СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная функция школы в современных условиях образования

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Накопление  дидактического и методического материала для реализации воспитывающей функции обучения.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная функция школы в современных условиях образования»

т е м а: Воспитательная функция школы
в современных условиях образования

Цель: познакомить педагогов с теоретическим материалом в области целеполагания в современных условиях обучения; закрепить навыки в постановке воспитательной цели урока.

План проведения:

1. Доклад по теме педсовета (зам. директора по УВР).

2. Выступления из опыта работы (учитель русского языка и литературы; учитель истории; учитель иностранного языка; учитель музыки).

3. Практическая работа: обучение постановке воспитательной цели урока; работа с памятками.

Решение педсовета:

1. Утвердить состав рабочей группы по созданию клуба «Умники и умницы».

2. Включить в планы самообразования педагогов школы изучения вопроса целеполагания в рамках личностно-ориен-тированного подхода к обучению и воспитанию школьника.

3. Педагогам школы продолжить работу по накоплению на кафедрах дидактического и методического материала для реализации воспитывающей функции обучения.

Ход педсовета

Примерные тезисы к докладу по теме педсовета

Если ты не воспитываешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитываешь только себя, ты вообще не учитель.

Человек без воспитания – что тело без души.

Обучение, как принято считать, уже само по себе имеет воспитывающий характер. Если это так, то почему при огромном количестве посещённых уроков за 11 лет пребывания в школе ученик всё же далеко не всегда становится воспитанным? Что сегодня в учительской среде понимается под воспитанием? Имеют ли в виду учителя, организуя этот процесс, одно и то же? И обязательно ли в масштабах одного педагогического коллектива должно сложиться достаточно непротиворечивое представление о том, что есть воспитание, каковы его основные задачи и пути осуществления?

Вопрос о необходимости становления педагогической позиции учителя в отношении воспитания и повышения статуса школьного воспитания, усиления внимания к нему только на первый взгляд представляется бесспорным для всех участников образовательного процесса. А действительно ли нужно повышать этот статус и, если нужно, кому прежде всего? По нашему мнению, убеждают в актуальности действий в данном направлении следующие факты: низкий уровень воспитанности современного молодого человека, выражающийся в отсутствии добродетелей и несформированной нравственности; незаинтересованность значительного количества учителей качеством воспитательной работы (а её почти никак никто и не оценивает). Кроме того, за эту работу соответственно и платят: государство делает вид, что оплачивает, а учитель часто делает вид, что воспитывает.

Попытки определить специфику воспитания приводят к вопросу о том, можно ли в принципе «увидеть», зафиксировать воспитательное влияние, то есть указать тот момент (точку, ситуацию), в которой происходит воспитательное влияние и, таким образом, изменения в качествах личности ребёнка? Может ли вообще педагог показать «оценщику» (школьной администрации, методисту, инспектору), что в данный период времени имеет место воспитательный процесс? Полагаем, что констатировать наличие учебного процесса несколько проще: для этого достаточно отметить, что ученик воспроизводит учебный материал, использует новое значение для решения учебных задач и т. д., хотя и здесь всё не так просто. Показатели того, что идёт процесс воспитания (ими должны пользоваться сами педагоги для рефлексии собственной деятельности, а также руководители образования), могут касаться как внутренней, так и внешней стороны.

К внешним, наиболее доступным для оценивания характеристикам воспитания могут быть отнесены следующие:

– воздействие на все три канала восприятия мира;

– обращение учителя-воспитателя к эмоционально-чувствен-ной сфере ребёнка;

– естественность ситуации общения взрослого и ребёнка;

– отклик ребёнка, выраженный как вербально, так и на невербальном уровне любого предмета.

Основные воспитательные возможности урока включают следующие моменты, зависящие в полной мере от учителя:

– чёткая организация познавательной деятельности учащихся;

– требовательность, но и творческая взаимопомощь;

– привитие любви и уважения к предмету;

– использование воспитательных возможностей каждого учебного предмета с учётом его специфики.

– Каковы же функции учителя на уроке, и как он их должен выполнять?

Учитель, прежде всего, воспитатель. Воспитать ученика невозможно путём словесных объяснений того, «что такое хорошо и что такое плохо», путём нудных нотаций и наставлений. Воспитывающее воздействие на ученика, в первую очередь, оказывает личность учителя: его образованность, манера поведения, заинтересованное отношение к делу, доброжелательное и искреннее отношение к ученикам, умение владеть собой, строгая доброта, умение и желание помочь ученику и т. д.

