Воспитательная модель
классного руководителя
Дороховой Татьяны Петровны
МБОУ «Школа№78»
г. Ростов на Дону
2019
Содержание
Введение
Я и мое окружение
Цели и задачи
Содержание работы
Направления работы классного руководителя
Ожидаемые и реальные результаты работы
Организация взаимодействия - учеников, классного руководителя, учителей и родителей
Заключение
Приложения
Направления воспитательной работы.
Гистограмма оценки нравственности обучающихся.
Гистограмма состояния здоровья учащихся.
Разработка классного часа: «Здорово, жить здорово!»
Эстетическое восприятия и художественный вкус учащихся. (Фотографии.)
Наши грамоты и медали.
Педагогические приемы изучения семьи. Разработка родительского собрания.
Психологические исследования уровня комфортности детей в классном коллективе.
«Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях… Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо».
В.А.Сухомлинский
Общество испытывает духовно-нравственный кризис. Мир не справляется со своими детьми. Наблюдается рост детских домов, жестокое обращение с детьми, увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение.Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
А результативным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека. Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье - все берет свое начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека.
По своему педагогическому опыту знаю, что педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с учениками и их родителями было эффективным. Задача классного руководителя - создавать условия для сотрудничества и саморазвития учащихся.
Оказывается, быть учителем неимоверно сложно, но ещё труднее быть классным руководителем. Почему? На мой взгляд, классный руководитель – это пахарь, бросающий зёрна добра, справедливости, чувства собственного достоинства в души детей, которые при чутком и умелом подходе прорастают. Мне хочется видеть в своих воспитанниках – личность, успешную личность.
Поэтому приоритетный вид моей деятельности, как классного руководителя, создание условий для развития личности в разных таких направлениях: учёба, спорт и творчество. Я должна способствовать самовыражению через совместную деятельность, через творческие дела, т.е. должно быть развитие каждого индивида, того потенциала, которым одарила его природа.
При планировании воспитательной деятельности я всегда помню о ситуации -жизнь среди людей. Поставленные цели и задачи на каждый учебный год зависят от возраста учащихся и направлений, выбранных школой: правовое, интеллектуальное, патриотическое, трудовое, здоровьесберегающее, работа с детским коллективом и родителями. Каждый год происходит уточнение (дифференциация) целей и задач, внесение коррективов. После совместного обсуждение с детьми, а потом и с родителями подводится итог в целеполагании воспитательной работы. Намечаются мероприятия, ответственные за них, сроки реализации. От года в год количество мероприятий, предложенных и, самое главное, реализованных детьми, увеличивается, т.к. происходит взросление.
В своей деятельности использую многообразные формы организации воспитательной работы: тематические классные часы, психологические практикумы, круглые столы, диспуты, экскурсии, трудовые дела, оздоровительные походы, совместные мероприятия родителей и детей, консультации с психологом школы, социальным педагогом.Это является «визитной карточкой» воспитательной деятельности в функции классного руководителя. Всё это направлено на укрепления здоровья, на самовыражение учащихся через совместные и творческие дела, на укрепление высоконравственного поведения и формирование жизненного самоопределения.
Для педагогически грамотного, эффективного выполнения своих функций классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Основой моей работы является это выражение: «Классное руководство – это не работа, это образ жизни».
Главное в моей работе: накопленный опыт, профессионализм, знания. Ребенку нужен не информатор, а соратник и друг, с которым можно:
- спорить;
- делиться мнением;
- отстаивать свою точку зрения;
-оставаться самим собой.
Моя цель: увидеть все лучшее, что есть в моих подопечных, помочь каждому из них поднять планку личностного роста.
Одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.
7 «А» класс – это не первый класс в моей педагогической практике.
Классный коллектив, руководителем которого я на сегодняшний день являюсь, был сформирован в 2010 году. Смена классного руководителя была при переходе из начальной школы в среднюю. В 2014-2015 учебном году произошла адаптация учащихся 5 «А» класса к процессу обучения в средней школе. Главной задачей было обеспечение её естественного протекания и благополучных результатов. Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками. Пятиклассники были вовлечены в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Наиболее удачными мероприятиями адаптационного учебного года я считаю «День матери», «Новый год», «Масленица», «День победы», где все учащиеся класса приняли активное участие.Дети участвовали также в предметных неделях: «Неделя русского языка и литературы» (1 место, КВН), «Неделя естественных наук», «Неделя математики» (1 место, КВН), «Неделя художественно – эстетического цикла» (1 место,КВН), за что многие получили почетные грамоты и благодарственные письма от администрации школы и учителей предметников (Плетнева Кристина, Ткачева Полина, Бордунов Михаил, Навальный Денис, Янгирова Ольга, Тележникова Дарья, Чернова Софья, Цыганкова Дарья).
