Воспитание конкурентоспособной личности на основе интегративного подхода
Фёдорова Лилия Николаевна
ГУ «Дружбинская основная школа
отдела образования акимата Камыстинского района»
Костанайская область, Камыстинский район, с.Дружба
Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствовать самому, надо наконец, жить жизнью детей чтобы быть гуманным педагогом.
Ш. А. Амонашвили
Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.
Каждый раз, вглядываясь в глаза своих учеников, спрашиваю себя: что я должна сделать для ребёнка, в жизнь которого я вошла. Как развить те зёрнышки его таланта, которые в нём, несомненно, есть. Как помочь выбрать правильный путь в современном мире? Дети, как правило, ждут, чтобы мы показали им путь, который определит их дальнейшую жизнь.Призавём ли мы их к свету или оставим во тьме невежества? От этого зависит наш завтрашний день. И нам, учителям, важно найти гармонию между нашей успокоенностью и ребячьей взволнованостью, чтобы не погасить искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Сегодняшние дети сидящие за партами, уже не те, что были 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, они смелее и самоувереннее. На этапе обновления системы образования мы должны сделать всё необходимое, чтобы воспитать высоконравстенного, конкурентоспособного, творческого человека принимающего судьбу Отечества как личную.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет также хорошо и уютно, как в семье. Ребенка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое Я.
Изменившиеся социально – экономические отношения в стране требуют от ребенка, быстрой адаптации к новым условиям существования. Встает проблема: как в условиях жесткой рыночной конкуренции сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека и при этом, воспитать в нём конкурентоспособность, умение найти свой собственный путь в жизни.
Казахстанская педагогическая наука оказалась перед сложной проблемой поиска, выбора и реализации педагогической доктрины воспитания личности нового типа. Основными чертами такой личности должны стать: конкурентноспособность,умение выбрать свой индивидуальный путь в условиях разнообразия жизненных ситуаций, творческое и критическое мышление, толерантное отношение к другим, гуманизм, способность к самореализации, самоактивность, ответственность.
На сегодняшний день в нашей стране выстроена целостная система воспитания, ориентированная на современные потребности общества и
государства.Требования, предъявляемые к воспитанию поколения, отражены в Послании Президента Н.А.Назарбаева, в Законе Республики Казахстан «Об образовании» и т.д.
Наработан большой образовательный и пропагандистский ресурс, посредством которого организована воспитательная работа в школах. Этот ресурс формируется из системы образовательных и воспитательных программ, а также внеучебных мероприятий.
Национальной академией образования имени И.Алтынсарина было разработано Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2016-2017 учебном году», в котором был выделен раздел «Патриотический Акт «Мәңгілік Ел». Масштабные идеи и концептуальные подходы к духовному обновлению общества, содержащихся в статье главы государства Н.А. Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания".
Идеи «Мәңгілік Ел» внедряются в школьное содержание через академические предметы, исследовательскую и внеурочную деятельность, дополнительное образование, элективные курсы.
Эти документы имеют огромное значение для нашей страны, в частности для образования и воспитания.
Поставлены задачи, определены приоритеты развития, реализация которых позволит достичь планируемых результатов.
В своей деятельности опираюсь на глубокое изучение и продвижение среди обучающихся масштабных идей и концептуальных подходов к духовному обновлению общества, содержащихся в статье главы государства Н.А. Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания".
Лидер Нации подчеркивает: «Я убежден: начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию – она выступит их сердцевиной».
В разделе I «О национальном сознании в XXI веке» программного документа Президент РК Н.А. Назарбаев выделил несколько направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца.
Одно из них – конкурентоспособность.
Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность.