Не меньшее значение для воспитания учащихся имеет умение учителя находить в содержании учебного материала такие элементы, изложение которых будет ненавязчиво, исподволь воспитывать учеников.

Школьники резко отрицательно относятся к погрешностям в речи учителя, к речевым штампам, повторяющимся часто фразам. Неумение вовремя закончить урок, продолжение объяснения на перемене снижает престиж учителя, ухудшает усвоение материала. Концовка остаётся в памяти слушателей надолго. Эффектны юмористический финал или искренний комплимент.

Как вести себя, общаясь с людьми

Будьте добрым.

Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков. Дети не любят несчастных людей, органически не переносят постоянно озабоченных чем-то преподавателей. Помните, что неудачи, личные несчастья мы всегда преувеличиваем. В трудных ситуациях думайте о будущем, занимайтесь делом – это лучший способ победить своё несчастье. Никто не может принести нам душевное спокойствие, кроме нас самих. Мы энергичны и активны настолько, насколько полны решимости быть бодрыми, душевно счастливыми.

Предлагаемый набор показателей того, что «идет» именно воспитание, касается его внутренней стороны, причём его нельзя считать окончательным, завершённым. Выделим из таких показателей следующие:

1) совершение воспитанником духовных усилий, «так трата духовной энергии есть одновременно приращение, обеспечивающее раскрытие и рост души»;

2) наличие эмоционального отклика, неравнодушие к содержанию деятельности, в которую включены воспитанники;

3) обязательное, неформальное принятие цели этой деятельности;

4) диалогичность ситуации общения, небоязнь проявить себя и самоутвердиться;

5) зарождение у воспитанников желания участвовать в «добротворческих делах» – действий типа «социальной инициативы»;

6) создание ситуации успеха воспитанника в учебной и внеучебной деятельности.

Указанные показатели характеризует не только саму воспитательную деятельность педагога, но и реакцию воспитанников на созданную педагогом ситуацию развития личности.

Педагогическое воздействие действительно становится воспитанием при соблюдении следующих условий:

– процесс воспитания непрерывен, но при этом в нём выделяются специально-организованные педагогом ситуации, проживая которые воспитанник приобретает опыт отношения к различным сферам бытия и взаимоотношения с ними;

– воспитатель и воспитанник находятся в субъект-субъект-ной позиции по отношению друг к другу;

– воспитатель озабочен, прежде всего, не коррекцией поведения и приведением его в соответствие с общепринятыми культурными нормами, а поддержкой нравственного отношения ребёнка к различным сферам, событиям и явлениям жизни, другому человеку и собственному образу Я;

– воспитатель работает не с внешними проявлениями воспитанности личности, а с её внутренним миром, с «внутренним культурным контекстом ребёнка»;

– воспитатель целенаправленно ставит воспитанника в ситуацию, в которой у него возникает необходимость и даже потребность совершать духовное усилие по самоопределению;

– положительные изменения в личности ребёнка как результат воспитывающего общения сказываются на качестве духовности самого воспитателя, его саморазвитии;

– в проектировании ситуации развития ребёнка ему отведена определённая роль, роль не пассивная, а субъекта, ответственного за свой личностный рост, когда воспитанник сознательно, совместно с педагогом определяет цели саморазвития.

Каждое занятие должно быть воспитывающим. Воспитывающее обучение – один из главных дидактических принципов преподавания.

Фрагменты выступлений из опыта работы педагогов

Учитель истории. Воспитание чувства патриотизма на уроках истории – одна из главных задач, стоящих перед учителем. Существует огромное количество замечательных героических примеров из нашего исторического прошлого, и мы испытываем чувство гордости за наших предков.

Но лучше всего примеры патриотизма раскрываются на уроках обществознания, когда с детьми можно беседовать на любые темы, затрагивающие нашу сегодняшнюю действительность. Так, отмечая очень многие негативные стороны жизни в современной России, дети говорят о том, что они все равно любят ее, потому что это – Родина. Только двое из одиннадцатиклассников сказали, что они хотели бы уехать из России, жить и работать за границей. Остальные хотят именно здесь приложить свой будущий опыт и знания, чтобы попытаться сделать жизнь в стране привлекательнее и лучше.

Почти все юноши сказали, что они не хотят служить в армии, но если бы им потребовалось пойти на защиту России – они бы пошли обязательно, потому что это, опять же, – Родина.

Очень многие гордятся тем, что именно Россия смогла подарить миру большое количество выдающихся людей, известных во многих странах (были названы имена Пушкина, Толстого, Достоевского, Жукова Г. К., Гагарина Ю. А., Менделеева Д. И., Чайковского П. И. и многих других).