В классе обучается 27 человек: 17девочек и 10мальчиков. Работоспособность класса хорошая. Дети любознательны и общительны. На контакт со взрослыми идут легко. Дисциплина в классе хорошая. Ученический коллектив по большей части уже сформировался. Но в связи с взрослением, изменением мировоззрения учащихся, я продолжаю планировать работу по сплочению классного коллектива, провожу мероприятия направленные на толерантное, доброжелательное отношение друг к другу.
В прошедшем учебном году многие учащиеся моего класса были задействованы в деятельности школьных кружков и секций по интересам: «Белая ладья», баскетбол, футбол, «Мастерская Самоделкина», «Умелые ручки», «Лейся песня» и др. На протяжении нескольких лет я, как классный руководитель, тесно сотрудничаю с руководителями городских объединений дополнительного образования. 96% моих воспитанников посещают занятия в ДДТ, ДШИ им. Дунаевского, ДЮСШ «Прометей», ЦЮД «Русич», ДК«ш.Антрацит». Я систематически изучаю особенности учащихся, отслеживаю уровень их воспитанности, осуществляю индивидуальную работу с каждым ребенком.
Школьный класс в современных условиях должен быть творческим, воспитывающим каждого ученика как личность, эффективно действующим в учении, общении, труде и общественной работе.
В рамках воспитательной модели моего класса за основу взята программа «Я и мое окружение», которая активно готовит учащихся к самоуправлению, учит их общению и взаимодействию с людьми, повышает их социальную активность, дисциплину и ответственность, воспитывает и развивает личностные качества, необходимые для жизни в современном, быстро обновляющемся обществе. В данной модели ребенок – высшая ценность.
Большое внимание я уделяю созданию нравственной и эмоционально-благоприятной среды для самовыражения и самореализации личности учащихся, включению детей в такую систему деятельности и отношений, которая укрепляет их нравственные позиции, воспитанию чувствасобственного достоинства и способности к социальной адаптации и, в конечном итоге, – воспитанию Гражданина.
Цель воспитательной модели класса:
«Воспитание и развитие свободной, талантливой, физически и духовно развитой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению». На этой основе мною, как классным руководителем, на протяжении последних двух лет решались следующие воспитательные задачи:
- Воспитание любви к Родине, семье, природе родного края, народным традициям.
- Обучение доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.
- Воспитание интереса к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствование развитию нравственного и духовного мира детей.
- Обучение самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.
- Пропаганда здорового образ жизни.
- Организация сотрудничества и взаимодействия обучающихся, учителей и родителей.
Содержанием воспитательного процесса выступает поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных видах деятельности, в общении на основе педагогики сотрудничества.
Воспитание в каждом ученике порядочности, милосердия, гражданственности, толерантности, активной жизненной позиции, бережного отношения к природе, трудолюбия - это те ведущие ценности, которыми я руководствуюсь в своей работе. Считаю, что воспитание успешно, если оно системно. Поэтому в воспитательном процессе мною реализуются направления программы: «Нравственность», «Гражданин»,«Здоровье», «Эстетика», «Интеллект»».
Принципы воспитательной работы:
Во-первых то, чтов каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Считает, что важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Во-вторых, следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и в школе, способствовать формированию и обогащению его личности.
В-третьих, для меня педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях выбора форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
В-четвертых, благодаря творчеству, ребенок узнает свои способности, сильные стороны своей личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию своего «я».
Наконец, вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.
Основная работа по реализации воспитательной системы.
(Направления воспитательной работы. Приложение №1)
1. Направление «Нравственность».
Работа в этом направлении ведется мною третий год. В ходе реализации воспитательной программы были проведены классные часы, направленные на формирование нравственной культуры, умение отстаивать свою нравственную позицию: «Ты» или «Вы», «Свои и чужие», «Ожерелье доброты», «Дружба-это здорово», «Вверх по лестнице или мои жизненные ценности»и другие. На классных часах учащиеся активное участие принимают в обсуждении различных тематических вопросов, где можно высказать и отстоять свою точку зрения. (Приложение №2).
2. Направление «Гражданин. Патриот».
Сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, приоритетным направлением своей воспитательной работы считаю проблему гражданско-патриотического воспитания обучающихся. У меня нет четко выработанной программы гражданско – патриотического воспитания, но разработанная система мероприятий направленна на воспитание и развитие в детях патриотического, нравственного, физического и других аспектов воспитания. В своей работе я выделяю несколько направлений:
Воспитание через систему классных часов.
