народном творчестве. В ходе поисково – исследовательской деятельности выяснили, какие народные художественные промыслы существуют на территории Воронежской области. Познакомились с народным, старинным промыслом России «Гжель». Сегодня мы будем работать в народных традициях росписи «Гжель». А поэтому совершим заочное путешествие на фарфоровый завод по производству гжельской керамики. Школьники смотрят видеофильм. Подведем итог нашему путешествию. Перед вами вопросы, прочтите их и найдите правильный ответ на карточках которые лежат у вас на партах..

Сегодня мы посетим «научную лабораторию» и творческую мастерскую, где вы сможете применить свои знания и умения.

Научная лаборатория.

Поэтическая страничка. Ученики читают стихотворение: «Васильковая Гжель».

Научная деятельность. Составить синквейн на тему народного керамического промысла Московской области.

Синквейн – это метод, прием, используемый для развития творческого мышления учащихся. Стихотворение без рифмы, белый стих помогающий синтезировать, резюмировать информацию. Синквейн с французского языка переводится «пять строк».

Правила составления синквейна по презентации.

1.Существительное, которое нужно осмыслить (тема).

2.Два прилагательных, характеризующих данное слово.

3.Три глагола: действия, в рамках темы.

4.Фраза из четырех слов, передающая отношение к теме.

5.Синоним к первому слову, который содержит вывод, резюме

Дети составляют синквейн на тему народного промысла «Гжель», кто быстрее и лучше напишет. Читают классу свои произведения.

. Пишут кластер. Кластер это взаимодействие учреждений, организаций, сконцентрированных на одной территории. В нашем случае - это скопления слов вокруг ключевого короткого предложения или слова. Вокруг ключевых слов записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи, с данной темой. По мере того как возникают идеи необходимо установить взаимосвязь между ними (словами и предложениями) т. е. составить короткий рассказ на заданную тему. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. Проверка знаний.
Творческая мастерская.

Дети проявляют себя в роли народного мастера. Декупаж пластиковой тарелочки в стиле Гжель. Тарелочка может стать предметом украшения интерьера, подарком на любой праздник. Декупаж от французского слова вырезать. Это техника украшения, аппликация, декорирования с помощью вырезных бумажных мотивов. Применение может быть безграничным: посуда, книги, шкатулки, музыкальные инструменты, плошки для цветов, флаконы, обувь и даже одежда. Любой материал кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль, гипс должны быть однотонными и светлыми, чтобы узор на поверхности выделялся. Самая простая техника декупажа – это вырезать орнамент на салфетке, приклеить его на предмет декорирования клеем ПВА, высохнет, покрыть лаком. Школьники находят декоративную композицию из вырезанных салфеток для своих изделий. Приклеивают и ждут, когда клей высохнет.

Лекторская группа учеников исполняют народные песни, поговорки и пословицы в стиле реп, дети - артисты в русских народных костюмах. Изделие покрывается лаком, высыхает.

Смотрим видеофильм в музыкальной обработке «Народные художественные промыслы России».

Делают вывод: «Рукам работа – душе праздник».

Работы выполненные, учащимися дарятся гостям, подарок сопровождается русской народной поговоркой или пословицей о труде.


3. Закрепление материала. (Рефлексия учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного).

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята выбирают остров своего настроения путем приклеивания на него геометрического круга или флажка.




4. Итог урока: учитель подводит итог творческой деятельности школьников в связи их эмоционального настроения и предлагает дальнейшую совместную работу по краеведению: «Исследовательский проект русского народного костюма и современная одежда».




Используемая литература:

  1. Ж. искусство. 1997. №1. Мы входим в храм

  2. Ж. юный художник. 1998-2005г.г. № 9,10,12

  3. Смирнова Р. Уроки рисования. М., 2001

  4. Барадулин Д. Основы художественного ремесла. М., 1987

  5. Поэзия 19в. М., 1970

  6. Духовная поэзия. М., 1994

  7. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М., 2000

8.Губанова Е. Н. Декоративно - прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе.

9. Горяева Н. А., Островская О. В. Декоративно – прикладное искусство в

жизни человека. Детская энциклопедия.

10.Губанова Е. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе.

11.Н.П. Красикова, Е.Г.Матвеева. Мастера художественных ремесел Воронежской области. Центр духовного возрождения Черноземного края, 2004г.

12.Матвеева Е.Г. Воронежская матрешка. Воронежский костюм. Воронежская роспись. Центр Черноземного края, 2007г.