И невзирая на многие неутешительные прогнозы, которые дают России историки, политологи, социологи, – ученики все-таки верят, что жизнь в России изменится к лучшему и что наша страна станет одной из самых процветающих в мире.

Учитель иностранного языка. Наша работа направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса с учетом накопленного веками богатства культуры русского народа, его истории, выдержавших вековые испытания жизненных ценностей и традиций.

Каждый учитель больше полагается на собственную интуицию, личный опыт.

Обращение к истокам национальной истории и культуры должно помочь учащимся чувствовать себя уверенно в постоянно изменяющемся мире.

Страноведческий цикл учебного курса по английскому языку призван завершить формирование у учащихся представления о менталитете и культуре британской нации. На уроках иностранного языка появляется возможность обобщить то, что ученики узнали из курса истории, литературы, музыки, ИЗО и внеклассной деятельности.

В рамках цикла проводятся специальные уроки по темам:

1. Народные песни России и Великобритании.

2. В. Шекспир и А. Пушкин.

3. Рождество в России и в Великобритании.

4. Школьное образование России и Великобритании.

Учитель русского языка и литературы. Любая образовательная программа строится на единстве обучающей и воспитывающей целей. Но, наверное, как на учителях-слове-сниках, так, соответственно, и на уроках русского языка и литературы лежит огромная ответственность: не только научить грамотно писать и говорить, выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно творческого характера, но и (что, безусловно, является определяющим в современной жизни) воспитать человека, способного видеть прекрасное, воспринимать красоту в жизни и искусстве: человека, умеющего строить отношения с другими людьми. Любое художественное произведение, упражнение по русскому языку несут в себе немаловажную воспитательную функцию. Иногда она лежит на поверхности, порой ученики вместе с учителем доискиваются до истины путем поэтапного анализа. Но самое главное в этой ситуации – суметь избежать нравоучений и нотаций. Если учитель говорит: «Вы должны делать так, поступать только так...», – это, безусловно, является малодейственным аргументом для детей: кто-то покивает головой, поддерживая учителя, а кто-то будет откровенно зевать. Как избежать такой реакции? Прежде всего, нельзя забывать, что у учеников уже есть собственный жизненный опыт. Поэтому при работе с художественным текстом необходима связь с накопленным опытом: во-первых, это наблюдение над ситуацией, поведением героев, интерпретация с различных точек зрения; во-вторых, развитие способностей к целостному пониманию, выработке понятий и представлений; и наконец, развитие способности использовать свои представления для принятия решения, обозначенной проблемы, что, в свою очередь, ведет к приобретению нового опыта. Особая роль в деятельности учителя отводится созданию творческой обстановки на уроке. Важно, чтобы ученики не боялись сделать ошибку, и тогда устраняются внутренние препятствия творческим проявлениям. Обязательным является требование безоценочного характера реакции учителя на действия учащихся. Необходимо показывать учащимся возможность использования аналогий, новых ассоциаций, развивать восприимчивость. При этом не снимается требование «контроля» за воображением: после периода некоторого «созревания» идей и мнений, часть из них может быть отброшена. Основная задача учителя заключается не только в расширении фонда знаний, а, скорее, в том, чтобы помогать ученикам видеть смысл, общую направленность их деятельности, видеть в этом развитие собственных возможностей.

Так, например, на урок, по рассказам М. Зощенко в 6 классе очень важно показать ребятам, как смешон человек, который говорит неправильно, употребляет грубую лексику, не может подобрать точного слова. Работая с лексикой рассказа «Стакан», дети выступают в роли «переводчиков»: слова нейтральной лексики «переводят» на лексику разговорного стиля, при этом стараясь передать язык героев М. Зощенко (об эту сахарницу, об ручку, я прибор и стукнул; Никак, батюшка, стаканчик разбили? (тюкнул, грохнул, расколол, кокнул), народу пришло (привалило, приволоклось, приперлось), а деверь больше других возмущается (орет, ругается, перечит, наезжает, в бутылку лезет, колбасится). Каждое предложенное слово азартно обсуждается, отвергается или принимается. Радуемся, когда наши находки совпадают с авторскими. С огорчением убеждаемся, что современная лексика, употребляемая нами, не оставила бы писателя без работы и сегодня, в чем мы убедились, выполняя это задание, находя в тексте грубые просторечные формы: только у него и делов, один стакашек, неохота, чаишко неважный – шваброй малость отзывает, деверь нажрался арбуза, гостям надо морды арбузом разбивать; все суды такими делами закрючены; пущай стакан отдадут из принципа. По утверждению Д. Свифта, как человека можно распознать по его обществу, так о нем можно судить по его языку. Вот мы и судим, то есть оцениваем человека и в данном случае осуждаем. Герои Зощенко безобразны и потому смешны. А мы уже убедились: чем больше люди будут смеяться над грубым и глупым героем, тем менее захотят быть на него похожими.

