СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание культуры поведения младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над нравственным воспитанием учащихся начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание культуры поведения младших школьников.»

Воспитание культуры поведения младших школьников.

Первые годы пребывания в школе являются важным и ответственным этапом в развитии культуры поведения младших школьников, поэтому с приходом детей в школу начинается целенаправленная работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности, опрятности, вежливости, умение культурно вести себя в школе, на улице, в общественных местах.

В начальных классах ребенок не только овладевает основами знаний, у него уже закладываются основы характера, воли, всего нравственного облика. Если эти основы «добротные», то развитие ребенка идет должным образом. Пробелы же в воспитании, даже если они не заметны в младшем школьном возрасте, обязательно проявятся позднее, и тогда придется заниматься уже не столько воспитанием ребенка, сколько его перевоспитанием, что значительно сложнее.

Разъяснение правил культурного поведения должно основываться и тесно связываться там, где только возможно, с нормами нравственности. В основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта, точности лежат моральные принципы нашего общества: гуманизм, коллективизм, дружба, товарищество, ответственность за свои поступки и поведение. Ребенок постепенно начинает осознавать и оценивать выполнение этих правил с точки зрения нравственности. Тогда единство знания и привычки способствует тому, что поведение становится устойчивым, складываются определенные качества личности, обладатель которых иначе и поступать не может. Всегда быть вежливым, обязательным, точным – значит приобрести такие качества, как вежливость, точность, обязательность.

Особую трудность для детей 6-7-летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени.

Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:
(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.




Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности.

Дисциплина – это как основа воспитания этической культуры детей младшего школьного возраста.

Слово дисциплина (disciplina) латинского происхождения и в переводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определенную систему знаний, например математическая дисциплина, лингвистическая дисциплина и т.д. В другом же смысле, в каком мы употребляем его в данном случае, оно обозначает «обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку; выдержанность, привычку к строгому порядку».

Содержание школьной дисциплины определяется теми нормами и требованиями, которые устанавливаются правилами для учащихся, а также внутренним распорядком школы. Важнейшими из этих правил являются следующие: школьники обязаны добросовестно выполнять учебные задания и овладевать знаниями; в хорошем состоянии поддерживать свои учебники, тетради и учебные пособия; соблюдать порядок и тишину на занятиях; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, старшими и товарищами; принимать участие во внеклассных мероприятиях; не допускать грубых и оскорбительных слов; быть требовательными к своему внешнему виду; поддерживать честь своей школы и своего класса и т. д.

Конкретные требования предъявляются к поведению учащихся на улице и в общественных местах. Поскольку содержание этих норм и требований должно учитывать возрастные особенности учащихся, они имеют свою специфику в отношении к учащимся начальных, средних и старших классов. К сожалению, в последние годы внимание к разработке правил поведения школьников было ослаблено, хотя четкое их определение имеет большое воспитательное значение. Дело в том, что правила для учащихся и внутренний распорядок школы являются нормативными документами, на основе которых осуществляется воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, как личностных качеств школьников.

Одна из серьезных причин невыполнения детьми правил поведения лежит в окружающих ребенка людях. Дело в том, что взрослые далеко не всегда являют собой образец поведения в общественных местах, дома, на улице. Они бывают нервными и грубыми, бестактным и невежливым, т.е. позволяют себе такое поведения, резко осуждается у детей.

Итак, воспитывая культуру поведения, сами взрослые должны постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей. Это одно из основных положений педагогики должно быть донесено до родителей.

Единство требований школы, семьи и всех взрослых людей по отношению к младшим, когда никто не может пройти мимо нарушения правил ребенком (пусть это даже чужой ребенок), должно стать законом нашей жизни.

Воспитанием культуры поведения нужно заниматься только систематически и планомерно, постепенно усложняя правила, которыми должны овладеть дети, - если браться за это от случая к случаю, толку все равно не будет.

Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами, используемыми мною в работе, являются  приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали. Важным средством приучения младших школьников к культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе систематических занятий.

   В системе работы учителя большое значение имеет и разъяснение детям этических норм, связанных с правилами культурного поведения. Методы разъяснения разные: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседа о прочитанном рассказе, стенды по культуре поведения. Главная задача нравственного образования - формировать нравственные представления и понятия как доброжелательность, справедливость, гуманность, дружба, общество и др. При разъяснении правил культурного поведения необходимо обратить внимание детей на мотивы поступков и их последствия для других людей. Тогда правило выступает не как случайное и необоснованное требование, а как разумная необходимость для младших школьников.

   Среди методов разъяснения правил поведения ведущее место занимает беседа учителя с детьми. Почему именно беседа? Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют друг друга, высказывают разные мнения, основываясь на собственном (пусть небольшом и ограниченном) опыте. Именно в беседе раскрывается понимание детьми тех или иных правил. Высказывания учащихся позволяют педагогу судить о том, что уже хорошо известно детям, а  какие правила им малознакомы или незнакомы вовсе. Выслушав детей, педагог подводит итог беседе, формулирует правила поведения, останавливается на ошибочных высказываниях.

