СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание нравственных чувств и этического сознания обучающихся начальной школы с ОВЗ на внеклассных занятиях и во внеурочное время

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Слайд 1

Все начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются отношения с окружающими, вырабатываются нормы поведения, закладываются традиции семейного воспитания. Душа каждого человека сравнима с прекрасным цветком, но, расцветёт ли она, зависит от  духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье, в детском саду, в школе.

Сегодня приоритетными становятся задачи духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника: формирование основ морали, самосознания личности, укрепление нравственности.

Слайд 2

          Начальные шаги в этом направлении мои воспитанники делают на этических занятиях, таких как, «Вежливые слова», «Вежливые слова – помощники в дружбе», «Будьте взаимно вежливы!».

Слайд 3

В сюжетно-ролевых играх они активизируют свои знания о правилах этикета. 

         На занятиях «Какого человека мы называем добрым?», «Добро и зло в сказках», «Копилка добрых дел», «Учимся быть добрыми», «Поговорим о честности», «Легко ли быть честным?», «Поговорим о милосердии» и других, обучающиеся моего класса расширяют представления о главных человеческих ценностях – добре, честности, щедрости, заботе и помощи.

 В коллективе появляются первые традиции: положительный настрой на день «С другом поделись радостью своей», вечер примирения «Прости обиду».  Создается копилка добрых поступков «Сердце нашего класса», в которую на итоговых внеклассных занятиях каждый может опустить орден Сердца со словами благодарности, которые «растут» вместе с ребятами. Постепенно появляются и множатся благодарности родителям за заботу, благодарности учителям за добрые уроки, благодарности друг другу за оказанную помощь. Слайд 4

Воспитанники моего класса принимают активное участие во всероссийских конкурсах «Культурное наследие России, «День народного единства» и других, где награждены дипломами I, II, III степени.

 Слайд 5

На занятии «Добрым быть совсем не просто», дети познакомились с понятием «говорить мягким тоном». Обучающиеся приводили примеры называя близких, одноклассников, героев книг и мультфильмов, которые говорят мягким тоном. Перед детьми ставилась проблемная ситуация, где решались проблемы личностного характера. Каждый ставил перед собой сложную речевую задачу: «На этой неделе я буду особенно стараться говорить со  всеми мягким тоном!»

Слайд 6

Реализация принципа следования нравственному примеру эффективно осуществляется на внеклассных занятиях «Встреча с книгой». Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают рассказы, в которых ставится доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе.

Свою лепту в осмысление детьми общественного нравственного идеала внесла встреча с писательницей, автором многих произведений – Юлией Константиновной Басовой «Писатель – это не просто профессия. Это стиль жизни и своя философия. Чтобы начать писать, нужно переполниться; - живя, любя, ошибаясь, страдая, теряя, чувствуя» Сильное эмоциональное впечатление производит на детей жизнь и творчество «певца Урала» - Д.Н. Мамина-Сибиряка. Черты настоящего уральского характера приобретают конкретный смысл при знакомстве со сказами и биографией П. П. Бажова. Таким способом активизируется поиск нравственных образцов и примеров в реальной жизни, среди родных и близких людей. Дети отправляются в поисковые экспедиции «Доброта вокруг меня».

 Слайд 7

На занятии постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между обучающимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, дети общаются между собой, влияют друг на друга. К обучающимся предъявляются требования, касающиеся их деятельности на занятии: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивается умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на занятии рождает между ними отношения характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции общей работы. Для того чтобы эти возможности занятия реализовать практически, создаю в течение занятия ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой.

Практическое подтверждение приобретённых социальных знаний и опыт ролевого нравственного взаимодействия дети получают в конкурсных программах «Эстафета вежливости», «От всей души». Активную роль в организации таких праздников принимают родители класса, обеспечивая необходимое воспитательное взаимодействие с социумом.

 Слайд 8

Коллективные творческие дела «Мама, мамочка, мамуля», становятся специальным пространством поддержки родительских талантов, порой глубоко скрытых в силу ритма современной жизни, средством возрождения семейных традиций. Воспитанники моего класса принимали активное участие в фотовыставке «Мир и счастье для меня, это моя мама». Вовлечение взрослых и детей в совместный творческий процесс организует их плодотворное общение, во время которого, глубже узнавая друг друга, семьи заметно сближаются.

Слайд 9

При создании проекта «Этот загадочный и фантастический мир» также предлагала ребятам синтезировать познавательную и нравственную тематику: «Есть ли дружба у животных?».

Основным методом в работе является диалог, который  способствует  формированию  этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Диалог предполагает свободные высказывания, обмен мнениями.

     Особенностью диалога является то, что в нём нет правильных или неправильных высказываний – каждый   участник имеет право на свою точку зрения.

 Например, в ходе диалога на тему «Семья», мы с детьми  обсуждали  вопросы: Что такое семья? Для чего человеку нужна семья?   Какую семью можно назвать счастливой? Дети знакомятся с ролью членов семьи. Какова роль отца в семье и какое значение играет мать в семье. В результате дети высказывали свои суждения. На уроках использовались игры, упражнения, направленные на развитие эмоционально - ценностной сферы личности.

 Слайд 10

Интересными формами работы в воспитании нравственных качеств помогают мне ежегодные встречи с протоиреем о. Михаилом, иереем о. Павлом, православным хором под руководством Анны Сергеевны Стрельцовой из храма Благовещение Пресвятой Богородицы, посещение концерта классической музыки «Дети помогают детям» фонда «Арт – линия, экскурсии, посещение музея.

Слайд 11

 Используя в своей работе интересные для их возраста формы, ненавязчиво помогаю  обрести глубокую связь с Родиной, например, изучение русских традиций. Знакомлю детей с тем, как встречали гостей на Руси, о православных праздниках, значения этих праздников. Провела ряд занятий «Праздники и обычаи русского народа», «Традиции и обычаи наших предков», «Традиции чаепития у русских народов»

Полученные знания дети показывают при проведении традиционных русских праздников. Ежегодно совместно с детьми мы проводим Масленицу с блинами, народными играми.  В этом году готовили новогодние игрушки с пожеланиями для родных и близких.

 Слайд 12

Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. У обучающихся складываются твёрдые представления о нравственности, о добре и зле, правде и лжи, о верности и чести, справедливости и подвиге. При таком усвоении учебного материала у школьников формируется личный нравственный опыт.

 Слайд 13

  Воспитывать нравственные качества непросто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры и развитию духовности была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения на основе искренности и доверия, уважения человеческого достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём,  стать гражданином своей  страны не на словах, а на деле.

Воспитательное значение достигается не просто знакомством с указанными словами, понятиями и памятниками отечественной культуры, а формированием у учащихся отношения к ним как к родным словам, понятиям, святыням.

Слайд 14

И закончить своё выступление я хочу словами Святейшего Патриарха  Московского и всея Руси Алексия II «Судьба России, её будущее - в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мертвенной, а её труд безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам лишь некоторую сумму знаний.  Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству». 

С полной уверенностью можно сказать, что свет, зажженный педагогом, просвещает ум ученика и ведёт к просветлению души.

Спасибо за внимание!