Рост конкуренции практически во всех сферах жизнедеятельности требует от человека творческой самореализации (С.Н.Бегидова, А.А.Деркач и др.), прежде всего, — к самореализации в условиях конкуренции, когда, с одной стороны, «...развивающийся рынок труда и «рынок личностей» предъявляют к подрастающему поколению высокие требования» (В.И.Шаповалов), а с другой — для молодых людей в обыденной жизни «...не всегда создаются условия для реализации потребности в самореализации» (Д.И.Фельдштейн). Поэтому ведущее требование к системе образования, по сути, критерий оценки ее качества — становление конкурентоспособной личности (Л.М.Митина, В.И.Новикова, Д.В.Чернилевский, В.И.Шаповалов и др.).Конкурентоспособность страны напрямую зависит от конкурентоспособности каждого человека (А.Ф.Бородин, В.Н.Маровгулов, Ф.Р.Туктаров и др.) как гражданина участвующего в социально-политических процессах, в построении демократического общества, как специалиста, обеспечивающего эффективность экономической деятельности различных организаций, предприятий, отраслей народного хозяйства (Е.А.Галузо, Л.А.Емельянова, С.А.Кореневский, В.Н.Шувалов, М.М.Эбзеев и др.). Нерешенность проблем подготовки конкурентоспособной личности препятствует пониманию социумом тенденций развития страны, снижает
конкурентоспособность всех сфер жизнедеятельности государства. Таким образом, конкурентоспособность личности представляется важнейшим ресурсом развития общества, потенциал которого до сих пор используется не в полной мере. Наличие конкурентоспособности приобретает для человека и личную значимость, поскольку обеспечивает востребованность и способность занимать лидирующие позиции в любой области профессиональной деятельности (С.Я.Батышев, Н.В.Борисова, С.А.Потачев, С.Н.Широбоков и др.). Становление конкурентоспособности личности в системе образования является условием и фактором жизненной и профессиональной успешности, залогом эффективного самосовершенствования. Вопросы развития конкурентоспособности личности в системе образования с разной степенью полноты и конкретизации отражены в педагогических работах В.С.Безруковой, Л.А.Емельяновой, И.М.Ильковской, В.А.Оганесова, Н.Н.Сидоровой, В.И.Шаповалова, А.И.Щербакова и других ученых.
Для воспитания конкурентоспособной личности, необходимо выявить само понятие «конкурентоспособная личность школьника» уточненить такие понятия, как «конкуренция», «конкурентоспособность», «конкурентоспособность личности», «конкурентоспособная личность», «конкурентоспособное поведение», «конкурентные преимущества», «конкурентная среда» и др.
Согласно трактовке Толкового словаря русского языка «конкуренция» - это соперничество, борьба за достижение больших выгод, преимуществ.
Оксфордский словарь английского языка и Словарь Вебстера обозначает конкуренцию словом «competition» — соревнование, конкурс.
В содержании конкуренции заложен двойной смысл: с одной стороны — борьба, а с другой — совместность действий, сотрудничество. Конкурировать — означает сталкиваться не только в противодействии, но и во взаимодействии. Конкуренция занимает большое место и играет важную роль в жизни современного общества. Более того, она является одной из самых насущных и актуальных.
В процессе воспитания мы определяем конкуренцию не как борьбу, а как соревнование, происходящее по определенным правилам, дающее возможность каждому участнику лучше раскрыть свои потенциальные возможности, самореализоваться как личности.
Осуществляемая в настоящее время модернизация казахстанского образования характеризуется стремлением обрести идеологическую опору и обеспечить условия коренного переустройства, адекватного национальным и общемировым социокультурным потребностям. Ученики должны быть высокообразованными, нравственными, предприимчивыми людьми, способными к сотрудничеству, обладающими мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Воспитание конкурентоспособной личности невозможно без развития общечеловеческих и национальных ценностей.
К.Д.Ушинский был глубоко прав в утверждении, что система воспитания детей связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. «Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», - писал К.Д.Ушинский.
Интеграция информационных и традиционных технологий в процесс воспитания обеспечивает формирование конкурентоспособной личности учащихся.
Интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) — объединение в целое каких-либо частей, элементов, приводящее к качественно новому образованию, к восстановлению какого-либо единства. Это не сумма соединенных частей, а органическое их взаимопроникновение, дающее новое целостное и системное образование.
Согласно исследованиям интегративных тенденций (Т.К. Александрова, И.Ю. Алексашина, B.C. Безрукова, М.И. Берулава, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, Н.К. Чапаев и др.), интеграция определяется как одно из перспективных направлений реализации личностно-ориентированного образования, которое требует разработки содержания образования, включающего не только научные знания, но и приемы и методы познания.
Само понятие конкурентоспособность — интегративное динамическое качество личности. Ее интегративный характер заключается во взаимосвязанности и взаимообусловленности структурных компонентов: компетентности личности, акмеологической направленности личности, конкурентоопределяющих личностных качеств. Компетентность личности — совокупность взаимосвязанных знаний, умений, способов выполнения деятельности, опыта практического использования знаний и умений, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним; владение определенными компетенциями (В.А.Исаев, Е.И.Сахарчук, A.B.Хуторской и др.).
Специфическими конкурентоспособности личности являются готовность и способность открыто выражать свою позицию, целеустремнённость, трудолюбие, способность к преодолению трудностей. Их достижение позволяет ребёнку эффективно вести себя во время работы в группе, осуществлять поиск решений проблемы, устанавливать конструктивные взаимоотношения со сверстниками, а также качественно и творчески решать поставленные задачи, демонстрировать самостоятельность, критическое мышление, творчество, готовность к построению личностного роста.