Дети следят не только за своей речью, но и замечают ошибки в чужой. Смешными могут быть не только слова, но и неправильные формы слов. Этот прием успешно применил Зощенко в рассказе «Кочерга». Директору одного учреждения, где истопнику понадобилось иметь в своем распоряжении не одну кочергу, пришлось диктовать машинистке требования на склад: «В срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче...» тут директор осекся. Тогда спросил у истопника, что ему нужно. «Сами знаете, что», – угрюмо ответил истопник. –Пять кочережек». Самое смешное, что вскоре бумажка со склада была возвращена с резолюцией: «Отказать за неимением на складе кочережек». Выясняем, что правильный вариант – кочерег, т. е. не только развивается грамотность, воспитывается интерес, уважительное отношение к родному языку, стремление быть грамотным, образованным, но и (как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «Смех исправляет нравы») доброта, терпимость друг к другу.

Конечно, и шедевры мировой литературы помогают воспитать чуткого, отзывчивого человека. Так, например, при изучении пьесы-сказки Мориса Метерлинка «Синяя птица» (эпизод когда дети из бедной семьи отправляются на поиски синей птицы – символа счастья) перед учителем на одном из уроков стоит задача: передать мысль автора об истинных и ложных наслаждениях в человеческой жизни. Легко сказать «передать», но как в этой ситуации не «опуститься» до нравоучений? В результате поэтапного обсуждения выясняем, почему «самые тучные блаженства» названы «плохо воспитанными пошляками». Оказывается, эти блаженства (есть, когда уже не чувствуешь голода, ничего не знать, ничего не делать, спать больше, чем нужно) только «едят, пьют, орут, поют», и жизнь их определяется словами: «Надо пить, надо есть, надо спать», мечты об ином счастье им недоступны. Безусловно, появляются мнения, что некоторые из этих блаженств очень даже хороши. Тогда проигрываем ситуации, приводим примеры из жизни, из увиденного по ТВ. Делаем прогнозы: к чему же приведет увлечение подобными блаженствами? Но автор показывает в пьесе и истинные ценности, о существовании которых человек часто не задумывается, гоняясь за тучными блаженствами: блаженство быть здоровым, дышать воздухом, любить родителей; великие радости: быть добрым, понимать, созерцать прекрасное, любить, радость материнской любви. Наибольший отклик у детей вызывает именно радость материнской любви, блаженство быть здоровым. Таким образом, оглянувшись вокруг себя, дети (как и герои пьесы) чувствуют себя гораздо увереннее и богаче.

Очень часто в ученическом коллективе (особенно в подростковом) возникают проблемы в отношениях; всем знакомы ситуации «группировок», «объявления бойкота». Когда в нашем классе случилось подобное, поняла, что мои попытки уладить конфликт помогают мало. Под предлогом урока внеклассного чтения по литературе задала прочитать повесть В. Железникова «Чучело». Благодаря обсуждению проблем героев, ребятам пришлось заново оценить собственные поступки, избавиться от влияния общего настроения, царящего в группе приятелей. Дети увидели себя, свое поведение как бы со стороны. Приходим к выводу: «Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности».

Безусловно, цели достигают уроки, на которых читаются художественные произведения, их истолкование строится на основе целостного восприятия текста; значительное внимание уделяется нравственному воспитанию читателя-школьника, без назидательности и «лобовой» атаки.

Учитель музыки. Методика музыкального воспитания в системе педагогических наук и занимает свое, относительно самостоятельное место. Она изучает закономерности музыкального воспитания с целью совершенствования его содержания и методов.

Д. Кабалевский приступил в 1973 году к созданию экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы, которая в настоящее время является действующей. Ныне действующая программа по музыке имеет тематическое построение: все темы – это как ступеньки, ведущие учащихся к овладению музыкальной культурой. Кабалевский говорил о педагоге-музыканте, это и «учитель» и «музыкант».

Учитель музыки должен быть прекрасным музыкантом, отлично владеющим голосом, иметь слух, играть.

В век технического прогресса, без механической записи не обойтись. Например, когда в классе должен прозвучать хор, оперная сцена, оркестр, то это должно быть как дополнение к живому исполнению учителя:

• живое исполнение – эмоциональная атмосфера;

• остановиться в любой момент, начать сначала;

• играющий учитель, поющий – хороший пример, того, как важно и интересно самому уметь исполнять.

