Войково
Всё в нашем педагогическом деле в конечном счете решает мастерство. Но каким трудным и долгим обычно для нас, учителей, бывает этот путь к мастерству! Виктор Николаевич Терский, друг и помощник А.С. Макаренко, всю свою жизнь доказывал, что мастерству педагогической работы можно научиться. Можно обойти многие неудачи и промахи, избежать неоправданного перерасхода учительских сил.
Чтобы овладеть мастерством, надо многое знать. Надо знать, в чём принципиальная особенность нашего педагогического мастерства, каковы его слагаемые, какую роль в нём играет педагогическая техника. Надо знать законы воспитания, процесс развития детской самодеятельности, методы её стимулирования.
Надо неустанно трудиться над собой, совершенствовать методы работы с детьми. Ведь мастерство учителя состоит не только в том, чтобы умело преподнести знания, так чтобы каждый почувствовал силу и радость нелёгкого процесса познания, оно и в том, чтобы сформировать из каждого учащегося всесторонне и гармонично развитую личность.
На основании многолетних наблюдений, переосмысления теоретических положений я пришла к выводу, что система всяких педагогических действий, как аторитарных, так и неавторитарных обусловливается не столько методами, приемами и средствами, сколько их направленностью, нравственными формами, в которых они реализуются, принципами компоновки этих средств.
Каждый раз, получая классное руководство в новом классе, учитель сталкивается с неимоверным количеством новых проблем. И тут важно распознать особенности именно этого детского коллектива, взаимоотношения внутри его, а также особенности каждого отдельно взятого ученика.
Детский коллектив обладает огромной силой воспитательного воздействия на своих членов. До поры до времени она может и не проявляться. Но на определённой стадии движения коллектива эта сила обязательно даст о себе знать. Очень важно в воспитательной работе не упустить этот момент.