Эффективный прием разъяснения детям правил культурного поведения – использование литературных произведений – рассказов, стихотворений, басен. При этом целесообразно обсуждать с детьми и образцы правильного поведения и негативные поступки. В работе с детьми надо широко использовать юмор. Важно показать детям в смешном виде героев произведений, которые не умеют или не хотят выполнять правила культурного поведения. И таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими на них.

Организация работы с классом является главной задачей учителя. Но вместе с тем проводится и индивидуальная работа с отдельными учениками в зависимости от уровня их воспитанности и условий жизни в семье. Индивидуальная работа проводится в тесном контакте с родителями.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от согласованной работы педагогического коллектива и семьи. Родители должны знать, какие требования предъявляются к поведению детей, и в этом же направлении вести работу дома, в семье.

Работа по воспитанию культуры поведения проходит успешно, если в ней принимают участие все учителя начальных классов. Усилия одного учителя, который ведет работу только в своем классе, не могут дать устойчивого положительного результата. Дети, выходя за стены своей классной комнаты, будут постоянно встречаться с другими школьниками, от которых не требуют выполнения необходимых правил культурного поведения. Трудно будет создать и общешкольное общественное мнение, осуждающее нарушение правил поведения.

Предъявление одинаковых требований к поведению учеников составляет обязательное условие в работе по воспитанию культуры поведения. «...Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса», - писал А. С. Макаренко.

Огромное значение для успеха работы имеет обстановка в школе: чистота, порядок. Красиво оформленные классные помещения, со вкусом оформленные интерьеры.

Поведение учителя, его внешний вид, тон и стиль обращения с другими учителями, родителями, учениками имеют решающее значение в формировании воспитанности школьника. Учитель должен быть тем образцом поведения, которому хотел бы следовать ученик. Резкий тон, раздражительность в общении с детьми, бестактные замечания, что родители иногда еще получают в школах, безусловно, затрудняют воспитание культуры поведения. Правила вежливости, культура речи, точность, обязательность формируются гораздо быстрее, если в школе создана общая атмосфера дружелюбия, внимания друг к другу, товарищеской помощи и заботливости.

Рассмотрим основные правила культурного поведения:

  1. Правила личной гигиены, аккуратности и опрятности.

Ежедневно вставай в то самое время, проветривай комнату и делай зарядку.

Утром надо умываться, чистить зубы, мыть уши и шею.

Перед сном надо умыться, хорошо проветрить комнату.

Всегда мой руки перед едой, после работы и после посещения туалета.

Пользуйся носовым платком, следи, чтобы нос у тебя всегда был чистым.

При чихании и кашле отворачивайся, прикрывая рот носовым платком.

Держи в порядке волос: они должны быть аккуратно подстрижены и причесаны или заплетенные в косы.

Надо научиться и всегда делать самому: красиво застилать кровать, пришивать воротничок, стирать и гладить его, пришивать пуговицы, чистить ботинки.

Умей накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться прибором, культурно есть.

Будь всегда аккуратно и опрятно одетым. Одежда должна быть чистой, выглаженной.

В школе надо быть в школьной форме, дома - переодеться в домашнюю одежду, в гости принято одеваться особенно опрятно, празднично, нарядно.

Уходя из дома, посмотри на себя в зеркало: все ли в порядке?

Нужно бережно относиться к своей одежде и обуви, самому следить за ее чистотой.

Научись красиво носить свою одежду, пусть она тебя не сжимает, будет «настоящей» и выглаженной.

Держи в порядке свои домашние и школьные принадлежности.

Поддерживай в своем рабочем уголке порядок: вытирай пыль, книги и тетради после занятий заключай всегда на то же место.

Любую вещь, которую взял, положи на постоянное место: ножницы, иглу, расческу, книжку.

Пальто всегда вешай на свою вешалку. Домашняя одежда всегда лежит на своем месте или вешается на плечики, на которых висит форма.

Игрушки тоже держи в порядке. После игры все собери на место.

II. Правила вежливости и культуры речи.

В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствия.

 Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.

С взрослым нужно здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя.    За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку.     Здороваясь, надо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.

Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и говори стоя.

Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова» («спасибо», «пожалуйста»).

В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по мелочам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.

Не ябедничай. Если друг в чем-то неправ, скажи сразу об этом, останови товарища, если он занимается чем-то плохим.

Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.

Вежливый человек приветливый и внимательный к другим. Если его о чем-то спрашивают или просят сделать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому-то помочь и т.д.), он всегда делает это охотно.

Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова («пожалуйста», «спасибо», «будьте добры» и т.п.), сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.

III. Правила поведения в школе.

В школу стоит приходить аккуратно одетым, в хорошо отутюженной форме, гладко причесанным, в хорошо начищенной обуви.

Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в сумку.

В школу надо приходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу, не толкайся, не спеши опередить всех, перед входом хорошо вытри обувь.

 Мальчики у входа в школу снимают шапки.

 Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами.

 На уроке. Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения учителя.

 Если в класс входит взрослый (учитель, директор, отец  и др.), все дружно встают за партами, здороваясь с тем, кто вошел. Сесть можно только после разрешения учителя (директора и др.).

 Чтобы правильно встать за партой, надо осторожно и  тихо подняться, спокойно опустив руки.

  Во время урока сидеть возлагается непосредственно. Руки лежат на парте, ноги на полу; оглядываться, смотреть по сторонам и разговаривать на уроке нельзя.

  Если учитель задает вопрос классу, а ты хочешь ответить, подними руку.       Руку надо поднимать и когда хочешь спросить что-либо у учителя.

  Когда учитель позволит ответить на вопрос, нужно спросить его о чем-нибудь, надо встать. Разговаривать с учителем надо стоя.

  Обращаться с просьбой к учителю или товарищам надо, употребляя вежливые слова: «пожалуйста», «спасибо».

  У доски стой прямо. Выходя к доске, оправь свою форму.

  Береги свою парту, не ломай ее, ничего не пиши на ней, не царапай.

 На перемене. Выходить на перемену можно только после того, как позволит учитель.

 После слов учителя: «Урок окончен» - все выстраиваются по рядам и по очереди выходят из класса, не толкая в дверь и не пытаясь пройти вперед учителя.

 На переменах в классе могут оставаться только дежурные. Они вытирают доску, проветривают помещения и выполняют разные распоряжения учителя.

 В коридоре надо пытаться ходить по правой стороне, нельзя бегать, кричать, держать руки в карманах, жаться к стенке, затевать драку.

 Во время перемен можно играть в разные игры.

 Со всеми взрослыми и с дежурными по школе, которых встречаешь первый раз в этот день в школе, надо здороваться,

 Если в дверях встретился взрослый (учитель), уступи ему дорогу. Если рядом с тобой идет девочка, пропусти ее вперед.

Завтракать во время перемены нужно в столовой, в буфете. Дети, приносящие завтрак с собой, остаются в классе на большой перемене, расстилают салфетку на парте и едят, стараясь не крошить на пол. Есть на ходу, гуляя по классу или коридору, нельзя.

Завтрак, купленный в буфете, надо есть в буфете. После завтрака надо вытереть платком или салфеткой руки, чтобы не испачкать своей одежды, тетрадей и книг.

Бумажки, огрызки стоит бросать в специальную урну.

В перемену нужно не забыть зайти в туалетную комнату, чтобы не отпрашиваться с урока. После посещения туалета надо вымыть руки.

В библиотеке. Книги следует возвращать в указанный срок.

С библиотечной книгой нужно обращаться особенно аккуратно: не загибать углов, не пачкать страниц.

Если видишь, что страница плохо держится, подклей.

Возвращая книгу, будь готов ответить на вопросы библиотекаря о содержании книги.

Правила поведения в гостях.

 Благодари, если тебя приглашают в гости.

Сначала спроси разрешения у родителей, а потом уже дай ответ. Если обещал, приди обязательно.

На день рождения принято приходить с подарками. В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку. Школьник может подарить аккуратно выполненную поделку, вышивку и др. Если у школьника есть небольшие сбережения, то он может купить недорогой подарок ко дню рождения родителей, друга, родственника.

 В гостях будь приветлив и весел. Веди себя просто, не привлекай внимания окружающих, не смейся слишком громко, не кричи и не балуйся.

 Если ты умеешь петь, играть, танцевать, декламировать и тебя просят об этом, не отказывайся.

 Если тебя угостят, не следует привередничать и спешить попробовать вкусные угощения.

 Уходя из-за стола, скажи «спасибо».

 Если к тебе придут гости, подумай заранее, какие игры и развлечения ты можешь им предложить.

 Содержание упражнений и их форма зависят от характера правила, отрабатывается. Так, например, возможны занятия, где учитель показывает, как надо вести себя в той или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как вести себя за столом, как выполнять правила вежливости. На этом же занятии дети повторяют действия учителя, учатся поступать правильно. А потом эти упражнения включаются в разнообразную деятельность школьников. Дети едут в театр, идут на день рождения к товарищу. Здесь они должны самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны взрослых действовать в соответствии с известными им правилами. Учитель наблюдает за поведением детей, он отмечает те пробелы и ошибки, что дети делают, и то хорошее, правильное в их поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.

 Выполнение общественных поручений требует от детей не только умение выполнять какую-либо деятельность, но и соблюдать определенные правила поведения. Так, третьеклассники дежурят на своем этаже. При этом дети вступают в отношения со многими людьми: взрослыми, младшими и старшими ребятами, своими сверстниками. Общение с ними требует от школьников знания многих правил культурного поведения. Умение следовать правилу в повседневной жизни становится необходимым для детей. Поэтому дети стараются запомнить то, что они изучают на специальных занятиях, и применить полученные знания на практике. Это обстоятельство в значительной степени облегчает работу учителя по воспитанию культуры поведения.