Опыт и практика показывают, что именно начальная школа является самым благоприятным временем для развития конкурентоспособной личности, через интегративный подход, который на доступном уровне позволяет освоить материал. В это время у ребёнка формируются самостоятельность и готовность к повышению уровня знаний, ответственность, надежность, гражданственность, духовность, стремление к социальному успеху. Необходимо воспитывать в детях здоровую конкуренцию, основанную на, собственных, знаниях, добром отношении друг к другу, взаимопомощи.
В «Словах назидания» великого Абая содержится призыв к воспитанию любви и уважительного отношения к Человеку, к культуре, традициям и обычаям всех людей независимо от происхождения их рода и народности.
Интеграция обучения и воспитания естественным образом вытекает из стремления дать молодому поколению целостное, единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Общеобразовательный характер школьного обучения и воспитания также направлен на обеспечение элементарной образованности и воспитанности у школьников независимо от будущей трудовой деятельности.
В. Т. Фоменко заметил, что характерные для современного образования процессы гуманизации, информатизации, экологизации, регионализации - не что иное, как интеграционные процессы. К этим педагогическим тенденциям, по его мнению, следует относиться как к переводу образования на интегративную основу.
Понимая, что в условиях социально-экономического развития необходимо перестроить отношения между учителями и учениками, обеспечить учет индивидуальных и психофизических особенностей личности школьников, создать условия для полного самораскрытия и самореализации всех участников единого воспитательного коллектива.
Образование из способа обучения и просвещения индивида должно перерасти в способ развития его общекультурного потенциала, формирования в нем образа мира, человека в этом мире и человечности в самом себе, которая немыслима без духовности. Воспитание патриотизма, духовности и национальной идентичности невозможно, если содержание не будет отражать казахстанскую культуру и опираться на местные традиции.
На основании этого мною были определены принципы развития системы построения воспитательной деятельности.
Вот эти принципы:
Постановка задач развития личности учащегося в центр образовательно–воспитательного процесса;
Создание для каждого учащегося комфортных условий, способствующих его личностной реализации;
Воспитание успехом;
Природо и культуросообразность; гуманизация; непрерывность и системность учения и воспитания;
Дифференциация и интеграция.
Чтобы личность ученика стала главной в деятельности школы, в первую очередь нужно создать социально богатую среду, ибо среда – решающий фактор воспитания. Педагог организует ее из предметно-пространственного окружения, из социально – поведенческого окружения. Все это представляет ему жизнь такой, какая она есть или может быть, содействует формированию образа жизни и служит основанием для последующего взаимодействия с нею, оценивая ее, и выстраивая собственное поведение в этом представленном в сознании ребенка мире.
В познании открывать объективные закономерности; в общении транслировать свое «Я» другому человеку и воспринимать трансляцию его особенного «Я»; в художественной деятельности воспроизводить либо сотворять красоту; в общественной работе выдвигать идеи и отстаивать их; в ценностно-ориентированной – постигать одну из тайн счастливой жизни; в спортивной –лепить свое тело сильным, ловким, красивым.
Принцип гуманизации образования и воспитания подразумевает «очеловечивание» системы деятельности школы, актуализацию и удовлетворение индивидуальных интересов учащегося, приближение школьной жизни к обучаемому, что способствует становлению духовно-нравственных ценностей.
Педагогика сотрудничества– это взаимодействие взрослых и детей с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
Для реализации в практике этих принципов необходимо проявить следующие профессиональные умения:
Во время общения с воспитанниками акцентировать внимание на предмете деятельности или отношениях –тогда индивидуальные своеобразия не только не станут мешать совместной работе, но придадут неожиданную окраску взаимодействием;
Инструментировать признание права каждого (и воспитанника, и педагога) на отличие во мнениях, суждениях, вкусах, способностях –тогда общение с детьми становится интересным, духовно богатым, будет инициировать мысль участников в совместной деятельности;
Не прибегать к открытой и прямой оценке воспитанника, больше высказывать свое отношение к происходящему, использовать прием «я –сообщение», расценивать недостатки человека как не успевшие сформироваться, а потому и не проявляющие себя достоинства –тогда укрепляется уверенность ребенка в себе, повышается его самооценка, активность и общее самочувствие;
Выражать соучастие его жизнедеятельности, сопереживать успехам и неудачам, высказывать ему свою заботу и доброе расположение;
Отмечая несходство воспитанника с другими людьми, подчеркивать уникальность и неповторимость его личностного «Я», тогда повышается статус этого воспитанника в группе, формируется свобода проявления личности, а также повышается самоконтроль, направленный на поддержание чести.