Принципы воспитывающего обучения: научность и доступность осваиваемого материала, наглядность, при его преподнесении прочность знаний, умений, навыков. Активность музыкальной деятельности учащихся их самостоятельность. Важно раскрыть связь музыки с другими видами искусства, историей, живописью, литературой. Цель учителя – показать, что музыка потому и может изображать разные картины жизни, что у нее есть свои краски, тембры.

Интерес зависит от привлечения необычных фактов, создания эффекта удивления, например:

Тема урока: Чудо музыки в повестях К. Паустовского.

Цель: показать значение музыки в прозе.

Вопрос учителя: может ли музыка влиять на литературу, могут ли писатели, поэты создавать литературные произведения под впечатлением прослушанной музыки? (Ответы детей.)

Отрывок из рассказа «Старый повар». Звучит музыка: Моцарт. Фрагмент из 2-й части симфонии «Юпитер».

Вопрос: 1) Почему он увидел? (Гений, гениально играл произведения.)

2) А вы представляли Марту? (Свои мысли.) Музыка поможет создать рассказ.

Домашнее задание: нарисовать свое впечатление от урока.

Связь музыкального воспитания с жизнью, интересами детей, конечно, является основой в музыкальном воспитании например:

Тема урока: Музыка легкая и музыка серьезная. Бардовская (авторская) песня.

Цель: раскрыть тематику бардовской песни; показать ее огромный воспитательный потенциал, заключенный в сочетании выразительности стихов и искренней мелодии.

Вывод: авторская песня возникла из протеста пустой эстрадной развлекательности. Здесь отдается предпочтение выразительному слову. Ей не нужны украшения и спецэффекты. Должна идти от сердца к сердцу (Барковский, В. Высоцкий,
Ю. Визбор, Б. Окуджава).

На уроках учащиеся знакомятся с лучшими образцами народной музыки, с произведениями русской, советской и зарубежной классики. Освоение классического наследия является основой воспитания музыкальной культуры учащихся. Важная задача музыкального воспитания в школе – формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик – в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только развлекательную музыку.

Практическая работа с памятками

Схема целеполагания на уроке (внеклассном деле).

Цели:

1. Определить, что является воспитательной целью занятия?

2. Что послужило обоснованием выдвинутой цели? Связана ли цель с возможностью помощи педагога ребёнку в процессе личностного роста?

3. Понятна ли цель учащимся, приняли ли они её, стала ли она для них личностно-значимой? Как педагог работал с мотивами участия детей в этой деятельности?

4. Кто должен принимать участие в целеполагании?

5. Учесть при её постановке возраст учащихся.

Предполагаемый результат.

Определить предполагаемый результат в виде личностного опыта, который должен приобрести воспитанник, и тех конкретных действий, в которых он должен выражаться!

Варианты постановки целей воспитания с позиции личностного подхода.

Цель – воспитание творческого начала личности школьника:

а) воспитание способности осознавать, что такое творчество и в каких сферах оно может проявляться;

б) воспитание стремления проявлять творчество в сфере личностного интереса;

в) создание условий для проявления оригинальности, нестандартности мышления и подхода к делу в большинстве сфер жизнедеятельности.

В направлении приобретения опыта самостоятельности могут быть сформулированы следующие цели:

а) воспитание осознания сути и понимания важности самостоятельности в жизненных ситуациях;

б) воспитание стремления к самостоятельному принятию решений, самостоятельным поступкам в различных жизненных обстоятельствах;

в) воспитание способности принимать самостоятельные решения, действовать самостоятельно во всех сферах жизнедеятельности.

В отношении воспитания ответственности как устойчивого нравственного качества, вероятно, стоит выделить такие цели:

а) воспитание способности осознавать ситуацию реальной ответственности, понимать, за что и как ребёнок может отвечать;

б) воспитание желания, потребности брать на себя ответственность за конкретное поручение;

в) воспитание готовности и умения отвечать за любое порученное дело или взятое на себя обязательство.

Поставить цель – значит определить вид опыта, приобретение которого желательно и воспитаннику, и учителю, и те действия, в которых он (опыт) будет выражаться.

Сначала обсуждаются схема целеполагания на уроке и варианты постановки целей, предложенные каждому участнику педсовета в виде памяток.

Затем в группах (по предметам) организуется практическая работа по постановке воспитательной цели урока по любой выбранной теме или разделу (желательно иметь с собой тематическое планирование).