СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Воспитание младших школьников средствами учебных предметов на уроках математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья рекомендована учителям начальных классов. Выступление на августовском совещании учителей.

Просмотр содержимого документа
«"Воспитание младших школьников средствами учебных предметов на уроках математики"»





Воспитание младших школьников

средствами учебных предметов на уроках математики







Августовское совещание учителей.

Составила: Монгуш А.К.




Воспитание младших школьников в учебной деятельности представляет собой сложный, противоречивый процесс. Сложность его состоит в том, что дети не воспринимают воспитательные задачи на уроке как главные, они отражаются как дополнительные, второстепенные по отношению к образовательным задачам. Ведь в школу ребенок идет за знаниями, а не затем, чтобы быть более честным, справедливым, волевым, добрым, трудолюбивым. Так представляется ему ситуация обучения в школе. Поэтому наибольшая трудность заключаются в том, чтобы сформировать у детей мотивационную готовность к воспитанию самих себя на уроке.

Математика многое может дать для развития у детей интереса к учению, для воспитания любознательности, желания и умения искать пути решения возникающих проблем.

В своей повседневной работе на уроке математики используя различные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, задачи, загадки, пословицы, сказки, групповую и индивидуальную формы работы. Я всегда стремлюсь воспитывать у своих учеников чувство бережливости и аккуратности. Учу их бережно относиться к школьному имуществу, к учебникам и учебным пособиям.

С этой целью я решаю на уроке математики задачи, которые помогают мне воспитывать моих учеников. Приведу пример:

1. Из 1 т макулатуры можно изготовить 25000 ученических тетрадей. Сколько тетрадей можно изготовить, если школа сдаст 5 т макулатуры?

25000 х 5 = 125000 (тетрадей)


2. Если ученик соберет 60 кг макулатуры, он сбережет от вырубки 1 дерево. Сколько деревьев может сберечь класс, если он соберет 600 кг макулатуры? (10 деревьев)


В учебнике математики почти в каждом уроке есть задачи, содержание которых позволяет осуществлять связь с жизнью.

Заметную роль в воспитании у детей интереса к математике играют арифметические ребусы, головоломки, логические вопросы.

Одним из средств активизации учащихся на уроке является выполнение самостоятельной работы. Формы проверки использую разные: самопроверка, взаимопроверка. Контролируя работы учащихся, выставляю оценки в журнал. Таким образом, при выполнении самостоятельной работы повышается ответственность у детей за качество выполненной работы, приучают их работать без ошибок, создают интерес и любовь к предмету. В ходе групповой формы работы дети приучаются к совместной деятельности, вызывают интерес, активизируют познавательную деятельность и имеют большое воспитательное значение.

Для повышения эмоциональной окраски урока четко ставлю перед собой воспитательные цели и увязываю их с изучаемым материалом. Например, ставя задачу воспитания трудолюбия, говорю о зависимости успехов коллектива от четкой организации труда каждого на своем рабочем месте. Дифференцирую задания на уроке и в конце урока подвожу итог, кто и как потрудился и почему у одних задания выполнены лучше, у других хуже.

Для этой же цели даю задачи или задания, связанные с производительным трудом самих школьников ( о сборе лекарственых трав, ремонте учебников).

Дидактическая игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.

Ставя перед уроком цель – воспитание уважения и воинам Российской Армии можно предложить игру «Десантники». Начав игру с беседы, потом объяснить ход игры. Нужны рисунки парашютистов, под ними пишем примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20 и сообщаем детям: «Десантники получили задание – приземлиться в лесу. Каждый должен приземлиться в лесу в заданном пункте. Путь движения парашютистов зашифрован примером. Догадайтесь, куда должен приземлиться каждый из них».

Элементы занимательности: стихотворение, загадки и другие не только способствуют повышению интереса учащихся к знаниям, но и развивает логическое мышление, пространственные представления, а также воспитывают у детей чувства любви к родному краю и своей Родине, любовь к членам своей семьи. Наиболее ценны в воспитательном отношении стихотворения, призывающие детей заниматься математикой и показывающие ее значение в жизни человека.

На первом уроке математики в 1 классе можно, например, познакомить детей со словами стихотворения Г. Кайтукова:

Начнем считать: один, одна,

Россия – моя страна.

Мы Родиной ее зовем,

Здесь наш родной любимый дом.

Затем можно провести беседу по рисунку Московского Кремля, итог которой подводит учитель:

- У каждого из нас одна Родина. Москва – столица нашей Родины. У каждого из нас одна мама, солнышко одно нам светит и греет, луна на небе одна…

- А кто знает, какой цифрой обозначается первое число каждого месяца в календаре?

( Дети из выставленных не по порядку на наборном полотне цифр выбирают цифру 1 )

- Какие праздники мы отмечаем первого числа? ( 1 января – Новый год, 1 мая, 1 сентября День знаний, начало учебного года).




Добросовестному отношению к делу учит младших школьников стихотворение «Задача»:

У мальчишки трудная задача,

Допустил ошибку – час пропал,

Но малыш вздохнул и снова начал,

Разве мог он поступить иначе?...


Можно использовать пословицы ( при изучении чисел 1-5). Один за всех и все за одного. Один день год кормит; загадки – У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем (пальцы). У чурки две печурки (нос); сказки – например, «Репка». Сегодня мы побываем в гостях у сказки «Репка». Посмотрим сказку и поможем главным героям. Дети рассматривают иллюстрацию к сказке и одновременно отвечают на вопросы: который по счету, кто первый, кто второй и т.д., кто последний, кто пришел тянуть репку сначала, кто потом.

Заканчивая игру, обобщаем знания детей: - Вы молодцы, ребята! Вы не только вспомнили сказку и помогли героям, но и закрепили понятия «раньше», «позже», «перед», «за», познакомились с порядковым счетом.

Логические упражнения: Из каких геометрических фигур составлен каждый рисунок? Чем отличаются рисунки?

Дифференцированные задания могут быть записаны на доске, таблице, перфокартах, индивидуальных карточках.


+

16 =

+

+

Педагогичесая ситуация на уроке дожна быть приближена и нравственым отношениям детей. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, учителю, школе. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.

Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развиает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересом товарищей.