«Устав школы».
«Герб, гимн и флаг России».
«Конституция РФ».
«Голосуйте за мир!».
«Мы-русские, мы-россияне».
«Через века, через года помните…».
«У каждой битвы свои герои».
Просмотр видеофильмов о войне:
«Что такое толерантность или любите себя и других».
«Память Беслана должна жить».
Участие детей в социально-значимых мероприятиях.
Поздравление тружеников тыла сднем пожилого человека,с Днем Победы (ежегодно).
Акция «Чистый школьный двор».
Подари учебник школе. (ежегодно)
Посылка солдату. (ежегодно)
Торжественная линейка, посвященная памяти Героя России П.Шилина. (ежегодно)
Участие в феврале в традиционном месячнике военно-патриотической работы. (ежегодно)
Выпуск боевого листа.(Янгирова Ольга, Чернова Софья)
Обучающиеся готовили презентации о своих прадедах участвующих в военных действиях.(Азаров Никита и Струговец Татьяна)
Музыкальные перемены.
С большим энтузиазмом ребята класса приняли участие в школьном конкурсе чтецов «Я помню! Я горжусь!», где читали стихи на патриотическую тематику. Победителем школьного этапа стала ученица Тележникова Дарья, которая была делегирована в Червонопартизанскую школу №1 для участия в конкурсе чтецов, посвященном памяти героя Афганской войны А. Жульковского и стала призером.
14 февраля - день освобождения г. Гукова от немецко-фашистских захватчиков – Уроки Мужества, Линейка Памяти.
Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.
Всероссийская акция «Георгиевская ленточка – 2016».
Организация экскурсий по памятным местам города.Классные праздники, посвященные «Дню Защитника Отечества».Также школьники ежегодно посещают экспозиции посвященные Победе в Великой Отечественной Войне.(Музей шахтерской славы)
Считаю, чтонеоценимую роль в воспитании любви к родной земле, своему донскому краю, уважительному отношению к своим предкам, истории своего города принадлежит школьному музею. Учащиеся класса посетили залы: «Природа родного края», «Донское казачество», «Археология области».
Проводятся так же краеведческие часы «Традиции и обычаи Донских казаков», «Казачьи посиделки», «Род мой славен на Дону»,интересными
были инсценировки «Проводы казака на службу», «Колядки»,
экологический диспут «Чернобыль. Дни испытаний», урок воспоминаний «Солдатские письма».
Военно-спортивные игры, конкурсы.
Раз в год проводится игра «Зарница», которая оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
Различные спортивные соревнования:«День здоровья»: «А ну-ка мальчики».
3. Направление «Здоровье».
Наш класс можно назвать спортивным, так как большинство учащихся занимаются в спортивных секциях, кружках школы и учреждениях дополнительного образования: спортивные секции волейбола, дзюдо, рукопашного боя, футбола, танцы, плавания.
Из 27 обучающихся в классе 7детей ежедневно получает бесплатное горячее питание, 13 детей питаются платно.
Проблема заключается в следующем: многие дети имеют низкое представление о правильном питании и полезности тех или иных продуктов, вследствие чего не все продукты они едят. Моя задача состоит в том, чтобы научить их питаться правильно. Для этого проводятся инсценированные классные часы, на уроках Технологии я рассказываю о каждом продукте, его свойствах и влиянии на организм. Проводим классные часы с презентацией: «Кто хорошо жует – тот хорошо живет», «Польза и вред жевательной резинки», «Мы – за здоровый образ жизни», «Быть здоровым значит быть красивым», «Твое здоровье в твоих руках», ситуативный практикум «Наркотики – путь в никуда», минутки безопасности, лекции о вреде курения, алкоголизма.В прошедшем учебном году многие учащиеся моего класса были задействованы в деятельности школьных кружков и секций по интересам: «Белая ладья», баскетбол, футбол и др. На протяжении нескольких лет я, как классный руководитель, тесно сотрудничаю с руководителями городских объединений дополнительного образования. 96% моих воспитанников посещают занятия в ДДТ, ДК «Антрацит», ДЮСШ «Прометей», ДШИ им. Дунаевского, ЦЮД «Русич».
Работу с родителями, в этом направлении, строю вформ сотрудничества. Провожу тематические классные собрания, индивидуальные беседы.
Вместе с родителями планируем мероприятия: праздники, походы, экскурсии, беседы для формирования у учащихся положительной мотивации для занятий физкультурой и спортом.