Результатом работы педагога, занявшего позицию принятия ребенка как данности, становится принятие и детьми такого принципиального общего отношения к людям. Эти ученики через некоторое время научатся выдерживать позицию принятия как данности в самых сложных ситуациях. Следовательно, профессиональная позиция педагога – дело чрезвычайной важности, ему следует уделять время и не жалеть педагогических духовных усилий по осмыслению своей персональной позиции, а также общей педагогического коллектива школы как субъекта воспитательного процесса.
Сегодня разрабатывается проблема ситуации успеха как решающего условия духовного становления личности. Свободно проявлять себя может лишь личность, уверенная в своих способностях, а для этого ей надо пережить успех собственной деятельности. К тому же, только успешная деятельность, вызывая удовлетворение, служит основой для формирования конкурентоспособности.
Ситуация успеха порождает психологическое условие принятия деятельности и своего «Я» в деятельности как ее субъекта, закладывает основы для духовной потребности в успешной деятельности и потребности в повторном проживании успеха. А это означает для педагога, что, если он хочет, чтобы ребенок любил что-то делать, надо создать ситуацию успеха этого дела, соблюдая несколько простых педагогических правил:
Поддерживать доброжелательное отношение к ребенку в течение его деятельности;
Авансировать, то есть, предварительно огласить достоинства ребенка, которые позволят ему достигнуть успеха;
Подчеркнуть исключительные персональные качества личности ребенка;
Задавать высокий уровень мотивации, снять страх перед предстоящей работой;
Предложить скрытую инструкцию, облегчающую первые шаги предстоящих усилий;
Выразить уверенность, что успех станет обязательным исходом задуманного;
По окончании деятельности положительно оценить отдельные стороны исполнения, охарактеризовать их особенность.
Стоит заметить, что большое влияние на активность ученика и благоприятное психологическое состояние. Это шутка. Юмор сам по себе обладает колоссальной силой воздействия, он снимает напряжение, психологически расковывает человека, доставляет удовольствие, способствует установлению доброжелательных отношений.
Взаимная доброжелательность –основа работы с детьми, будь это групповая работа или работа индивидуальная. Психологически свободны, раскрепощены оба субъекта в их совместной деятельности, все естественно в их взаимоотношениях, все обусловлено культурой, уходит в прошлое образ воспитания как борьба двух противоборствующих сторон, одна из которых стоит на педагогических контурах и озабочена своим авторитетом, другая чувствует свою зависимость, подчиненность.
Современный культурный человек, стремящийся к постижению материального и духовного достояния истории, к активному взаимодействию с ним и созданию новых ценностей, должен осознавать необходимость в освоении специфического компонента культуры – культуры физической.
И наконец, принципы: дифференциации и интеграции.
Дифференциация в обучении и воспитании предполагает:
Создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребенка способом, темпом;
Отбор объема содержания программы образования в соответствии с индивидуальными наклонностями и психо-физическими возможностями;
Учет специфических позиций детей и взрослых (прежде всего родителей и учителей) в воспитательном процессе.
Принцип интеграции рассматривает как основа реформирования содержания образования и предполагает:
Преодоление диспропорции между дисциплинами, обогащающими личность научными знаниями;
Вооружающими способами деятельности, представляющими возможность художественно-образного восприятия мира;
Формирующими целостные представления об окружающей действительности;
Создание между вышеперечисленными знаниями сущностных взаимосвязей.
Прогностическое представление образа школьника 1 ступени обучения.
Важным элементом перестройки целостного педагогического процесса является перенесение акцента на воспитание, способствующее самоопределению, саморазвитию. Единство воспитательных ценностей, гуманистическая позиция позволяет создать благоприятный психологический климат, единое диалогическое и духовное пространство для межличностного взаимодействия школьников.
Повышение конкурентоспособности страны на международной арене, в том числе в области образования, а также воспитание конкурентоспособного поколения, готового взять на себя ответственность за будущее страны.
Процесс формирования конкурентоспособной личности является сложным, противоречивым и недостаточно изученным. Поэтому проблема формирования и развития конкурентоспособной личности становится одной из важнейших в системе образования XXI века, актуальной для современного образования и общества в целом.
Литература
С.Я.Рубинштейн.Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.:Педагогика, 1981.
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы // ru.government.kz/resources/docs/doc18
Л.С. Подлесная., С.К.Дуб. Национальные и общечеловеческие ценности в условиях глобализации.Гуманитарный журнал
К.Д.Ушинский. Избранные труды
Абай «Слова назидания»
Бузаров К.И. Интегративный подход к педагогическому процессу
Н.А. Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания".
Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2016-2017 учебном году.
Бахарева Л.Н. Начальная школа. 1991