Воспитание младших школьников
средствами учебных предметов на уроках математики
Августовское совещание учителей.
Составила: Монгуш А.К.
Воспитание младших школьников в учебной деятельности представляет собой сложный, противоречивый процесс. Сложность его состоит в том, что дети не воспринимают воспитательные задачи на уроке как главные, они отражаются как дополнительные, второстепенные по отношению к образовательным задачам. Ведь в школу ребенок идет за знаниями, а не затем, чтобы быть более честным, справедливым, волевым, добрым, трудолюбивым. Так представляется ему ситуация обучения в школе. Поэтому наибольшая трудность заключаются в том, чтобы сформировать у детей мотивационную готовность к воспитанию самих себя на уроке.
Математика многое может дать для развития у детей интереса к учению, для воспитания любознательности, желания и умения искать пути решения возникающих проблем.
В своей повседневной работе на уроке математики используя различные дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, задачи, загадки, пословицы, сказки, групповую и индивидуальную формы работы. Я всегда стремлюсь воспитывать у своих учеников чувство бережливости и аккуратности. Учу их бережно относиться к школьному имуществу, к учебникам и учебным пособиям.
С этой целью я решаю на уроке математики задачи, которые помогают мне воспитывать моих учеников. Приведу пример:
1. Из 1 т макулатуры можно изготовить 25000 ученических тетрадей. Сколько тетрадей можно изготовить, если школа сдаст 5 т макулатуры?
25000 х 5 = 125000 (тетрадей)
2. Если ученик соберет 60 кг макулатуры, он сбережет от вырубки 1 дерево. Сколько деревьев может сберечь класс, если он соберет 600 кг макулатуры? (10 деревьев)
В учебнике математики почти в каждом уроке есть задачи, содержание которых позволяет осуществлять связь с жизнью.
Заметную роль в воспитании у детей интереса к математике играют арифметические ребусы, головоломки, логические вопросы.
Одним из средств активизации учащихся на уроке является выполнение самостоятельной работы. Формы проверки использую разные: самопроверка, взаимопроверка. Контролируя работы учащихся, выставляю оценки в журнал. Таким образом, при выполнении самостоятельной работы повышается ответственность у детей за качество выполненной работы, приучают их работать без ошибок, создают интерес и любовь к предмету. В ходе групповой формы работы дети приучаются к совместной деятельности, вызывают интерес, активизируют познавательную деятельность и имеют большое воспитательное значение.
Для повышения эмоциональной окраски урока четко ставлю перед собой воспитательные цели и увязываю их с изучаемым материалом. Например, ставя задачу воспитания трудолюбия, говорю о зависимости успехов коллектива от четкой организации труда каждого на своем рабочем месте. Дифференцирую задания на уроке и в конце урока подвожу итог, кто и как потрудился и почему у одних задания выполнены лучше, у других хуже.
Для этой же цели даю задачи или задания, связанные с производительным трудом самих школьников ( о сборе лекарственых трав, ремонте учебников).
Дидактическая игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.
Ставя перед уроком цель – воспитание уважения и воинам Российской Армии можно предложить игру «Десантники». Начав игру с беседы, потом объяснить ход игры. Нужны рисунки парашютистов, под ними пишем примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20 и сообщаем детям: «Десантники получили задание – приземлиться в лесу. Каждый должен приземлиться в лесу в заданном пункте. Путь движения парашютистов зашифрован примером. Догадайтесь, куда должен приземлиться каждый из них».
Элементы занимательности: стихотворение, загадки и другие не только способствуют повышению интереса учащихся к знаниям, но и развивает логическое мышление, пространственные представления, а также воспитывают у детей чувства любви к родному краю и своей Родине, любовь к членам своей семьи. Наиболее ценны в воспитательном отношении стихотворения, призывающие детей заниматься математикой и показывающие ее значение в жизни человека.
На первом уроке математики в 1 классе можно, например, познакомить детей со словами стихотворения Г. Кайтукова:
Начнем считать: один, одна,
Россия – моя страна.
Мы Родиной ее зовем,
Здесь наш родной любимый дом.
Затем можно провести беседу по рисунку Московского Кремля, итог которой подводит учитель:
- У каждого из нас одна Родина. Москва – столица нашей Родины. У каждого из нас одна мама, солнышко одно нам светит и греет, луна на небе одна…
- А кто знает, какой цифрой обозначается первое число каждого месяца в календаре?
( Дети из выставленных не по порядку на наборном полотне цифр выбирают цифру 1 )
- Какие праздники мы отмечаем первого числа? ( 1 января – Новый год, 1 мая, 1 сентября День знаний, начало учебного года).
Добросовестному отношению к делу учит младших школьников стихотворение «Задача»:
У мальчишки трудная задача,
Допустил ошибку – час пропал,
Но малыш вздохнул и снова начал,
Разве мог он поступить иначе?...
Можно использовать пословицы ( при изучении чисел 1-5). Один за всех и все за одного. Один день год кормит; загадки – У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем (пальцы). У чурки две печурки (нос); сказки – например, «Репка». Сегодня мы побываем в гостях у сказки «Репка». Посмотрим сказку и поможем главным героям. Дети рассматривают иллюстрацию к сказке и одновременно отвечают на вопросы: который по счету, кто первый, кто второй и т.д., кто последний, кто пришел тянуть репку сначала, кто потом.
Заканчивая игру, обобщаем знания детей: - Вы молодцы, ребята! Вы не только вспомнили сказку и помогли героям, но и закрепили понятия «раньше», «позже», «перед», «за», познакомились с порядковым счетом.
Логические упражнения: Из каких геометрических фигур составлен каждый рисунок? Чем отличаются рисунки?
Дифференцированные задания могут быть записаны на доске, таблице, перфокартах, индивидуальных карточках.

+
16 =

+

+
Педагогичесая ситуация на уроке дожна быть приближена и нравственым отношениям детей. Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, учителю, школе. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.
Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развиает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересом товарищей.