Многие мероприятия становятся в классе традиционными. Это спортивный конкурс “Мама, папа, я – спортивная семья”, игры по станциям, спортивные эстафеты, “Веселые старты”, совместные походы на природу.
(Приложение №3, 4).
4. Направление «Эстетика».
В классе проводится работа, направленная на формирование эстетического восприятия и художественного вкуса учащихся.
В пятом классе была проведена диагностика уровня воображения и творческих способностей учащихся. Тестирование показало недостаточно высокий уровень творческого потенциала школьников. Поэтому проведение классных мероприятий, направленных на развитие индивидуального и коллективного творчества, стало хорошей традицией в классном коллективе: разработка и выпуск тематических газет, поздравительных открыток, участие в тематических музыкальных переменах, традиционной Неделе театра.
Особый интерес вызывают у моих ребят ставшие уже традиционными внеклассные мероприятия художественно-эстетической направленности, такие как «Новогодний огонек», «День именинников», «Масленица» и др.
Уже неоднократно мои ученики становились призерами и победителями творческого школьного конкурсе «Алло! Мы ищем таланты!», а так же занимали призовые места в творческих конкурсах на региональном и областном уровнях (Тележникова Дарья - ДипломI степени Международный фестиваль-конкурс сценического искусства «Южная звезда», Филиппова Анастасия – Лауреат I степени Международный фестиваль-конкурс сценического искусства «Южная звезда»). 15% детей занимаются в школьных кружках бисероплетения, живописи, рисунка. 19% занимаются в музыкальной школе по классу: фортепиано, гитара, а также занимаются в хореографических ансамблях г.Гуково: «Изабель», «Кредо», «Фантази». (Приложение №5).
5. Направление «Интеллект».
Главной целью данного направления является создание условий для раскрытия умственных, интеллектуальных способностей учащихся, развития их познавательной активности.
Ежегодно в школе проводятся этапы Всероссийских олимпиад школьников. Активное участие дети принимают в Международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Бульдог». Результатом такого участия стали высокие баллы и призовые места. (Цыганкова Дарья -96 баллов «Русский медвежонок», Ткачева Полина – 89 баллов «Русский медвежонок»,Навальный Денис –посещает математическую школу и принимает активное участие в олимпиадах и КВНах школы и города).(Приложение №6,7).
6. Направление «Семья».
Школа и семья – естественные союзники, основные факторы в воспитании учащихся. Решить проблему воспитания - значит объединить усилия. Большинство учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями, учащимися из других классов. У них сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.
Для меня, как классного руководителя, важно единство взглядов на воспитание детей, на их формирование.Я и родители учащихся заинтересованы в том, чтобы дети хорошо учились, были здоровы, жизнедеятельны и всесторонне развиты. Поэтому очень важно вовлечь родителей в процесс воспитания.
Каждую четверть я организую тематические родительские собрания, на которых кроме методических и педагогических консультаций проводятся беседы на интересующие родителей темы и вопросы. В 2014-2016 учебных годах с родительской общественностью класса были проведены собрания по темам: «Трудности адаптации пятиклассника в школе», «Умственное воспитание подростка и задачи семьи», «Роль общения в жизни школьника», «Потребности и желания подростков», «Развитие индивидуальных наклонностей и способностей детей», «Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы», «Воспитание человечности у подростка», «Вот и стали мы на год взрослей» и другие. (Приложение №7).
Помимо родительских собраний проводилось заочное анкетирование родителей «Достаточно ли вы контактны с детьми», «Моё мнение как родителя о классе», «Уровень удовлетворённости школой», посредством которых я выясняла волнующие родителей вопросы.
Регулярно проводятся индивидуальные беседы с родителями, организуются встречи с учителями-предметниками, преподающими в классе.
Родители вместе с детьми принимают участие в общешкольных мероприятиях: «День здоровья», «Масленица», «Зарница» и в других различных спортивных мероприятиях. Неоценимую помощь оказывают родители в организации экскурсий и походов.
Следует сказать, что в моем классе большая часть учащихся – активные, творческие дети, желающие как можно больше узнать и поделиться своим, хоть и небольшим, жизненным опытом.
Считаю, что воспитательная модель «Я и мое окружение» класса дает положительные результаты: благоприятный психологический климат, наличие призовых мест в школьных конкурсах, участие в различных общешкольных мероприятиях.
Для реализации воспитательной модели класса, в соответствии с поставленными по каждому направлению целями с обучающимися класса были проведены следующие мероприятия:
Направление программы | Проведенные мероприятия (кл. часы, беседы, викторины, собрания, акции) | Результат деятельности по данному направлению |
Гражданин | «Герб, гимн и флаг России». «Конституция РФ». «Голосуйте за мир!». «Мы памяти верны!». «Пока мы помним, мы живем». «Через века, через года помните…». «Мы-русские, мы-россияне». «У каждой битвы свои герои». | -Презентация «Символика государства». -1 место в школьном конкурсе стихов о войне. -Участие команды в игре «Зарница». -3 место в конкурсе чтецов, посвященном памяти героя Афганской войны А.Жульковского. -2 место в выпуске «Боевого листка». -Проведение музыкальной переменки ко Дню Победы. -2 место городской конкурс сочинений. |
Нравственность | «Ты» или «Вы». «Свои и чужие». «Ожерелье доброты». «Дружба это здорово». «Вверх по лестнице или мои жизненные ценности». «Мы толерантны» - открытый классный час. | -Проведение и анализ диагностик. - Акция «Ветеран живет рядом». -Дни правовых знаний с участием представителей правоохранительных органов. - Участие в предметных неделях, создание творческих работ по интересам. - Презентация «Мы толерантны». |
Здоровье | Акция, посвященная Всемирному дню борьбы со СПИДом. «Путешествие в страну здоровья» «Здорово, жить здорово!». «Три сестрички - вредные привычки». «Эпидемия безумия». «Курение – коварная ловушка». | -Создание презентаций:«Здорово, жить здорово!», «Все о чае». -1 место в школьных соревнованиях (День здоровья). |
Семья | «Моя семья – моя крепость». «Свет отчего дома». «Я и Семья». «Война в истории моей семьи». «Говорят, что о любви все сказано». Конкурс сочинений о маме | -Оформление проектов «Моя семья». -Поздравление мам с Днем матери, подготовка праздничного концерта. -Проведение совместного собрания с родителями. -Создание презентаций: «Война в истории моей семьи». -1 место в конкурсе сочинений о маме. |
Эстетика | «Чудеса света». Христианские праздники и обычаи. «Сокровенные знания». «Новогодний огонек». «День именинников». «Масленица». «Алло! Мы ищем таланты!». | -Организация вечера «Новогодний огонек». -Создание презентаций: «Масленица», «Мое имя». |
Интеллект | «Кенгуру». «Русский медвежонок». «Бульдог». | -«Русский медвежонок» Цыганкова Дарья -96 баллов, Ткачева Полина - 89 баллов. Навальный Денис - посещает математическую школу и принимает активное участие в олимпиадах и КВНах школы и города. |
Критериями успешности воспитательной работы в моём классе является динамика межличностных отношений, сплоченность классного коллектива и удовлетворенность учащихся общением.
Совместно с педагогом – психологом МБОУ СШ №23 организуются индивидуальные встречи с посещение комнаты психологической разгрузки, которые помогают вывести ребёнка из затруднительной ситуации.
Ежегодно проводятся психологические исследования уровня комфортности детей в классном коллективе. Количество детей, не желающих посещать школу, снизилось с 27% до 12%, число детей, находящихся в позиции «наблюдение за жизнью класса» понизилось с 65% до 32%, а процент учащихся, оценивающих свое положение «внутри класса» вырос с 36% до 64%. (Приложение №8).
Полученные данные свидетельствуют о том, что воспитательный процесс конструктивен, направлен на развитие личности и способствует сохранению психического и социального благополучия учащихся.
Школа должна быть, прежде всего, школой радости, школой успеха, где учащийся мог найти себя, почувствовать свою необходимость, значимость. Классный коллектив должен стать как семья, где у каждого свои функции и обязанности, однако они живут и работают для общего блага, а также для своего самовыражения, саморазвития.
Подводя своеобразный итог работе за три года, я могу сказать, что поставленных целей, по большей части, мы добились. Несомненно, нужна еще корректировка некоторых вопросов, но до выпускного бала у нас еще есть время, а главное силы, возможности и желания.
Мои дети на глазах растут, взрослеют, с ними я пополняю свой опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть, по возможности, доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Поэтому, я стремлюсь, стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.
Я верю, что все мои старанья не пройдут даром, и даже покинув стены школы, мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом, а наши отношения останутся теплыми и доверительными.Но на смену им придут малыши-пятиклассники, и снова все повторится сначала…
Классное руководство стало для меня уже потребностью, порой трудоемкой и тяжелой, но вместе с тем оно наполнило мою жизнь новыми чувствами, впечатлениями, эмоциями, переживаниями. Оно позволяет мне расти вместе с детьми, постоянно совершенствуя свое педагогическое мастерство.
10